Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

Этой осенью латвийские медики снова потребовали повышения зарплаты. Причем запросы у врачей и медсестричек далеко не копеечные: они добиваются прибавки в размере 13,5%. С одной стороны, это справедливо – кому еще прибавлять зарплату, если не докторам, от которых зависят наши жизни? С другой стороны, все это очень обидно для работников других отраслей, которые не так авторитетны, чтобы шантажировать правительство забастовками.

Сначала Латвийский профсоюз работников здравоохранения и социальных услуг (LVSADA) предлагал повысить заработную плату медицинским работникам сразу на 15%, а вспомогательному персоналу – на 140 евро.

Однако затем решено было умерить требования до 13,5%. Как думаете, это адекватные требования? Глядя на инфляцию в стране, особенно – продуктовую, я без колебаний скажу «да».

Однако в таком случае повышать зарплаты нужно всем работникам. Потому что хлеб и молоко подорожали одинаково и для врачей, и для дворников…

Впрочем, я отвлекся.

■ ■ ■

По сути, правительство получило от медиков ультиматум. Министрам предложили принять решение о повышении зарплат врачей до 19 сентября.

Но вот 19 сентября позади. В минувшую пятницу партии коалиции собрались и договорились между собой, какие экстренные меры принимать, чтобы найти недостающие десятки миллионов евро для государственного бюджета – 2025. А вот решения о зарплатах медиков так и не было принято.

Что дальше? Забастовка? Закрытие больниц? Отказ в операциях? Замки на дверях медицинских лабораторий?

■ ■ ■

Заместитель председателя Латвийского профсоюза работников здравоохранения и социальных услуг (LVSADA) Лига Бариня говорит, что прямо сейчас забастовка не начнется – «У нас идут переговоры с Министерством здравоохранения о возможном урегулировании спора».

Если результат не будет достигнут, совет профсоюза и правда рассмотрит дальнейшие действия, вплоть до акций протеста и забастовок. Возможно, это заставит правительство раскошелиться (на требуемое повышение зарплат медикам нужно около 133 миллионов евро в год).

Однако это значит, что 133 миллиона евро придется отнять у кого-то другого. А отнимать уже и не у кого. Напомним, что последними козлами отпущения были выбраны издатели книг и газет. На прошлой неделе стало известно, что правительство собирается с 1 января 2026 года повысить налог на добавленную стоимость с 5 до 21% для печатной продукции на русском языке.

Это значит, что с 1 января все русские газеты и журналы автоматически подорожают на 15–20%. Таким образом правительство цинично пытается наскрести для государственного бюджета целый… миллион евро в год.

А вы говорите – «Нужны 133 миллиона!» Где брать-то?

■ ■ ■

В медицинском профсоюзе, конечно, не считают свои требования чрезмерными. Между медиками и правительством и так имеется договоренность, по которой к 2029 году зарплаты врачей должны в два раза превысить средние зарплаты по стране. Сейчас правительство отстает от этого графика.

Согласно предварительному плану, отрасли здравоохранения в 2026 году дополнительно выделены 34 миллиона евро. По словам Барини, эта сумма практически ничего не дает.

Ведь разница между потребностями отрасли и подготовленным правительством бюджетом на 2026 год составляет 652 миллиона евро: дополнительные средства также необходимы для сокращения очередей, обеспечения доступа к лекарствам и другим потребностям.

В документах по планированию государственной политики предусматривалось, что финансирование здравоохранения в 2026 году должно приблизиться к 6% от ВВП. А вот текущий план правительства заключается в заморозке финансирования на уровне 4% от ВВП.

Зарплата врачей в этом году не повышалась, но государственным и муниципальным медицинским учреждениям было позволено увеличить ее на 2,6% (как и во всем госсекторе), но не более. Исключения допускались лишь для отдельных больниц.

■ ■ ■

Надо отметить, что споры вокруг финансирования здравоохранения возникали и в предыдущие годы, но тогда удавалось прийти к компромиссу. В этом же году принятие бюджета проходит под знаком строгой экономии.

Министр здравоохранения Хосам Абу Мери признал, что требование медицинского профсоюза о выделении дополнительных 133 миллионов евро на зарплаты медиков и повышении их как минимум на 13,5% в настоящее время нереально – денег в бюджете банально нет.

При этом министр отметил, что уровень оплаты труда врачей в настоящее время близок к европейскому коэффициенту по сравнению со средним показателем по экономике страны. И зарплаты врачей за границей выше потому, что и средняя зарплата там тоже выше.

Согласно графику, базовая зарплата врачей в этом году должна составлять около 2300 евро, а медсестер – 1400 евро. Но, по словам представителя Министерства здравоохранения Бориса Книгина, в этом году в ряде больниц вместе со всеми доплатами и прибавками зарплата врачей составляла 3500 евро на бумаге, а медсестер – чуть менее 2000 евро.

■ ■ ■

В свою очередь медики, в случае невыполнения их требований, пугают правительство дефицитом медицинских работников и падением уровня здравоохранения.

«По соотношению числа врачей и медсестер к общей численности населения Латвия находится на одном из последних, возможно, на самом последнем месте в ЕС, и такая большая нехватка рабочей силы фактически ставит под угрозу доступность услуг», – предупредил председатель правления LVSADA Валдис Керис. «Уже сейчас в Латвии наблюдается такая ситуация, что есть услуги, есть консультации специалистов, которые невозможно получить ни за государственные деньги, ни за собственные. Это очень и очень серьезно», – подчеркнул Керис. А Лига Бариня отметила, что риски оттока медицинских кадров из государственного сектора постоянно возрастают. «Мы не движемся вперед, а стремительно откатываемся назад», – утверждает Бариня.

■ ■ ■

Дефицит медсестер в Латвии измеряется тысячами, а не сотнями, как в некоторых странах. Из-за высокой стоимости жизни многие врачи и медсестры выбирают более высокооплачиваемую работу за рубежом.

Профсоюз обратился с этой проблемой в Сейм, подчеркнув, что низкое государственное финансирование здравоохранения делает его все более недоступным для жителей Латвии.

При этом медики, естественно, одной из самых важных профессий считают свою: «Больной солдат не будет воевать, больной работник не будет работать, больные родители не смогут увеличить население. Все очень, очень взаимосвязано». И если требования медиков не будут выполнены, то, по мнению Валдиса Кериса, Латвия превратится в «хорошо охраняемое кладбище».

■ ■ ■

Как результат, мы имеем тупиковую ситуацию. Правительство не имеет возможности выполнить требования медиков, сами же медики не имеют желания жалеть правительство и отказываться от своих запросов.

Самое же печальное то, что вопрос снова крутится только вокруг размера финансирования, а качество и доступность медицинских услуг отходят на второй план – мол, они там как-нибудь сами по себе улучшатся.

Чем все это закончится? Дополнительных денег медицине, скорее всего, не дадут. При этом правительство по сути признает свое бессилие решить проблемы в отрасли здравоохранения и пустит дело на самотек. Будут выделяться деньги на медицину (сколько получится), а какой результат при этом будет достигнут – не важно. Главное, что хоть какие-то деньги выделили. В результате государственная медицина продолжит превращаться в платную, когда необходимое лечение можно будет получить только за деньги. Ситуация и сейчас трагичная, а в ближайшее время может ухудшиться.

Когда мы перестанем тушить пожары в здравоохранении? Когда начнем решать проблемы перед тем, как они навалились на нас, словно тяжелые камни?

Сегодня правительство должно найти на 2026 год не 133 миллиона евро на ликвидацию очередного «пожара», а все 650 миллионов евро, которые требуются, чтобы латвийские больницы, поликлиники и медицинские лаборатории наконец заработали как требуется.

Вопрос здравоохранения – это вопрос безопасности нации, вопрос ее будущего.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.