Pixabay.com
Pixabay.com
Общество

Подробнее об этом – в обзоре латвийской прессы от агентства BNS.

Золитудская трагедия: повысилась ли безопасность строительства?

Сегодня исполняется десять лет, как в Риге, в Золитуде, произошла небывалая в Латвии трагедия. При обрушении общественного здания, супермаркета "Maxima", погибли 54 человека. Судебное разбирательство в связи с трагедией до сих пор продолжается, сейчас оно в последней, третьей инстанции. Таким образом, окончательное решение суда пока неизвестно. Но что сделано для того, чтобы мы жили в безопасности и подобные трагедии больше никогда не повторялись? Сразу после трагедии Сейм создал парламентскую комиссию по расследованию. Она должна была оценить каждый потенциальный риск, выявить все системные ошибки и поручить правительству устранить их. Президент Латвии Андрис Берзиньш назвал произошедшее массовым убийством из-за халатности. На пике эмоций политики раздавали обещания быстрого расследования и озвучивали намерение больше ничего подобного не допускать. Первые шаги последовали быстро. Согласно рекомендациям экспертов, Сейм существенно усовершенствовал и дополнил закон о строительстве, предусмотрев создание специального органа государственного контроля - Государственного бюро по контролю за строительством (ГБКС), основной задачей которого стал надзор за крупными коммерческими проектами, а также строительными объектами, финансируемыми государством и самоуправлениями. Под надзор ГБКС попали школы, учреждения, супермаркеты и другие общественные объекты. В связи с этим на поднадзорных ГБКС объектах начался независимый контроль безопасности. Но остались проблемы с другими строениями, например, с многоквартирными домами: какова безопасность инженерно-технических решений в новостройках такого типа? Особенно важен ответ на вопрос, достаточно ли прочны балконы и строительные конструкции после проведенных перестроек в возведенных в советское время жилых домах, которые в нашей стране по-прежнему являются основой жилого фонда? Спустя год после трагедии в Золитуде эксперты и общественные контролеры пришли к выводу, что большую часть задач, в том числе контроль над публичными сооружениями и более широкое просвещение общества о действиях в кризисных ситуациях, ответственные органы начали выполнять. Но неотложной работы по улучшению качества строительства по-прежнему много, и одна из главных задач - пересмотреть критерии государственных и муниципальных закупок, которые вынуждают делать выбор в пользу предложений с самой низкой ценой. Кроме того, следует создать систему исключения из участия в публичных закупках предприятий, которые вызывают сомнения в соей репутации и способности обеспечить качественное строительство. (Latvijas Avīze)

О безопасности и консенсусе

"Я уверен, что наша убежденность и общая решимость остановят тех, кто не желает нам добра", - сказал президент Латвии Эдгар Ринкевич, выступая с речью на военном параде 18 ноября. На минувших государственных праздниках он произнес несколько речей и обращений. Политолог и специалист по общественным отношениям Филипп Раевский заявил агентству ЛЕТА, что речь президента у памятника Свободы свидетельствует о его близости к народу, в то же время подтверждая такие присущие Ринкевичу качества, как стрессоустойчивость, а также способность выражать личное мнение. Свои послания обществу на празднике озвучили и другие высокопоставленные должностные лица. "Капрал Виталий Смирнов пожертвовал собой ради победы Украины. На службе в Латвийской армии Виталий прошел путь от почетного караула у памятника Свободы до батальона Земессардзе в родном Ливанском крае. Там же, где в ноябре 1945 года чекисты убили его прадеда Юриса Рудзатса. Чувство справедливости Виталия заставило его отправиться на борьбу за свободу Украины. Виталий отдал свою жизнь не только за Украину, но и за свободную Латвию и Европу. Его борьба не была напрасной. Мы сохраним память о Виталии. Мы продолжим защищать свою свободу и свободу наших друзей!" - сказал Ринкевич в обращении к участникам военного парада. В свою очередь, выступая перед началом праздничного концерта в Латвийском национальном театре, президент заявил: "35 лет назад был основан Народный фронт Латвии. Как покатившийся с горы снежный ком, он начал лепить независимости Латвии. В этом году исполняется 30 лет с момента восстановления действия Конституции в полном объеме, избрания 5-го Сейма и президента государства, создания Кабинета министров. Всего этого не было бы, если бы 105 лет назад не была провозглашена независимость Латвийского государства". Он также подчеркнул: "Нет одной правильной профессии, которая считалась бы ценной и хорошей. Нет одного определения патриотизма. Нет одного надежного способа доказать свою любовь к отечеству. Но мне кажется, важно не просто говорить о патриотизме, а показывать его на деле. Мы не можем в теории научить наших детей, что надо любить Латвию. Любовь им нужно показать". (Diena)

Обещания о снижении цен на лекарства до сих пор на бумаге

В следующем году, возможно, мы наконец-то дождемся снижения цен на медикаменты. Во всяком случае, так обещают в Министерстве здравоохранения, которое вознамерилось убедить отрасль согласиться с фиксированной наценкой на лекарства. Отрасль пока сразу не говорит "нет", но ждет, когда станет известен конкретный размер ограничения. Жалобы на то, что в Латвии цены на медикаменты выше, чем в остальных странах Балтии, звучат уже много лет. Но реального снижения цен так и не удалось добиться, и еще этой осенью Госконтроль указал на большую разницу цен в Балтии. Окончательная цена формируется из добавленной к цене производителя наценки оптовых торговцев и аптек и налога на добавленную стоимость в размере 12%. Именно наценка и НДС являются тем звеном, из-за которого в Латвии цены самые высокие. В обеих наших соседних странах для наценки установлено ограничение оптовой платы, то есть определен конкретный "потолок". У нас он устанавливается в процентном соотношении с ценой производителя. Например, на медикамент стоимостью 2000 евро латвийским оптовикам разрешено устанавливать наценку в 200 евро, тогда как в Эстонии - 6,39 евро, а в Литве - 14,48 евро. "Чем дороже лекарства, тем выше наценка и конечная цена для клиента. Можно было бы определить, как это сделано в Литве и Эстонии, что при достижении определенной цены производителей дальше уже не рассчитывается наценка в процентном соотношении, есть определенный максимум. Все равно, сколько лекарства стоят - 100 или 200 евро, наценка составляет, допустим, 6 евро, а не, как сейчас, 10% от цены", - объяснила механизм юридический советник Бюро омбудсмена Илона Лошака. (Lsm.lv)

Амплитуда тарифов по-прежнему широка

"Амплитуда тарифов на тепло сейчас в Латвии очень широка, разница между крайними размерами - более чем троекратна. Правда, она сократилась по сравнению с началом прошлого сезона, когда разница была примерно шестикратной. На тот момент самые высокие тарифы были в местах, где топят газом и поставщики тепла закупали его на спотовом рынке, так как не обеспечили себя заранее на случай роста расходов", - пояснил экономист банка "Luminor" Петерис Страутиньш. В ноябре самый низкий тариф на теплоэнергию в Прейли - 54,23 евро за мегаватт-час (МВт/ч), - а самый высокий в поселке Стикли Пузеской волости - 176,54 евро/МВт/ч, - свидетельствуют данные Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ). В городах государственного значения меньше всего за теплоэнергию платят жители Екабпилса - 63,61 евро за МВт/ч, а самая дорогая теплоэнергия в Лиепае - 93,12 евро за МВт/ч, где тариф немного вырос по сравнению с октябрем. Впрочем, в городе ветров тариф меняется ежемесячно. Следует также учитывать, что в этом году не будет предоставляться государственная поддержка, хотя ее могут получить домохозяйства с низкими доходами в ситуациях, если будет констатирован чрезвычайный рост цен на энергоресурсы на рынке. В свою очередь, теплоснабжающая компания "Jēkabpils siltums" подала на рассмотрение КРОУ изменения тарифа, предусматривающие, что с 1 декабря тариф будет еще ниже - 61,34 евро за МВт/ч. В то же время, учитывая, что возможны изменения цен на топливо и закупленную тепловую энергию, КРОУ заново предоставила предприятию разрешение самостоятельно устанавливать тарифы на теплоэнергию, чтобы своевременно реагировать на изменения цен на топливо и закупленную тепловую энергию и применять тарифы, соответствующие экономически обоснованным расходам, а также на случай, если у предприятия образуются непредвиденные расходы или доходы. "Сейчас цена на тепло не должна превышать 100 евро за мегаватт-час, ни в том случае, если первичным ресурсом является газ, ни тогда, когда это щепа, если она покупается по текущим ценам", - считает Страутиньш. Он отметил, что детально не вдавался в ситуацию отдельных предприятий по производству теплоэнергии, но наиболее вероятным объяснением высоких тарифов является то, что предприятия из добрых побуждений постарались застраховаться от колебаний расходов, зафиксировав их в высокой точке. (Diena)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.