Идет ли дождь, светит ли солнце – с августа по октябрь на краю поселка Кроньауце поспевают крупные и сладкие ягоды винограда. Именно на таких десертных сортах специализируется хозяин Vīnogu dārzs Эдгар Зихманис. Мы посетили виноградник и знали, какие сорта посадить на переработку, а какие – украсят стол.

Климат – не помеха

Агроном Эдгар Зихманис занимается виноградом уже двадцать лет, а его винограднику в Кроньауце исполнилось десять. Первым делом хозяин посадил виноград, который давно хотел – для вина и сока. Эти сорта растут на улице, словно в какой-нибудь Италии, но есть нюансы. В южных странах солнце стоит выше и растения не затеняют друг друга так сильно, поэтому их сажают теснее. Как объясняет виноградарь, у нас же весной и осенью солнце поднимается медленно, так что нужно оставить  расстояние между саженцами побольше, чтобы освещались корни. Поэтому в Латвии на одном гектаре можно разместить 2600 кустов вместо 4–5 тысяч, которые сажают на юге.

Плантация уличного винограда выглядит внушительно: тысяча кустов, посаженные на расстоянии полутора метров друг от друга, растут простирающимися вдоль поля рядами. Эдгар Зихманис говорит, что с каждого куста получается собрать до двух килограммов винограда, что в сумме дает полторы-две тонны! Получается самый большой урожай в Латвии. Конечно, для такого способа выращивания годится не любой виноград, а только особенного вида.

– Есть такой американский виноград, по-латыни называется Vitis labrusca. У него очень высокая зимостойкость, но по своей сути он дикий. У ягод толстая шкурка, мякоть слизистая и косточки от нее не отделяются. Сорта этого вида, в том числе латвийский «зилга» выращивают у нас, в Финляндии и вв отдельных местах России. А больше нигде в мире его не сажают. В самой Америке предпочитают южный виноград и именно из него делают прекрасные вина, – объясняет хозяин виноградника.

Он добавляет, что к популярным и хорошо растущим в латвийских условиях относятся все сорта нашего местного селекционера Паула Сукатниекса, созданные в 1950-х годах: «супага», «зилга», «гуна», «велдзе».

Этот, по своей природе «дикий» виноград растет мощно, за ним можно не ухаживать: ягоды будут всегда и он всегда перезимует. Вот такого типа виноград и посажен у хозяина для соков. Один утерявший название сорт был найден агрономом возле старого дома, размножен и назван «терветская синяя». Надкусываешь ягоду и чувствуешь так называемый привкус лабруско или всем известной «изабеллы». Возможно, и у вашего дома растет сорт такого типа, у которого ягоды никогда не созревают и только после первых морозов становятся по-настоящему вкусными?

По поводу качества ягод у Эдгара Зихманиса есть свои требования. Если на вкус неофита «терветская синяя» была уже довольно сладкой, то виноделу этого недостаточно. Чтобы делать сухое вино, нужно ждать, пока из ягод уйдет лишняя кислота.

– Попробуете одну ягодку – вкусная, ароматная. А съедите гроздь – будет вязать во рту, – так по-простому объясняет особенности сортов типа лабруско хозяин. – Но зато у этого винограда много танинов – веществ, благодаря которым из него можно делать вино, сок или варенье.

Эдгар Зихманис говорит, что на приусадебных участках Латвии чаще всего виноград не выращивают, а просто позволяют там расти. Такие «дикие» сорта могут прекрасно оплести беседку или забор. Правда, если за виноградом совсем не ухаживать, то со временем внизу останутся голые пережившие подмерзание стволы, а листья и гроздья будут свисать только сверху.

Настоящий виноград – это какой?

Сразу за плантациями сортовых «дикарей» в этом хозяйстве простираются посадки, способные разбудить гастрономический интерес. Эдгар Зихманис с августа по октябрь проводит экскурсии, и каждый его гость может проверить растущие под открытым латвийским небом ягоды на сладость, сочность и хрусткость.

– Здесь у меня растет настоящий виноград, – улыбается Эдгар Зихманис. – По-латыни этот вид называется Vitis vinifera. У него самые вкусные ягоды, такие, как вы можете видеть в магазинах, например, у привезенного из Италии сорта «виктория» или турецкого «султан». Все вина каберне савиньон, мерло, шардоне, рислинги и все грузинские – тоже изготавливаются из vitis vinifera.

Но для выращивания такого винограда требуется от 140 до 180 солнечных дней. Длинный вегетационный период – особенность южного винограда. Поэтому в наших условиях он будет созревать или очень поздно, или не созреет вообще. Второй неприятный момент – низкая устойчивость против болезней. Эдгар Зихманис говорит, что по этой причине в той же Италии его опрыскивают 10–15 раз за сезон. Получается, самые ядохимикатные ягоды в наших магазинах – это виноград и еще арбузы.

Третий фактор связан с морозоустойчивостью. Vitis vinifera может выдержать температуру не ниже -16…18ºС. Поэтому его выращивают в регионах, где не только жаркое длинное лето, но и мягкая зима. Значит ли, что нам на латвийской даче не видать своих сладких десертных ягод? Нет, это не так.

– Есть третий вид винограда. Называется амурский виноград. У него зимостойкость высокая, но ягода мелкая, синяя, без особых привкусов. Поэтому в селекции его скрещивают с европейским Vitus vinifera.

Пример такого удачного скрещивания представляет собой старый венгерский сорт «кристалл». Его небольшие желтые ягоды идут для изготовления вина, но они уже имеют совсем другой привкус – привкус настоящего южного винограда. Мякоть ягод не слизистая, сладкая, но шкурка все-таки толстовата. Поспевает в наших условиях он в начале октября.

Вкусные ягоды имеет и один из лучших латвийских сортов «супага». Виноград созревает в конце сентября, когда характерная для американского вида слизистость ягод падает, ягоды становятся по-настоящему приятными, с привкусом ананаса. Зимостойкость «супага» достигает -25 градусов. Но даже такой зимостойкий виноград в латвийском климате может подмерзнуть, причем, по словам хозяина Vīnogu dārzs, виноград у нас подмерзает по большей части не зимой, а весной – во время возвратных заморозков.

Эдгар Зихманис хвалит и литовские сорта, которые, по его мнению, у нас незаслуженно мало популярны. Красно-бурые ягоды «лиепсна» («пламя») очень вкусные, а лозы в наших условиях зимуют без укрытия. Хорош и универсального использования сорт «йодупе» с синими ягодами. Этот сорт – один из ранних, с вегетационным периодом всего 90–95 дней.

На вопрос, обрабатывает ли он свой виноград от болезней, Эдгар Зихманис отвечает утвердительно. Как агроном, он не очень верит в биологические способы защиты, а подвергать риску свой виноградник не может. Но в Латвии нужда в опрыскивании возникает позже, чем на юге Италии, где стоит сухая погода и раньше появляется напасть винограда – ложная мучнистая роса (милдью).

– На юге первое опрыскивание делают, как только раскрываются почки. Перед цветением опрыскивают еще раз и так все время. В наших условиях этого не надо. Опрыскивать виноград можно только после Лиго, – поясняет винодел. – Я бы посоветовал это делать, когда погодные условия, как в бане: прошли дожди и температура поднялась до двадцати пяти градусов и выше. Если в это время на ягоды попадет грибок оидиум или милдью, ягоды не созревают. Поэтому южный виноград самый «химический». Там человек не будет рассматривать, двадцать или тридцать гектаров и искать, есть болезнь или нет. Он будет опрыскивать весь виноградник раз в неделю на протяжении всего лета. В Латвии достаточно за сезон провести две обработки системным и контактным препаратами вместе. И когда ягоды созрели, их можно вести в любую лабораторию – они чисты.

От дождя содержание сахара в ягодах винограда понижается. Чтобы собрать вкусный урожай, нужно выждать два сухих дня.

Десертное лакомство

Да, выращенный в Латвии виноград может быть сладким, но настоящий взрыв вкуса нас ожидал дальше, в крытых туннелях, с подвешенной на торцах сеткой – и ветер гуляет, и осы не залетят. О том, что от ос нужна защита, Эдгар Зихманис узнал из своего опыта, поплатившись за эти знания одним урожаем. Осы не глупцы и покусились они на самый сладкий, самый крупный и самый вкусный виноград. Тот, которым по праву гордится Vīnogu dārzs.

Хозяин рассказал, что эти сорта начали выращивать в советское время, чтобы засадить ими юг страны. Раз в десять лет и там может стукнуть мороз в минус 28 градусов, поэтому 60 процентов винограда растут под укрытием – кусты засыпают землей. В наших местных условиях такой способ не подойдет из-за высокой влажности, поэтому выход – это теплица или туннель.

В 2004 году агроном был в Новочеркасске, где институт виноделия и виноградарства вывел свои новые сорта. Они получены от европейского и амурского винограда, имеют повышенную зимостойкость и короткий вегетационный период: 100–120 дней. На зиму все эти сорта укрываются.

В поисках саженцев Эдгар Зихманис побывал и в Запорожье, оттуда тоже привез черенки, которые посадил в теплице. На  зиму он снимает с нее пленку, а весной натягивает снова. Из-за пары морозных весенних ночей в этом году в теплицах установили и отопление.

– Пятнадцать лет назад теплицы отапливались, а потом я всю эту систему разобрал за ненадобностью. Сейчас пришлось поставить ее заново. Все говорят о потеплении, но для винограда критична температура весной, а в этом смысле у нас происходит настоящее похолодание, – рассказал он.

Пленочные туннели весь сезон не только открыты с торцов, но и имеют отверстия сверху по бокам. Поэтому виноград хорошо проветривается и не болеет.

Таким трудоемким способом виноградарь выращивает 50 отборных столовых сортов: мармеладной консистенции «чарли», хрустящая во рту «кодрянка», бескомпромиссно сладкая и ароматная «аркадия», вытянутые «пальчики» «карМАКод», «циравас агра», «виктория», бескосточковый и отдающий на вкус земляникой Rilain Pink Seedless… Эта коллекция не может оставить равнодушным.  Урожай в теплицах начинается в начале августа и завершается в октябре.

Спелость винограда определяется на вкус. Например, ягоды столового сорта «чарли» могут приобрести красивый синий цвет, но пройдет три недели, пока они дозреют окончательно и станут максимально сладкими.

Уход за столовыми сортами

Если уличный виноград у занятого дачника не пропадет, будучи предоставлен сам себе, то ради сладких ягод придется постараться.

– Моя главная работа тут – выращивание лозы, – делится Эдгар Зихманис. – Лоза  столового сорта должна быть крупная, толстая. В каждой ее пазухе есть почка, в которой сейчас закладывается урожай на следующий год. Значит, в следующем году будет плодоносить только эта новая лоза, которая выросла в этом году. Из многолетней древесины ягоды бывают только у дикого винограда.

Чтобы прокормить большие грозди (а они у столовых сортов поистине внушительные – под килограмм), хозяин оставляет на плодоносящей лозе 25 листьев. Поэтому виноград он обрезает. Если позволить ему расти свободно, побеги и листья будут создавать тень, которой в наших северных условиях допускать нельзя: она понизит температуру и виноград не будет расти.

– Я выращиваю еще и боковые побеги – пасынки, по два-три листа. Они нужны, чтобы кормить эту почку и грозди, – поясняет он.

Как получить такую сильную лозу? Удалить все слабые и оставить самую мощную (см. фото). На один погонный метр горизонтально закрепленной лозы Эдгар Зихманис оставляет шесть побегов. Так как расстояние в теплице между кустами два метра, то у одного куста остается 10–12 лоз. Этим прореживанием виноградарь занимается весной, как только распустились юные почки.

– Осенью я обрезаю весь куст, кроме первой сильной лозы. Ее я наклоняю горизонтально вместо старой и укрываю белой агротканью. И весной все начинается заново, – показывает виноградарь. – Человечество придумало этот способ более ста лет назад. Мы как будто этим обманываем виноград. Когда лоза кладется горизонтально, все почки словно спортсмены на спринте – одновременно стартуют наверх. А гроздья получаются внизу. Вот и весь принцип выращивания.

Растущий в теплицах виноград поливают раз в неделю, а с середины июля не поливают совсем – южному винограду много воды не надо. А вот нормировать урожай столовых сортов придется. Насколько? Зависит от садовода. Чем меньше ягод остается, тем они вкуснее, но понятие вкуса индивидуальное. Поэтому укорачиваем грозди и оцениваем результат. 

Сорт «аркадия» Эдгар Зихманис называет королевой винограда. Она самая урожайная и вкусная, но если оставить грозди нетронутыми, красавица хуже зимует и на следующий год ягод даст меньше. Поэтому в теплице в Кроньауце на каждой лозе оставляют по одной грозди и не больше 800 граммов.

– На пятый, шестой, седьмой год, если вы поймете, что ягоды созревают хотя бы за две недели до наступления холодов и они вкусные, можно попробовать увеличить вес грозди, – посоветовал виноградарь. – Но будьте осторожны, иначе будет, как с моим знакомым, который вырастил «кодрянку» с гроздями по четыре килограмма. Но вкус ягод не почувствовал и весь недозревший урожай отправил в компост.

На вкус винограда влияет и почва. В Vīnogu dārzs земля тяжелая, глинистая, и от этого у «дамских пальчиков» сорта «тимур» чуть проступает горечь. В песчаной земле ранние сорта созревают еще быстрее.

Виноград, который ни разу не болел

Есть у Эдгара Зихманиса в винограднике стоящий особняком под открытым небом ряд, где он посадил сорта, отличающиеся некрупными листьями и длинными междоузлиями. За счет этих особенностей растения получают максимальное количество света, а обдувающий их ветер не дает влаге застояться на зеленой массе и вызвать болезни. По признанию хозяина, за все время виноград там никогда не болел. Растут там упомянутые выше литовские сорта, латвийские «супага» и «сукрибе», российский «кузьминский синий», венгерский «кристалл», германский «соларис», американский Sommeset Seedless и другие. Есть что взять на заметку.

Вилена КРАСНИТСКАЯ, ведущая рубрики «Садовый вопрос»


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.