За шоковым январем, когда метеорологи зафиксировали в Латвии среднюю температуру – 5,2 градуса, последовал довольно теплый февраль. Жители только рады и ждут снижения счетов за отопление. Между тем во втором крупнейшем городе Латвии – Даугавпилсе – все еще не отменен энергетический кризис местного значения, объявленный в конце 2021 года.
Ждет ли даугавпилчан снижение тарифа на отопление и когда в городе будет запущена котельная на щепе? Об этом рассказал руководитель предприятия Daugavpils siltumtīkli Александр Карпенко.
Работы затянулись из-за поставщиков
Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш на пресс-конференции, посвященной началу отопительного сезона, обещал, что в феврале-марте в городе будет запущена новая котельная на щепе. Тогда, после окончательной стабилизации тарифов на теплоэнергию, и планировалось отменить энергетический кризис местного значения.
Как подтвердил Александр Карпенко, строительство второй крупной (20 (+4) MW) котельной на щепе на территории ТЭЦ-2 близится к завершению. Однако работы несколько затягиваются.
– Наверняка мы бы закончили строительные работы, как планировалось – до Нового года, если бы нам вовремя было поставлено необходимое оборудование. Но, к сожалению, партнеры не смогли поставить нужную электронику в сроки. В связи с этим мы и не смогли завершить строительные работы до 1 января. Почему затянулись поставки? Дело в том, что в Латвии в разных самоуправлениях реализуются аналогичные проекты и, насколько мне известно, как минимум в трех из них оборудование закупается у одной и той же фирмы.
– У Центрального агентства финансов и договоров (ЦАФД) на этот раз не было претензий в связи с затянувшимся строительством?
– Нет. ЦАФД вошло в наше положение, тем более что Министерство финансов нашло возможность продлить сроки строительства котельной.
– К весне все строительные работы будут завершены?
– Если говорить конкретно о котельной, то – да. На теплое время года будут закономерно перенесены работы по укладке асфальта и благоустройству. Пусконаладочные работы на самой котельной начнутся в марте. Перед тем, как включать новую станцию в работу в штатном режиме, нужно убедиться в исправности и корректности ее работы.
Не быть заложниками газа
– Надо полагать, что к следующему отопительному сезону вторая котельная на щепе уже будет работать. Как это повлияет на тарифы?
– Положительно. Возможность выбирать, чем отапливать город, станет еще обширнее. Дело в том, что Даугавпилс долгие годы полностью зависел от природного газа для производства тепла. После строительства второй крупной котельной на щепе у нас появится возможность снизить потребление газа до минимума. Стратегия городской думы предусматривает добиться независимости от одного вида топлива. Сегодня мы уже примерно на 50 процентов для производства тепла используем щепу. Наша цель – добиться, чтобы этот процент составлял 80–85. Чтобы мы больше никогда не попадали в такую ситуацию, как в 2022 году, когда единственное топливо, на котором мы можем работать, взлетает в цене кратно, и нам нужно в спешке искать альтернативы. Наша цель – стабильный, прогнозируемый и регулируемый тариф. Щепа дешевле? Топим щепой! Газ подешевел? Переходим на газ! Иметь альтернативу, запасной вариант – вот что важно и для чего мы все это делаем.
– Скажите, а на первой ТЭЦ не планируется построить котельную на щепе?
– Я считаю, что нам на данный момент нужно притормозить с реконструкцией котельных, так как две крупные щеповые котельные уже дадут необходимый эффект. В то же время на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 установлены достаточно новые газовые котлы, которые мы тоже можем задействовать по необходимости.
Факты
На сегодняшний день даугавпилсские теплосети поставляют тепло и горячую воду 34795 домохозяйствам, а также почти всем предприятиям самоуправления и многим частным коммерсантам.
Предприятие стало первым производителем тепла в Латгалии, который в 2023 году получил сертификат SURE-EU, подтверждающий долгосрочность используемой щепы для производства теплоэнергии.
Теплоэнергию из щепы для клиентов предприятия уже производит одна крупная (30 (+6) MW) котельная, построенная на территории ТЭЦ-3, а также локальная котельная «Крыжи» в районе на 1000 жителей.
Выгодна ли щепа?
– По сравнению с 2022 годом цена газа сейчас снизилась, и заметно. Не дешевле в таком случае снова переходить на газ?
– Да, в прошлом году цена газа снизилась в десять раз. Но нужно все взвешивать, считая цифры. Отапливать щепой сегодня все равно дешевле.
При этом у каждого вида топлива – свои нюансы. Природный газ использовать технологически гораздо проще: открыл вентиль, и газ пошел в котлы. Но с ним нужно следить за квотами на выбросы CO2, например.
Технология использования щепы гораздо более сложная. Щепу нужно привезти, отгрузить, удостовериться, что она – хорошего качества, потом утилизировать пепел от нее, котлы нужно чистить гораздо чаще и т. д. Но даже с учетом всего этого сегодня мы все равно делаем ставку на щепу, так как это в итоге экономически выгоднее для наших потребителей.
Но мы, естественно, сохраняем всю инфраструктуру для использования природного газа как основного топлива. Если газ будет дешевле щепы, то будем делать акцент на него.
А пока эта зима была второй, когда мы использовали сжиженный нефтяной газ или пропан-бутан. Для этого нам нужно было немного переоборудовать газовые котлы и построить емкости для хранения этого газа около котельных. Это решение позволило нам удержать тариф на отопление от абсолютно космических значений в прошлом отопительном сезоне.
Тариф на зависть
– Как удалось добиться такого внушительного понижения тарифа – со 176 до 81 евро за мегаватт-час – в течение одного года?
– Мы постепенно снижаем тариф, реагируя на изменения на рынке энергоресурсов и постоянно вводя мероприятия по повышению эффективности нашей работы. Самый высокий тариф, действительно, был в 2022 году и составлял почти 176 евро за мегаватт-час. Благо государство нашло возможность частично компенсировать плату за отопление жителям. С учетом этой поддержки тариф для жителей был около 110 евро за мегаватт-час.
Сегодня, когда стоимость используемых нами энергоресурсов снизилась, мы смогли выйти на 81 евро за мегаватт-час даже без господдержки.
Но не устану повторять: тариф и плата за отопление – разные вещи. Да, в целом четко прослеживается зависимость: чем ниже тариф, тем ниже плата за отопление, но – и это очень важно – при схожих погодных условиях! Например, в январе 2024 года средняя температура воздуха у нас была минус 6,4 градуса. А год назад, в январе 2023-го, – минус 0,6 градуса.
А можно еще дешевле?
– Если часть города отапливается щепой, которая, как вы говорите, сегодня дешевле природного газа, почему тогда жители поселка Химиков, части Новостроения и Нового Форштадта платят за тепло по тому же тарифу, что и те, которые получают тепло от, к примеру, первой ТЭЦ, работающей на газе?
– Тариф на отопление единый для всего города. Так было и прежде, а теперь это особенно оправданно, так как мы работаем в так называемой единой сети. Исторически третья станция, например, вырабатывала тепло для Химии и Нового Форштадта. Сегодня же все три больших станции закольцованы. И летом, например, у нас работает только та самая третья станция, подогревающая воду для всего города сразу. За исключением, конечно, тех микрорайонов, в которых работают локальные котельные.
– В каких микрорайонах установлены локальные котельные?
– Это Черепово, Ругели, Старые Стропы, Крыжи, Калкуны, Грива, улица Цесу и Крепость. Среди них есть совсем небольшие котельные, которые отапливают всего несколько домов, а другие обеспечивают теплом и горячей водой от тысячи (как в Крыжах) до трех тысяч (как в Ругели) жителей.
– И на каком топливе они работают?
– В Крыжах используется щепа, в Калкунах – гранулы, в Ругелях, Старых Стропах, Крепости, по улице Цесу и в Черепово – природный газ.
Сравним тарифы!
Тарифы на теплоэнергию в больших городах Латвии (евро/мегаватт-час без НДС)*
Екабпилс | 60,33 |
Саласпилс | 71,76 |
Елгава | 72,39 |
Резекне | 73,69 |
Гулбене | 76,00 |
Валмиера | 76,64 |
Вентспилс | 78,60 |
Даугавпилс | 81,13 |
Сигулда | 83,26 |
Рига | 87,57 |
Юрмала | 88,76 |
Олайне | 89,18 |
Лиепая | 91,07 |
* По данным Комиссии по регулированию общественных услуг на 27 февраля 2024 года.
Без помощи фондов ЕС не справиться
– Теплотрассы еще советского времени безнадежно устарели и требуют замены. Сколько километров необходимо заменить и сколько это может стоить?
– Хочу заметить, что в советское время теплотрассы прокладывали из хорошего металла и очень качественно. Но все же происходило это 40–50, а иногда и 60 лет назад. За годы их теплоизоляция основательно износилась. Поэтому, конечно, теплотрассы нужно менять на новые, тем самым снижая потери тепла при доставке теплоносителя. Совсем избавиться от потерь не получится, но снизить их – да. Беда только в том, что это очень дорого.
Сейчас у нас заменено около 30 километров теплотрасс, а менять еще нужно примерно 90 км. Если говорить о всех затратах – от землеройных работ до подачи горячей воды, то километр замены труб стоит примерно миллион евро. Поэтому без денег из европейских фондов нам эту задачу никак не осилить. Вот, в прошлом году мы заменили 1,7 км магистральной теплотрассы и ее ответвлений в районе ул. Пумпура. В этом году закончим строительство большой котельной и с радостью занялись бы в усиленном режиме теплотрассами. Но проблема в том, что на ближайшие годы правительство не запланировало денег из еврофондов на замену теплотрасс. Почему? Трудно сказать достоверно. Любой специалист понимает, что старые трубопроводы – это и риск аварий, и высокие теплопотери. А осилить инвестиции примерно в 90 миллионов евро без поддержки извне – нам не по плечу.
– Горожане считают, что теплосети, несмотря ни на что, получают баснословные деньги, поэтому могут самостоятельно оплачивать все свои расходы...
– Знаете, какая прибыль вложена в бюджет нашего предприятия на 2024 год? 700 евро. И это второе по величине предприятие в Латвии, производящее теплоэнергию...
Спасибо всем, кто платит вовремя
Как рассказал Александр Карпенко, еще один аспект, ограничивающий финансовую независимость Даугавпилсских теплосетей, – это долги горожан. На сегодняшний день долг горожан теплосетям составляет чуть более трех миллионов евро, из которых 2,66 миллиона – долг жителей и 377 тысяч – юридических лиц. В то же время только в январе за приобретение топлива для городских котельных теплосети должны заплатить больше 4 миллионов евро.
Общая задолженность жителей за теплоэнергию, совершенно резонно, имеет тенденцию к росту в течение отопительного сезона. Когда приходят счета за отопление, не все, к сожалению, в силах их оплатить, и копятся долги. Но жители сознательные: весной и летом стараются погасить долги, и общий долг неизменно снижается.
К тому же, как отмечает Александр Карпенко, примечательно, что, несмотря на большие скачки цен на энергоресурсы в последние несколько лет и вызванный ими рост тарифа, общая сумма задолженности не так уж велика и не растет критически. Поэтому каждому, кто оплачивает счета за отопление в срок, предприятие неизменно говорит спасибо. Это помогает ему в срок рассчитываться со своими поставщиками.
Кредиты не задушат
– Но и сами теплосети имеют внушительный долг по кредиту. Недополучив 5,2 миллиона от Центрального фонда по финансам и договорам, городской думе пришлось брать внушительный кредит в 16 миллионов евро у банка, под залог оставив ваше же предприятие.
– Так, так, очень много не очень достоверных данных. Давайте разбираться! Во-первых, дума не берет для нас кредиты, а иногда выступает в роли поручителя. Во-вторых, то, что в качестве залога выступает имущество предприятия – это нормальная практика. Когда человек берет кредит в банке, он тоже предоставляет какое-то свое имущество в виде залога, а иногда залогом служит сама недвижимость, для приобретения которой берут кредит. Так что здесь все в соответствии с законами рынка. Тем более что наши большие кредиты взяты даже не в банке, а в Государственной кассе. Что касается сумм кредитов, то они, конечно, немаленькие. Но огромную котельную за 5000 евро и не построишь. Это огромные инвестиционные проекты на миллионы евро, которые мы реализуем с прицелом на выгоду в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
– А кто оплачивает эти кредиты, если планируемая прибыль теплосетей 700 евро?
– Платежи по кредитам мы оплачиваем не из прибыли, а из оборотных средств предприятия. И наши экономисты, естественно, закладывают кредитные платежи в бюджет, как и все остальные наши расходы. А прибыль – это то, что остается после. И у таких предприятий, как наше, ее действительно особо и быть не может. Наша отрасль – самая контролируемая со стороны государственных учреждений, главная из которых – Комиссия по регулированию общественных услуг. Даже если мы сработаем с прибылью, регулятор заставит нас пропорционально ей снизить тариф в будущем. А каждая составляющая тарифа этой комиссией тщательно оценивается: насколько она обоснована и верно оценена. Так что жители могут быть уверены: наш тариф сегодня – это объективная стоимость центрального отопления в Даугавпилсе на сегодняшний день.
– Вы хвастались, что приобрели оборудование для проверки щепы. Что это за аппарат и какая от него польза?
Большая чистка
– Да, приобрели такой анализатор щепы осенью, в начале отопительного сезона. Я не физик, поэтому не могу достоверно рассказать, как эта аппаратура работает. Это такой спектометр, в который засыпают небольшое количество щепы, и в течение трех минут он определяет качество данного топлива. Похожее устройство есть в Юрмале, где мы впервые его увидели и решили приобрести для себя. Лабораторные тесты щепы, которые мы делали прежде, дают результат с большой отсрочкой по времени и ими мы можем устанавливать лишь «среднюю температуру по больнице». А благодаря новому анализатору мы точно знаем, сколько тепла привезла каждая грузовая машина, заехавшая на территорию ТЭЦ-3 с грузом древесной щепы.
– Используется ли вместе с сухой щепой зеленая масса – например, кусты?
– Во-первых, щепа – не сухая. У нее есть определенный нужный процент влажности, который мы также проверяем при помощи нашего анализатора. Во-вторых, нам важно, чтобы щепа соответствовала этому и другим критериям качества. А из чего она произведена – для нас уже не так важно. Да, мы замечаем, что щепа из разных пород дерева отличается. Но не критично отличается.
Я наслышан, что в Латвии кое-где специально выращивают кустарник для производства щепы. Не исключено, что и нам привозят щепу, произведенную из него. Нам главное – чтобы топливо давало заявленное количество тепла.
– Перед Новым годом вы сообщили, что начинаете чистку одного котла. Это было необходимо делать именно зимой, до весны подождать нельзя было?
– Речь идет о третьей станции, где щеповая котельная работает круглый год. Так что особо не играет роли, какое время года на дворе. Просто периодически нужно чистить котлы и делать профилактику всего остального оборудования. Всего котлов там, кстати, четыре. Наши специалисты видят, как работают котлы в реальном времени. При топке щепой на стенах котлов и топок оседает сажа, разные химические соединения. Когда их становится очень много, эффективность работы котлов снижается. Нужно чистить! Что мы и делаем.
Кстати
– У вас в котельных можно увидеть старые телефонные будки. Для чего они, или кто этим коллекционированием занимается?
– Нельзя сказать, чтобы это прямо коллекционирование, но это определенно память и своеобразная дань прошлому. Действительно, на каждой большой ТЭЦ сохранились телефонные будки, которые сотрудники этих ТЭЦ когда-то действительно использовали для связи друг с другом. Ну, не было тогда мобильных телефонов.
Наши сотрудники очень ими дорожат – как памятью. К нам на теплостанции часто приходят экскурсии. Вот детям и подросткам показывают такое чудо – они глазам своим не верят! А у нас ведь еще до сих пор работают люди, которые реально пользовались этими таксофонами для связи. И это важно, это показательно, это эффектно, наконец.
Игорь АМЕЛЬКА