О главных события в стране – в новом обзоре прессы от агентства BNS.

Автобусные рейсы приходится отменять

Нет водителя - такая запись регулярно появляется на сайте Автотранспортной дирекции (АТД) как причина отмены автобусных рейсов, причем не у одной компании-перевозчика. И АТД, и Латвийский профсоюз работников общественных услуг и транспорта констатируют, что в настоящее время средний возраст водителей автобусов составляет 55 лет, и необходимо думать о том, как привлечь новых сотрудников. Правда, мнения на этот счет расходятся. Руководитель по связям с общественностью АТД Виктор Закис говорит, что у некоторых компаний проблем нет, но есть предприятия, для которых болезнь водителей автобусов создает большие проблемы, потому что нет резервных сотрудников. По словам Закиса, аналогичные проблемы есть и у местных перевозчиков в Риге и Даугавпилсе, особенно у тех предприятий, которые находятся ближе к Риге и где у людей больше возможностей найти работу. Зарплаты не то чтобы очень низкие, но достаточно одному перевозчику повысить зарплаты, чтобы у других начались проблемы, так как работники уходят туда, где платят больше. "Были семинары и дискуссии, обсуждалось несколько вариантов. Один из них - пересмотреть правила, ограничивающие возможности работать водителем автобуса, то есть допустить к работе более молодых людей. Обсуждалась возможность привлечения к этой работе большего количества женщин, а также общая договоренность о зарплате водителей автобусов", - говорит Закис. С другой стороны, председатель профсоюза Юрис Калниньш говорит, что есть две причины недовольства - немотивирующая система оплаты труда и регламентация времени работы и отдыха. В Эстонии удалось заключить генеральное соглашение, в Латвии такие попытки ведутся с 2012 года. В закупках цены, предлагаемые компаниями, очень низкие, и в таких условиях повысить зарплату работникам не представляется возможным. (Diena)

Избиратели делают выбор в последний момент

Уже выборы в Сейм 2018 года показали крайнюю турбулентность в политической среде Латвии: три новые партии (KPV LV, "Для развития/За" и Новая консервативная партия) прошли в парламент с хорошими результатами и стали правительственными партиями. Однако на состоявшихся этой осенью выборах в 14-й Сейм турбулетность была еще сильнее, так как три вышеназванные партии и "Согласие" в парламент не прошли, зато были избраны целых четыре новых списка - "Прогрессивные", Объединенный список (ОС), "За стабильность" и "Латвия на первом месте" (ЛПМ). Эти изменения смягчены тем фактом, что в правительстве по-прежнему остаются партии ядра предыдущей коалиции - "Новое Единство" и Национальное объединение, поэтому большая часть латвийского общества не почувствовала, что выборы принесли глубокие изменения, говорится в обзоре политолога Иветы Кажоки "Надежда на стабильность или яростное требование перемен: что означают выборы в Сейм Латвии 2022 года?", опубликованном на прошлой неделе. Отличительной особенностью этих выборов является также то, что лишь небольшой процент избирателей точно знал, за кого голосовать, за месяц до выборов и не изменил своего выбора в ходе кампании. Почти половина всех избирателей сделала свой окончательный выбор только в последнюю неделю избирательной кампании. Если в 2018 году такая неуверенность была характерна для граждан, которые общаются в семье на латышском языке, то в этом году и русскоязычные граждане долго не знали, за кого им голосовать. Как и на всех предыдущих выборах, и на этот раз были сильные признаки этнического голосования. На выборах в 14-й Сейм латыши и русскоязычные в основном голосовали за разные политические партии. Партии, популярные почти исключительно среди латышей - это "Новое Единство", Нацобъединение, ОС и "Консервативные", тогда как русскоязычные в основном голосуют за партию "За стабильность", "Согласие", Русский союз Латвии и "Суверенную власть". Интересно, что на выборах в 14-й Сейм после длительного перерыва появились партии, популярность которых одинакова как у латышей, так и у русскоязычных граждан. Это Союз зеленых и крестьян и "Прогрессивные". ЛПМ гораздо популярнее среди русскоязычных граждан Латвии, но за эту партию голосует и значительное число латышей. В Латвии существует не только этническая сегрегация партий, но и социальная сегрегация. Несколько партий в основном апеллируют либо к людям с высокими доходами, либо к беднейшей части общества. У состоятельной части общества популярны "Новое Единство", "Прогрессивные" и "Для развития/За", тогда как "За стабильность" и СЗК успешнее привлекают голоса беднейшей части общества, значительно меньше обращаясь к состоятельным гражданам. ОС и "Согласие" на выборах 2022 года имели социально сбалансированную базу избирателей. (Diena)

Мужчинам нет места в образовании и медицине

В то время как Европа озабочена проблемой дискриминации женщин в правлениях крупных компаний, в Латвии наметилась новая проблема, возможно, уникальная для этой страны - здесь десятилетиями осуществляется тотальная дискриминация мужчин, что вытесняет их из образования, медицины и других профессий. По данным Центрального статистического управлением (ЦСУ), среди выпускников латвийских вузов наблюдается ярко выраженная гендерная диспропорция в пользу женщин. В 2021 году дипломы латвийских вузов получили 5156 мужчин и 9551 женщина. Соответственно, из всех выпускников вузов в прошлом году только 35% были мужчинами. В Латвии по-прежнему существуют и даже доминируют программы высшего образования, в которых преобладают либо только мужчины, либо только женщины. Заметно преобладание женщин в сфере социальных услуг. В 2021 году только 2,7% получивших высшее образование в этом секторе были мужчинами. В 2021 году только 2,9% медсестер со степенью бакалавра составляли мужчины. Лишь очень небольшое число мужчин изучают такие важные для будущего Латвии профессии, как учитель, фармаколог или врач. Зато мужчины составляют почти две трети (65,3%) всех обладателей университетских дипломов в области естественных наук, математики и информационных технологий. (Dienas Bizness)

Следующий год может пройти под знаком стагнации

В 2023 году в латвийской экономике ожидается небольшая рецессия, но она будет равномерной, уверены экономисты. При этом для экономики, скорее всего, будет характерна стагнация. Самые большие вызовы, которые предстоит преодолеть латвийской экономике, - это высокие цены на энергоносители, которые оказывают давление на общий уровень цен и увеличивают инфляцию. В то же время экономисты прогнозируют, что во второй половине 2023 года цены на энергоносители могут стабилизироваться, а значит, ожидается снижение инфляции. По мнению экономистов, самым сложным наступающий год будет для энергоемких отраслей, прежде всего обрабатывающих производств, особенно производства продуктов питания и строительных материалов. Прогнозируется, что общий спрос упадет под влиянием глобальной рецессии, поэтому нашим экспортерам тоже придется несладко. Говоря об основных задачах правительства, исполняющая обязанности главного экономиста "Swedbank" Агнесе Буцениеце заявила, что оно должно будет найти способы уменьшить ценовой шок и поддержать менее защищенную часть общества, а также жизнеспособные компании. Делать это нужно максимально адресно, чтобы снизить нагрузку на госбюджет и не подпитывать дополнительно инфляцию. Если кризис окажется недолгим и неглубоким, как предсказывает большинство аналитиков, то вновь станет актуальной необходимость структурных улучшений. Долгосрочные проблемы связаны с наличием рабочей силы, а также с навыками и здоровьем общества, высоким неравенством доходов, конкурентоспособностью и плохой эффективностью управления. Только решив эти вопросы, мы сможем привлечь необходимые инвестиции в экономику и повысить благосостояние населения.(LETA+)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.