Латвийский янтарь давно закончился, Калининградский больше не привозят, теперь остается надеяться лишь на застывшую смолу из Польши или аж из Колумбии да Бразилии, поделками из которой полны туристические лавки  да лотки, что Вецриги, что Юрмалы. Корреспондент «МК-Латвии» разобрался в ситуации с дарами природы.

Слезы по цене алмазов

В Латвии дочь морского царя все давно выплакала, а из Калининграда ее застывшие слезы больше не привезти из-за строгостей на границе да запреты на провоз самого разного промышленного сырья из России. В итоге почти все янтарное, что теперь продают в Вецриге с Юрмалой в сувенирных магазинах и на туристических лотках на 90% изготовлено из старых запасов доставленного ранее в Латвию из Калининградской области янтаря. Запасы эти, что логично, уверенно тают. В итоге лучшего в мире Балтийского янтаря в латвийской продаже становится меньше с каждым днем, и буквально с каждым часом он растет в цене, постепенно приближаясь на международных аукционах чуть ли не к стоимости золота или алмазов.

Как дурят туриста

На днях у вашего автора случился спор с продавцом одной туристической лавки в Вецриге почти с видом на Ратушную площадь. Торговец Дайнис Апинис доказывал клиенту - гостю из Скандинавии, что, мол, здесь в продаже все сувениры и украшения из настоящего латвийского янтаря. Потом, правда, корреспондент «МК-Латвии» решил уточнить вопрос. Ведь известно, что промышленные запасы местного латвийского янтаря на Балтике иссякли почти полвека назад. Долгие годы фактически весь янтарь в нашу страну привозили из Калининградской области, где в хранилищах знаменитого Янтарного комбината находятся его огромные запасы. Однако вот уже года три как солнечный камень из Калининградской области России в Прибалтику не привезти – на  границе строгости с оформлением документов. В итоге, как вашему автору рассказывали знакомые латвийские коллекционеры самоцветов да янтаря, все украшения и вообще сувениры из застывших слез морского царя делаются умельцами в той же Латвии, как правило, из старых запасов янтаря, привезенного ранее из Калининграда.

Наконец, торговец в разговоре с дотошным собеседником с печалью в голосе признался, что все – верно и эти запасы скоро могут закончится. И что – тогда?

За ответом корреспондент «МК-Латвии» обратился к Заре Скрипник, о которой в нашей стране знают очень многие и как о коллекционере янтаря, и как о мастере всевозможных изделий из него. Например, в Риге не раз проходили выставки ее картин, сделанных из самоцветов и, конечно, с использованием янтаря. Зара Скрипник то и дело бывает на разных янтарных ярмарках в разных городах Европы – и потом привозит его сумками в Латвию, чтобы потом заниматься любимым делом – украшениями и картинами.

Китай вместо Литвы

- Совершенно верно: собственно латвийского янтаря у нас в стране уже давным-давно нет, - говорит «МК- Латвии» Зара Скрипник. - Торговцы в сувенирных лавках десятилетиями выдавали за латвийский янтарь - калининградский: ведь и тот и другой – балтийский, визуально и качеством ничем не отличается. А теперь все, что предлагают в магазинчиках и на лотках, - преимущественно украшения из старых запасов, которые, понятно, уменьшаются. Какое-то время назад балтийский янтарь часто и немало находили в Литве - в Паланге и Клайпеде, однако, и там, как и в Латвии, янтарные жилы постепенно иссякли. Иногда в Литве весной до сих пор проводятся разные янтарные международные ярмарки, куда застывшие слезы дочери морского царя привозят буквально со всего мира – от Китая до Южной и Центральной Америки. Этой весной я была на такой ярмарке. Первое, на что сразу обращаешь внимание, что янтарь подорожал во много раз, и цена на него уверенно растет, что доказывают и разные аукционы через интернет. Мне, например, для коллекции некоторое время назад знакомые привозили из Германии много янтаря с инклюзами (застывшими внутри насекомыми). Еще некоторое время назад на европейский рынок и мастерам привозили немало янтаря из Украины, где его в прошлом промышленно добывали в разных местах (буквально в полях, где рыли глубокие ямы), но и там его запасы иссякли или сейчас недоступны. Еще на упомянутых ярмарках можно купить янтарь из Бразилии, Колумбии и Южной Африки.

Однако в большинстве стран, как, например, на Украине, янтарь совершенно пустой – просто золотистый и прозрачный, а наш балтийский янтарь (что из Латвии, что из Калининграда) всегда ценился тем, что он «пейзажный». В нем, если посмотреть на свет, открывается целый мир – можно рассмотреть море с пляжем, леса, горы, ну и, разумеется, есть инклюзы – застывшие в смоле насекомые. Словом, балтийский янтарь всегда был высшего качества – с художественной точки зрения, что, конечно, особенно радовало мастеров по янтарю и коллекционеров. Украинский янтарь, который хоть и совершенно пустой, понятно, мастера тоже используют для разных поделок. Но он хотя бы бывает темный, а из Южной Африки или Южной Америки янтарь не только пустой, так еще и очень  светлый – совсем молодой. Конечно, он намного дешевле темно-красного или голубого янтаря, который добывают, например, на Дальнем Востоке и в Китае. А на Карпатах находят очень редкие розово-красный и дымчато-серый янтарь, в районе Сицилии – янтарь оливкового цвета, а то и вовсе флуоресцентный и синеватый... Однако, в Латвии в обычных сувенирных магазинах такой не найти, да и стоит он очень и очень дорого, - замечает Зара Скрипник.

Путешествие янтаря

- Я часто задавалась вопросом: почему янтарь такой разный? – продолжает Зара Скрипник. - За ответом обращаемся в самое далекое прошло. К примеру, наиболее древним и особенно разнообразным считается мексиканский янтарь. Однако и балтийский янтарь – достойный ему конкурент. Например, янтарь, который находят около датского острова Борнхольм (в юго-западной части Балтийского моря), - юрского периода, а залежи еще ближе к берегам «большой Дании» - относятся к периоду раннего эоцена (около 33 миллиона лет назад). В районе Калининграда возраст пластов - эпохи позднего эоцена. Издавна была принята версия, что янтарь – застывшая смола преимущественно хвойных деревьев. Впрочем, теперь все больше ученых утверждают, что «источником янтаря» являлись смолы тропических лесов, росших 30-50 миллионов лет назад. Когда на земле все бурлило и кипело, перемещались тектонические пласты, извергались вулканы и лили кислотные дожди, которые эти леса погубили. Миллионы лет назад, когда еще не существовало Балтийского моря, на его месте была суша, где росли «янтарные леса». Накопление янтарных смол шло по берегам естественного канала, соединявшего Атлантический океан и исчезнувший Тетис.

Потом, как известно, наступил ледниковый период. Ледник двигался с севера к экватору со скоростью до 5-6 километров в час, вскрывал, взламывал огромные земляные пласты, переворачивал их и передвигал на огромные расстояния. Так смещались и янтарные отложения - на тысячи километров от мест первоначального залегания. К слову, некоторые ученые прослеживают движение ледника именно по карте мировых отложений янтаря. По этой причине, янтарь «балтийского происхождения» можно найти в разных областях мира – даже за Сицилией… Когда ледник прошел, многие янтарные пласты отказались под массой глинистых пород, например, голубых и красных, богатых фосфатами, солями, кварцем. Янтарные смолы пребывали в таком положении веками, под огромным давлением, при разных температурах, под влиянием радиации. В результате, мы теперь видим, насколько янтарь бывает разным. 

И здесь в янтарном смысле Россия вне конкуренции. Так, считается, что в одной лишь Калининградской области находится 90% всего мирового запаса янтаря. Понятно, он сильно отличается от того, который копают на Украине, в Доминиканской Республике и в остальных странах мира. В то же время наш балтийский янтарь (запасы которого фактически иссякли) считается очень древним, а старше его разве что ливанский и мексиканский.

Подделку отличить просто

В свою очередь, другой известный латвийский янтарный мастер и коллекционер Виктор Барабанов добавил, что, действительно, балтийский янтарь (скажем, из того же Калининграда) всегда превосходил качеством любой другой и стоил, понятно, существенно дороже.

Еще в начале «нулевых» килограмм калининградского янтаря стоил около 1000 долларов, а кило  колумбийского примерно 70. Впрочем, теперь цена на качественный и интересный  янтарь возросла просто неимоверно и такого, разумеется, в Латвии в обычных сувенирных лавках не найти: здесь за местный янтарь в лучшем случае выдают самый дешевый, купленный на ярмарках в Польше, куда массово свозят застывшую смолу со всего мира.

Там янтарь покупают и латвийские мастера, а потом уже здесь делают из него украшения – собирают бусы или вставляют в оправу перстней. Правда, самый дорогой балтийский янтарь теперь не привозят – не выгодно.

Наш балтийский янтарь в отличие от того же украинского всегда ценился за то, что в нем много сукцината (янтарной кислоты). И изделия из него могли идеально сохраняться чуть ли не веками в то время, как украинский янтарь очень хрупкий - уже через год покрывается трещинами, а то и вовсе рассыпается, просто лежа в шкатулке, говорит Виктор Барабанов. Правда, в сувенирном магазине отличить балтийский янтарь от того же украинского или колумбийского сходу могут только специалисты.

Зато отличить настоящий янтарь от подделки из той же  эпоксидки (эпоксидной смолы) можно элементарно. В те же 1990-е изделиями из эпоксидки были завалены туристические сувенирные лавки Риги. Как отличить?   Сделайте дома концентрированный соляной раствор и киньте туда купленный золотистый «камешек» (например, очень ходовые в сувенирных лавках шарики). Если это янтарь, то он всплывет, а если эпоксидка – утонет.

В магазине на тот же янтарный перстень можно капнуть чистым спиртом: настоящий янтарь сразу будет пахнуть сосновой смолой, а эпоксидка – вонять химией. Еще можно тот же перстень или бусы сильно потереть по руке, настоящий янтарь будет издавать приятный смолистый запах, советует мастер.

Еще нюанс от профессионала: наш балтийский янтарь всегда пахнет приятнее (если поднести его к пламени зажигалки), а колумбийский, боливийский или украинский – не очень: «От них часто вообще тиной несет».

И, конечно, всегда рассматривайте янтарь на свет, если он ну просто идеально-ровный, чистый и прозрачный, то, скорее всего это подделка из какого-нибудь полимера.

И не забывайте, что еще есть бакелит. В советские годы в промышленности его часто использовали. Определенный тип грубой ткани пропитывался несколькими слоями эпоксидной смолы. Радиолюбители еще помнят в приемниках бакелитовые платы. Из этого материала красивого янтарно-коричневого цвета делали также украшения и сувениры. Конечно, он дешевле янтаря. Между прочим, до сих пор в той же Вецриге предлагают украшения из бакелита, и они, к слову, сразу привлекают взгляд. Много из него изделий и в антикварных лавках, допустим, весьма популярных в советские годы поделок (фигурок животных для стенных шкафов). Как определить - вам предлагают что-то янтарное или бакелитовое? «Надо использовать те же приемы, что и с обычной эпоксидкой», - советует Виктор Барабанов.

Великий янтарный шанс

Однако, может, для Латвии не все еще потеряно и янтарь на Балтике найти можно? Здесь Виктор Барабанов рассказал нашей газете, что, действительно, крошечный шанс остался: хотя в промышленных масштабах тут янтаря уже давно нет, но изредка море все же отдает солнечный камень – в районе Лиепаи или близ мыса Колка, где мощные течения размывают дно, а потом волны выносят поднимающиеся на поверхность кусочки янтаря – остатки некогда больших пластов.

В регионе Курземе есть старатели, которые обычно зимой в сухих гидрокостюмах и с аквалангами ныряют ко дну, где ищут янтарь. Просто зимой придонные течения особенно сильны. Да и осенью, когда время штормов – сильных ветров и больших волн, на курземском берегу иногда находят довольно крупные куски янтаря. Но, конечно, все это не сравнить с тем, что было в прошлом веке…

И еще иногда куски янтаря находят на полях селяне, которые перерывают землю мощной техникой. Некоторое время назад там – в курземском поле - откопали даже полкилограмма янтаря, что автоматически стало рекордом Латвии за последние пятьдесят лет.  

-  Вообще-то, будем честны. Вам никто точно не ответит на вопрос, сколько в нашем регионе еще осталось янтаря? Ведь янтарные пласты в глубинах земли и у дна морского - огромные; они простираются аж от Атлантического океана, через Балтику (главным образом Калининградский регион) вглубь материка, что доказывают регулярные большие находки янтаря близ Новгорода и к северу России. Другое дело, что в нашу Латвию янтарь из новгородских земель, равно как и из Калининграда, теперь не привезти. Россия тоже, разумеется, охраняет свои янтарные запасы: попытка вывезти из страны большие куски янтаря – это уголовное преступление. А разные европейские строгости в отношении всего «из России» обрекают тех же балтийских мастеров на работу с менее качественным сырьем из Украины, Южной Америки либо Южной Африки. И Латвия в результате всего уверенно вычеркивается из списка «янтарных стран», что, конечно, должны знать туристы или местные жители, перед тем, как решат зайти в любую сувенирную лавку что Вецриги, что Юрмалы, - подытожил собеседник «МК-Латвии».

Игорь МЕЙДЕН


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.