Развивающиеся страны созрели для бунта, но пока дальше разговоров дело не идет.
22 августа в Йоханнесбурге (ЮАР) прошел уже 15-й по счету саммит БРИКС. На этот раз саммит вызвал огромный интерес мировых СМИ и фактически стал главной новостью прошлой недели. Что же представляет собой организация БРИКС и почему в ближайшее время мы о ней услышим еще не раз?
Аббревиатуру БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) придумал в 2001 году экономист американского инвестиционного банка Goldman Sachs Джим О'Нил, объединив таким образом четыре крупнейшие и наиболее быстро развивающиеся экономики того времени.
О'Нил подчеркивал, что вместе эти четыре страны – Бразилия, Россия, Индия и Китай – в ближайшее десятилетие могут стать глобальной экономической силой.
Этот тезис восприняли всерьез как инвесторы, так и политики этих государств.
■ ■ ■
Вопреки существующим между ними политическим и социальным разногласиям развивающиеся страны почувствовали, что их связывает общее стремление перестроить глобальную политико-экономическую и финансовую системы, возглавляемые на нынешний момент США.
Первая ежегодная встреча лидеров БРИК состоялась в 2009 году в российском Екатеринбурге. С тех пор встречи стали регулярными, а в 2010 году к организации пригласили присоединиться ЮАР (South Africa), и к аббревиатуре БРИК добавилась буква S.
■ ■ ■
Если проводить аналогии, то саммит БРИКС можно сравнить с саммитами G-7 и G-20.
Члены БРИКС представляют более 42% населения Земли, на их долю приходится более четверти мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 18% торговли.
Текущий саммит можно назвать историческим, ибо только сейчас из клуба по интересам он начинает преобразовываться в более-менее серьезную международную организацию.
Интерес к БРИКС стал настолько большим, что сразу 23 страны подали заявку на вступление, включая Саудовскую Аравию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Аргентину, Индонезию, Египет и Эфиопию. При этом ряд стран проявил официальный интерес к участию в организации.
■ ■ ■
Правда, на данный момент особыми успехами БРИКС похвастаться не может.
Среди реальных проектов объединения – создание в июле 2014 года Нового банка развития БРИКС (штаб-квартира в Шанхае, Китай) – некого аналога Всемирного банка. Его акционерный капитал – 100 миллиардов долларов. Этот банк призван финансировать проекты в области инфраструктуры и устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах.
С момента начала своей операционной деятельности банк одобрил 96 проектов на общую сумму 32,8 миллиарда долларов. Сумма в мировом масштабе незначительная, но, по уверениям организаторов, банк будет активно расширять свою деятельность.
Кроме того, БРИКС создал резервный фонд на 100 миллиардов долларов – валютный ликвидный механизм, который участники могут использовать во время мировых финансовых потрясений.
С 2015 года на саммитах принимается ключевой документ в области экономического взаимодействия – Стратегия экономического партнерства, рассчитанная на пять лет. Последняя была одобрена в ноябре 2020 года.
Помимо саммитов, регулярно проходят переговоры на уровне министров финансов, здравоохранения, образования, науки и сельского хозяйства, секретарей советов безопасности.
■ ■ ■
На текущем саммите можно выделить два главных принятых решения.
Во-первых, это расширение блока – в БРИКС войдут сразу шесть новых стран: Египет, Эфиопия, Аргентина, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия. Так что, наверное, после расширения организации придется менять свое название.
Другим важным вопросом на повестке лидеров БРИКС стало введение расчетов в национальных валютах между ее участниками взамен доллара. «Мы подчеркиваем важность поощрения использования местных валют в международных торговых и финансовых операциях между странами БРИКС, а также их торговыми партнерами. Мы также призываем укреплять корреспондентские банковские сети между странами БРИКС и обеспечение возможности расчетов в национальных валютах», – говорится в итоговой декларации.
■ ■ ■
Идея создания общей валюты БРИКС пока отложена на потом – вопрос действительно очень сложный и реализовать его будет на данный момент очень тяжело. Поэтому введение общей валюты на повестке дня даже не рассматривалось.
Западные СМИ на саммит БРИКС отреагировали в целом негативно. «БРИКС так ничего и не добились с тех пор, как впервые начали встречаться. Я не знаю, чего они могут добиться, помимо символической демонстрации единства», – утверждает автор аббревиатуры БРИКС Джим О'Нил. А политический обозреватель Говард Чуа-Эоан утверждает, что саммиты БРИКС всегда были лишь «фотосессиями».
■ ■ ■
С одной стороны, действительно, БРИКС довольно рыхлая организация, и между ее участниками существуют довольно сильные противоречия. В БРИКС даже не существует секретариата и устава. Председательство осуществляет страна – организатор саммита, она обеспечивает координацию всей текущей деятельности, приглашает к участию в нем другие государства, близкие ей географически и геополитически.
Но с другой стороны, если БРИКС такая слабая и бесполезная организация, то почему появилась целая очередь желающих вступить в нее государств? Причем в БРИКС вступают не только страны-изгои вроде Ирана, но и такие богатые и преуспевающие государства, как Саудовская Аравия и ОАЭ.
■ ■ ■
Есть версия, что популярность БРИКС связана с определенной нестабильностью действующей системы миропорядка. Главное, что объединяет страны БРИКС – это недовольство политикой стран Запада и в первую очередь США. Оппозиционные эксперты называют действующий миропорядок неоколониализмом. Имеется в виду, что развитые страны концентрируются на производстве дорогой высокотехнологичной продукции и затем продают ее в развивающиеся страны. И из-за отсутствия технологий развивающиеся страны никак не могут сократить разрыв от развитых стран и потому остаются бедными.
В действующей системе миропорядка развивающимся странам отчасти уготована роль поставщика ресурсов и максимум, на что они могут рассчитывать – это размещение экологически грязного, трудоемкого производства.
■ ■ ■
При этом развивающиеся страны никак не представлены в таких влиятельных организациях, как G-7 и G-20, да и влияние развивающихся стран в ООН минимально.
Поэтому БРИКС можно рассматривать как бунт развивающихся стран против развитых. «Некая страна, одержимая идеей сохранения своей гегемонии, прилагает все усилия, чтобы нанести ущерб развивающимся странам и странам с формирующимся рынком», – заявил на саммите БРИКС представитель Китая. Под «некоей страной», ясное дело, подразумеваются США.
А бунт этот стал возможен потому, что появился альтернативный центр силы. Не секрет, что неформальным лидером БРИКС является Китай, который фактически начал противостояние с США. Ряд экспертов утверждают, что Китай через БРИКС проталкивает свои экономические интересы.
«Китайские представители давно поняли, что в G-20 в значительной степени доминируют США и их союзники, в то время как БРИКС – это действительно единственный крупный механизм для развивающихся экономик, имеющий глобальный охват, и действительно объединяющий наиболее важных стратегических игроков», – заявил американский аналитик Брайан Харт. По его мнению, Пекин рассматривает БРИКС как «уникальную площадку для расширения своего влияния в глобальном масштабе».
■ ■ ■
Действительно, перед бурно развивающимся Китаем появляются те же проблемы, что и перед развитыми странами. С одной стороны, Китаю нужны ресурсы, с другой стороны – рынки сбыта своей продукции. «Подчеркивая свое экономическое превосходство над остальными странами-членами этого международного союза, Китай будет пытаться представить себя своего рода чемпионом или авангардом развивающегося мира и глобального Юга», – считает Брайан Харт.
Например, после вступления в БРИКС Саудовской Аравии, Ирана и ОАЭ это объединение косвенно будет контролировать 80% мирового экспорта нефти.
■ ■ ■
Какие последствия может иметь расширение БРИКС для Европы? В целом негативные. С одной стороны, европейские корпорации могут частично потерять свои рынки сбыта в развивающихся странах в пользу Китая. С другой стороны, объединившись, развивающиеся страны будут требовать более высокую цену за продажу своих ресурсов. Та же Саудовская Аравия активно выступает за высокие цены на нефть. А растущие цены на сырье будут и дальше стимулировать инфляцию. Если БРИКС перестанет быть декларативной организацией и перейдет к общим действиям, то европейским странам и правда будет труднее поддерживать высокий уровень жизни.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист