Вот так живешь себе спокойно на своем дачном участке и вдруг появляется ощущение, что за тобой кто-то наблюдает. Рядом – никого, но в то же время кто-то есть. И в какой-то момент поворачиваешь голову – а с соседнего участка на тебя смотрит «большой глаз» видеокамеры наблюдения. Вот это поворот, причем в буквальном смысле!
«Ощущения жуткие…»
Недавно Ирина Петрова на выходных съездила к себе на дачу в Плаканциемс. Подъехав к своему участку, семья заметила, что их сосед установил примерно восемь камер наблюдения на своем участке. Дело хозяйское, его право, но…
– Одна камера стоит на углу его участка и фактически снимает вход на мой участок, мои ворота, калитку, вход в дом и половину двора! Она движется, поворачивается – то есть конкретно «следит» за нами с соседской территории, – говорит Ирина.
Конечно, женщина сразу пошла к соседу и попросила его изменить угол слежения камеры. И снова «но»...
– Он рассмеялся мне прямо в лицо и заявил, что имеет право делать на своей территории все, что хочет.
Поняв, что конструктивного диалога тут не получится, женщина после консультации с юристом составила и отправила неуважаемому соседу заказное письмо с просьбой убрать конкретную камеру либо отрегулировать угол слежения:
– Если через месяц это не принесет результата, то буду писать заявление в Госинспекцию данных. Ну а пока – я хожу по своей территории, а эта камера за мной крутится. Ощущения жуткие.
У себя следите за своим!
Частные владельцы могут свободно устанавливать видеокамеры в своих домах, чтобы обеспечить безопасность, неприкосновенность своего жилья и/или имущества, или в других личных целях (например, чтобы проследить, кто ворует еду из миски собаки во дворе). Это предусмотрено Законом об обработке персональных данных.
– Обязательно ли регистрировать камеры видеонаблюдения в Госинспекции данных?
– Ни обработку данных в виде видеонаблюдения на частной территории, ни другие виды видеонаблюдения (например, на территории предприятия) не нужно регистрировать в Государственной инспекции данных, – поясняет Гита Гайлума, специалист профилактического отдела Государственной инспекции данных (ГИД). – Но люди, устанавливающие видеокамеры для защиты своего имущества, должны уважать право соседей, гостей и прохожих на неприкосновенность частной жизни и защиту их личных данных.
– Может ли сосед без согласования направлять камеру на общественную территорию?
– Съемка улицы, общей автостоянки, тротуара, пешеходной зоны, велосипедной дорожки, подъездного пути (который используют другие лица, не только собственник), а также любого другого общественного места, где могут находиться другие люди, считается обработкой личных данных в большом масштабе. Это значит, что к такому видеонаблюдению уже применяются требования о защите данных (например, нужно разместить оповещающие о видеосъемке знаки).
«Мы засекли хулигана!»
«У дома установлены видеокамеры наблюдения. На записи мы увидели, что человек пытается перелезть через забор. Можем ли мы на этом основании обратиться в полицию?»
Материал видеонаблюдения может быть передан в Госполицию. Но полученный материал нельзя публиковать в социальных сетях, даже если, возможно, кто-то из местных жителей узнает правонарушителя. Также материалы не следует передавать третьим лицам или учреждениям, которые не имеют отношения к непосредственному расследованию дела.
Кроме того, полиции вы должны передать только ту часть записи, на которой видны незаконные действия.
Вас снимают? Требуйте обоснований!
– Получается, что участок Ирины не должен попадать в поле зрения соседской камеры?
– Совершенно верно, человеку запрещается вести видеонаблюдение за другими частными объектами, если он не договорится об этом с соседями. Владелец камеры должен предоставить веские основания для такой съемки – с какой целью он наблюдает за двором соседей и другими территориями.
– Ну вот соседи не договорились, а съемка чужой территории продолжается… Что делать-то?
– Нужно обращаться к самому соседу, ведущему видеонаблюдение.
– И если она не дождется ни ответа, ни привета?
– Не получив ответа и видя, что наблюдение за его участком продолжается, человек может подать официальную жалобу в Госинспекцию данных, приложив доказательства (например, фотографии того, как работают камеры), если это необходимо.
– Как отреагирует инспекция?
– Инспекция направляет соседу запрос и потребует фотографии экранов камер, чтобы понять масштабы видеонаблюдения. Если проверка установит, что видеонаблюдение не соответствует требованиям нормативных актов, то могут быть применены корректирующие меры, включая административное взыскание.
– Что это за взыскание? Штраф?
– Применять ли штраф, эксперты будут решать после расследования. Это зависит от того, какой ущерб был причинен человеку, за которым незаконно наблюдали, например, были ли где-то опубликованы его снимки и видео.
– Как быстро будет проведена проверка?
– Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех месяцев. Однако сама проверка может занять и больше времени, поскольку люди склонны не давать ответы вовремя, приходится повторно запрашивать информацию, необходимо ее оценивать. Отметим, что инспекция – небольшое учреждение, а количество жалоб, как правило, велико, что не позволяет обрабатывать жалобы быстрее.
– И все-таки какое наказание положено нерадивому соседу за подобные выходки?
– До сих пор инспекция не налагала штрафы на физических лиц за видеонаблюдение, в большинстве случаев на человека возлагается обязанность устранить недостатки, например, поставить табличку, информирующую о том, что ведется видеонаблюдение. Но возможный штраф может достигать 700 евро.
Елена ПЕВЦОВА