Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

Недавно был подписан меморандум, согласно которому немецкий гигант по производству оружия и боеприпасов Rheinmetall поможет построить в Латвии завод по производству артиллерийских боеприпасов. В будущем производстве Rheinmetall будет принадлежать 51%, а Латвии – 49%. Одни жители новости обрадовались: «Начнем производить боеприпасы – будем защищены от внешнего нападения!», другие засомневались: «А нужно ли это производство нашей стране?»

Что же, давайте сначала о самом заводе.

Ожидается, что производственный объект стоимостью 275 миллионов евро будет включать современную линию по штамповке и наполнению снарядных гильз.

«Создавая собственный завод по производству боеприпасов калибра 155 мм, Латвия делает очередной шаг к укреплению своей обороноспособности и расширению независимого оборонного сектора. Производимые боеприпасы обеспечат снабжение Национальных вооруженных сил Латвии, а также укрепят безопасность цепочек поставок и будут доступны странам-партнерам», – сообщается в пресс-релизе предприятия.

В свою очередь премьер-министр Латвии Эвика Силиня заявила, что подписание меморандума о взаимопонимании – это четкий шаг к укреплению оборонной промышленности Латвии. «Налаживая сотрудничество с Rheinmetall, Латвия не только укрепляет обороноспособность страны, но и вносит вклад в обеспечение безопасности поставок в Европу, увеличивая промышленные мощности, а также способствуя экономическому росту», – отметила Силиня.

■ ■ ■

Тем временем генеральный директор Rheinmetall Армин Паппергер заявил, что компания рада возможности внести свой вклад в суверенитет Латвии в области боеприпасов, а новая производственная линия в Латвии укрепит позиции Rheinmetall как ведущего мирового производителя артиллерийских боеприпасов.

«Для нас это также вопрос распределения рисков. Я не хочу ограничиваться одной или двумя инвестициями в Европе. Конечно, производство 1–1,5 миллиона артиллерийских снарядов можно развернуть и в самой Германии. Да, мы могли бы. Но, с одной стороны, риск очень высок. А с другой стороны, мы европейская компания, мы мыслим по-европейски. А если вы так мыслите, то вам также необходимо инвестировать в Европу», – сказал Паппергер.

■ ■ ■

С экономической точки зрения любые вложения в новое производство – это хорошо.

Инвестиции в размере 275 миллионов евро позволят заводу производить десятки тысяч артиллерийских снарядов и создать не менее 150 рабочих мест. Строительство завода планируется начать весной 2026 года, а запуск производства – примерно в 2027 году.

Министр экономики Виктор Валайнис сообщил, что место для завода в Земгале уже выбрано, но пока не назвал, где именно он будет располагаться. «Найдено идеальное место, которое им абсолютно подходит, и мы готовы к быстрым шагам. Конечно, эти быстрые шаги не означают, что все произойдет следующим летом. Компания может быть основана уже в этом году», – сказал Валайнис.

■ ■ ■

Надо отметить, что в Латвии уже налажена сборка финских бронетранспортеров Patria 6x6. Элементы шасси собираются в Елгаве на предприятии SIA SFM Latvia. Бронекорпуса делает компания EMJ Metāls SIA в Риге. Окончательная сборка бронемашин организована на совместном предприятии Defense Partnership Latvia, созданном финской компанией Patria и местной Unitruck.

Цех сборки площадью около 3,8 тыс. м2, расположенный в Валмиере, заработал в мае 2024 года и способен выпускать до 30 машин в год.

■ ■ ■

В данном случае строительство военного завода в Латвии – это следствие милитаризации экономики Евросоюза. В период с 2021 по 2024 год общие расходы Евросоюза на оборону выросли на 31% и достигли 326 млрд евро. На фоне наращивания оборонного потенциала Европы производители вооружений, особенно европейские, начали обновлять финансовые рекорды.

Бум оборонных заказов, включающих артиллерийские снаряды и ракеты, танки и военную авиацию, беспилотники и корабли закономерно привел к тому, что спрос намного превышает предложение – то есть Европе не хватает производственных мощностей на производство необходимого оружия.

Так, общий портфель невыполненных заказов европейских оборонных компаний достиг рекордных 311 миллиардов евро на конец 2024 года. Поэтому по всей Европе развертывается бурное строительство военных заводов.

Только на начало июня 2025 года можно идентифицировать около 107,8 тысячи квадратных метров новых производственных объектов, которые недавно введены в эксплуатацию или находятся на завершающей стадии строительства. Среди них пороховые заводы во Франции, взрывчатых веществ в Венгрии, Финляндии и Германии, корпусов артиллерийских снарядов в Норвегии, Германии и наполнению артиллерийских снарядов взрывчаткой в Польше, Чехии, Эстонии и Великобритании. Еще больше производственных площадок, точные масштабы которых пока не определены, будут возведены до первой половины 2027 года. Расчистка участков под их строительство уже начата.

■ ■ ■

По результатам реализации планов европейских оборонных компаний, производство взрывчатки на новых заводах превысит 6,5 тонн по итогам 2027 года. Ее объема хватит для заполнения 613–984 тысяч 155-мм артиллерийских снарядов в зависимости от их типа и модели. И это не считая существующих производственных площадок взрывчатки, мощности которых, как ожидается, будут удвоены к 2026–2027 годам.

На этом фоне генеральный секретарь НАТО Марк Рютте считает, что Германия как крупнейшая экономика Европы должна возглавить развитие оборонной промышленности региона.

Как результат, ключевым бенефициаром увеличения военных расходов Европы стал немецкий производитель бронетехники и боеприпасов Rheinmetall.

Его портфель невыполненных заказов вырос с 24,5 миллиарда евро в 2021 году до 55 миллиардов евро в 2024 году. Поэтому Rheinmetall строит сейчас оборонные заводы по всей Европе.

«Все хотят военные заводы – и мы можем их построить», – заявил глава Rheinmetall Армин Паппергер. Так, в румынском городе Виктория немецкий концерн Rheinmetall начал строительство крупнейшего в Восточной Европе порохового завода стоимостью 400 миллионов евро. Также в Литве Rheinmetall продвигает проект артиллерийского завода. Инвестиции в проект составляют 180 миллионов евро, завод планирует начать работу в 2027 году.

На Украине Rheinmetall уже строит завод по производству артиллерийских боеприпасов мощностью в 150 тысяч снарядов в год. Кроме того, Rheinmetall строит завод в Испании с годовым объемом выпуска 450 тысяч снарядов. И в Саксонии – на 350 тысяч снарядов в год. А недавно Rheinmetall объявил о строительстве нового завода в Болгарии.

■ ■ ■

Соответственно, и создание производства снарядов в Латвии – это следствие экспансии Rheinmetall по всей Европе.

В результате производство оружия стало самым выгодным бизнесом в Европе, а Rheinmetall превращается в крупнейшую корпорацию Германии.

Так, с 2021 года биржевая стоимость акций Rheinmetall выросла с 50 евро до 1960 евро, то есть почти в 40 раз. Общая же стоимость корпорации Rheinmetall оценивается примерно в 90 миллиардов евро.

■ ■ ■

Но пока Rheinmetall процветает, остальная промышленность Германии скатывается в кризис. Недавно немецкий промышленный гигант Bosch объявил о сокращении 13000 рабочих мест в своем бизнесе по производству автозапчастей. Таким образом инженерная компания надеется сэкономить 2,5 миллиарда евро на фоне продолжающегося кризиса на автомобильном рынке Европы.

Всего же в Германии в первом полугодии 2025 года компании объявили о планах сократить 37,7 тысячи сотрудников – это максимальный показатель с 2020 года, когда страна столкнулась с последствиями коронавирусного кризиса. При этом рост числа сокращаемых работников наблюдается третий год подряд: если в первом полугодии 2022 года речь шла о 9,6 тысячи сотрудников, то в 2025 году эта цифра выросла почти в четыре раза. Для сравнения – во время глобального экономического кризиса 2008 года сокращение работников в первое полугодие составило 40,8 тысячи человек.

С точки зрения роста безработицы состояние экономики Германии близко к кризисным показателям 2009 года. Поэтому возникают опасения, что немецкая экономика может не потянуть дополнительную нагрузку в виде финансирования военной промышленности – ресурсов может не хватить.

В таком случае из-за падения доходов и роста безработицы больше всех может пострадать немецкий средний класс – и не только немецкий.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.