Pixabay.com
Pixabay.com
Общество

Подробнее об этом – в обзоре латвийской прессы от агентства BNS.

Придется рассмотреть ошибки реформы краев

Административно-территориальная реформа была одним из приоритетов правительства в 13-м Сейме, но в 14-м Сейме, а также на консультациях по формированию нового правительства она почти не обсуждается, хотя второе правительство Кришьяниса Кариньша унаследовал ряд задач, связанных с реформой самоуправлений. К началу этого года правительство должно было внести в Сейм предложение относительно административной территории Вараклянского края, чтобы Сейм мог принять решение о его присоединении к Мадонскому или Резекненскому краю, но этого сделано не было. К следующим муниципальным выборам также должно быть принято решение о возможном присоединении части Гаркалнской волости Ропажского края к Адажскому краю. На этой неделе этим вопросам было посвящено заседание подкомиссии Сейма по оценке административно-территориальной реформы, на котором министр охраны окружающей среды и регионального развития уходящего правительства Марис Спринджукс выдвинул несколько предложений по изменениям в законе. Выслушав также мнение представителя юридического бюро Сейма Эдвина Дановскиса, депутаты комиссии решили не открывать закон об административных территориях и населенных пунктах, чтобы продлить срок выполнения задач, а также пришли к выводу, что не нужно разрабатывать дополнительные процедуры для облегчения выполнения обеих задач, ведь многие из них уже предусмотрены законом. Кабинет министров также имеет право определять границы административных территорий. Министр Спринджукс заявил на заседании, что это не все вопросы, связанные с административно-территориальной реформой, которые, возможно, придется решить правительству и Сейму. "Министерство видит, что вибрация наметилась и между Бабите и Марупе, где начался сбор подписей за разделение края. Кандава ощущает свою принадлежность к Курземе, а не Тукумскому краю, а Илуксте, включенное в состав Аугшдаугавского края, вообще не считает себя относящимся к Латгале. Икшикиле чувствует себя неуютно в Огрском крае - объединение там проходило особенно тяжело", - отметил Спринджукс. Министр считает, что первоначальное предложение Министерства охраны окружающей среды и регионального развития, разработанное во времена министра Юриса Пуце на основе исследования "Jāņa sēta", было логичным. "Но тогда в результате политического рынка эта карта была перекроена, и теперь возникло несколько небольших краев, которые не могут выполнять свои автономные функции", - сказал Спринджукс. В качестве примера он привел Ливанский край, которому не по карману муниципальная полиция. (Latvijas Avīze)

В стране проводятся сотни исследований; их полезность неясна

Ежегодно на различные исследования тратятся сотни тысяч евро из средств государства, самоуправлений или европейских фондов. Однако на данный момент в стране нет единого механизма, который бы определял, насколько полезно и оправдано проведение исследований. Государственный контроль признает: система исследований и прозрачность действительно туманны. За последние годы были поданы заявки и одобрено не менее 75 исследований в самых разных областях. Стоимость одного исследования может достигать нескольких десятков и даже сотен тысяч евро. Например, в Адажи за 32 000 евро было проведено исследование целесообразности строительства велосипедной дорожки, а Рижская дума попыталась узнать мнение жителей самоуправления о своей работе и работе чиновников, выделив на эти цели 55 000 евро. В Государственной канцелярии, которая содержит и публикует базу данных этих исследований, отметили, что ответственность за полезность исследования и обоснованность потраченных бюджетных средств лежит на руководстве каждого учреждения. "Руководитель каждого учреждения в тот момент, когда решает заказать исследование, берет на себя ответственность и должен понимать, кому это исследование нужно и как оно будет использовано", - пояснил заместитель директора Государственной канцелярии Петерис Вилкс. "А другая сторона - это возможность для общества получать эту информацию, знакомиться с результатами исследований и задавать вопросы", - добавила член совета Государственного контроля Илзе Балдере. Однако значительная часть проведенных исследований публично вообще недоступна. Государственная канцелярия и Государственный контроль лишь следят за тем, чтобы исследования не дублировались между учреждениями, а также объясняют, что они действительно полезны для руководящих страной политиков. "С одной стороны, решения должны основываться на данных, потому и существуют различные исследования, чтобы мы могли принимать решения. Другой вопрос, как эти решения принимаются - и используются ли в момент их принятия доступные данные", - сказал Вилкс. Балдере добавляет: "Например, в самой последней проверке, которую мы опубликовали 21 августа, сделан вывод о том, что институт проводил исследования, которые были заказаны Министерством земледелия, но министерство не воспользовалось ими в полной мере". (Lsm.lv)

На подходе искусственный интеллект

При использовании искусственного интеллекта в государственном секторе важно соблюдение этических ценностей и принципов алгоритмического управления. В своем исследовании Организация экономического сотрудничества и развития обнаружила существенные различия в подходах, используемых странами для обеспечения этического управления государственными учреждениями и использования алгоритмов. 16 из 30 стран (53%) используют для этой цели формальные требования (например, законы или правила), 12 стран (40%) пользуются политическими инициативами, такими как руководящие принципы, стандарты или принципы, две (7%) из опрошенных стран не пользовались никакими инструментами - это Латвия и Литва. Министерство охраны окружающей среды и регионального развития (МОСРР) сообщило изданию "Diena", что госуправление присоединилось к нескольким декларациям, которые привлекают внимание к этичному использованию искусственного интеллекта, в том числе в государственном секторе. В конце этого и следующего года МОСРР планирует уделить особое внимание использованию учреждениями искусственного интеллекта в государственном секторе, как в сотрудничестве со Школой государственной администрации, так и путем создания тренингов и организации мероприятий по обмену опытом. В государственном управлении Латвии искусственный интеллект используется во внутренних процессах, а также при планировании и оказании общественных услуг. Министерство отмечает, что искусственный интеллект также используется в некоторых учреждениях при разработке политики и помогает политикам. Следует признать, что в настоящий момент этот процесс еще нельзя назвать системным: все зависит от учреждения, мотивации и навыков его сотрудников. Все более широкая доступность данных открывает и более широкие возможности для их анализа и построения сценариев. Одним из примеров, который получил распространение, является языковой инструмент Hugo.lv, обеспечивающий машинный перевод, распознавание и синтез речи, - он используется на всех веб-сайтах государственного управления. То же касается и виртуальных помощников, которые в настоящее время оказывают поддержку посетителям сайтов многих государственных учреждений. МОСРР отмечает, что менее заметным, но ощутимым приложением для населения является решение по автоматизации налоговых деклараций и анализа рисков, которое позволяет более половины деклараций о доходах, поданных жителями, проанализировать и перечислить средства в автоматическом режиме, таким образом осуществив выплаты более чем 350 тыс. человек в течение месяца. (Diena)

Невидимые вредители - сети-призраки

Оставленный мусор, который мы видим на пляжах, является наиболее заметной частью загрязнения. Но на морском дне также спрятано большое количество отходов, представляющих угрозу водной экосистеме. Ежегодно в Балтийском море тонут тысячи так называемых сетей-призраков, которые становятся ловушками для рыбы и других морских обитателей, а также опасным загрязнителем воды. "Сети-призраки - это потерянные или брошенные рыболовные снасти, которые попадают в море в ситуациях, когда рыбаки теряют их, например, во время шторма, или когда происходит незаконный лов рыбы и браконьерам приходится в спешке бросать сети, которые затем погружаются на морское дно. Тот факт, что рыбаки больше не следят за этими сетями, не означает, что они перестают функционировать, поэтому то их и называют сетями-призраками", - объясняет руководитель программы Всемирного фонда дикой природы по Балтийскому морю и пресной воде Магда Ентгена. Она рассказывает, что брошенные и затонувшие в море сети-призраки в первые месяцы продолжают ловить рыбу в тех же количествах, на которые рассчитаны. Со временем сети могут зацепиться за затонувший корабль или камни, тогда их эффективность снижается примерно на семь процентов, но в принципе они продолжают ловить рыбу все время. Сегодня сети изготавливаются уже не из натуральных материалов, таких как хлопок, а из пластика. Это означает, что они долгое время не разлагаются в воде. Летом текущего года в Латвии к очистке Балтийского моря от заброшенных рыболовных снастей приступила Латвийская морская академия Рижского технического университета и Центр науки и инноваций в сотрудничестве с предприятием "Neste Latvija". Первые сети-призраки были вытянуты в 3,6 км от порта Энгуре, где был обнаружен затонувший буксир, вокруг которого были намотаны рыболовные сети. Буксир, скорее всего, пошел на дно перед Второй мировой войной, поэтому эти сети практически вросли в остов корабля. Чтобы отцепить их, водолазам пришлось в течение двух суток отрезать их ножницами по частям. (Diena)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.