Об этом и другом – в обзоре прессы от агентства BNS.
В инструменте сравнения цен на продукты питания обнаружены дефекты
Намерение создать в Латвии цифровой инструмент для сравнения розничных цен на продовольственные товары уперлось в скепсис местных производителей в вопросе достижения поставленной цели - добиться более низкой наценки. Наоборот, это вызовет дополнительные траты госуправления на разработку и поддержание соответствующего механизма, отмечают они. Генеральный директор Латвийской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов Роланд Фелдманис говорит, что фермеры и местные производители продуктов питания знают, по какой цене они продают свои изделия розничным торговцам и каковы цены на соответствующие продукты в магазинах. "Основной вопрос - размер применяемой торговцем наценки: хотя поначалу сердце и греет тот факт, что зачастую продукты латвийского происхождения можно успешно реализовать по относительно высокой цене, однако более низкая цена на импортные продукты больше способствует их продаже", - подчеркивает Фелдманис. Он признает, что успешной реализации латвийского продовольствия можно добиться, только найдя решения по снижению наценки. "Торговцы, конечно, вынуждают латвийских производителей конкурировать с иностранными производителями и фермерами, но условия бизнеса не всегда на стороне латвийских производителей", - подчеркивает Фелдманис. Парламентский секретарь Министерства земледелия Нормунд Шмитс считает, что задуманный цифровой инструмент сравнения розничных цен на продовольственные товары может успешно работать только в том случае, если все заинтересованные стороны - производители, торговцы, потребители - будут заинтересованы в одном и том же результате. "К сожалению, сейчас задуманное может быть интересно авторам идеи и, возможно, потребителям, но не торговцам", - отметил Шмитс. По его мнению, эффект возможен только при регулярном мониторинге цен и наценки. "Единственным учреждением, обладающим соответствующими полномочиями, является Совет по конкуренции, а другие учреждения могут просто записать цены на конкретные продукты в каждом магазине в свои блокноты, но и только", - так Шмитс ответил на вопрос о том, какое учреждение должно этим заниматься. Он отметил, что цель планируемого нововведения состоит в том, чтобы ограничить возможности торговцев манипулировать ценами, используя свое особое положение, и сделать местный рынок более доступным для местных фермеров и производителей продуктов питания. (Dienas Bizness)
Денег на пособия больше, чем получателей
В прошлом году из суммы, выделенной на государственное пособие по гарантированному прожиточному минимуму (ГППМ), осталось 58%. В первой половине этого года ситуация аналогичная - 56%. Государственный контроль обращает внимание на то, что публичные средства ограничены, поэтому их важно планировать и расходовать эффективно и прозрачно. Сейчас ситуацию в сфере пособий можно назвать хаосом. Чтобы выяснить, насколько обоснован запрос Министерства благосостояния на дополнительные целевые дотации самоуправлениям на пособие ГППМ, а также проверить расходование средств, Госконтроль провел расширенную ревизию. В прошлом году было запрошено 1,38 млн евро, или на 58% больше необходимого, а в этом году к 30 июня неизрасходованная сумма достигла 1,7 млн евро, или 56%. "Такая тактика, когда на какую-то цель много денег остается не потраченными, означает, что другой приоритет при планировании муниципального или государственного бюджета остался за чертой. В начале года нередко о таких шагах объявляется во всеуслышание, мол, вот, как мы заботимся о самых бедных жителях, а в конце года неизрасходованные деньги тихо перераспределяются по другим сферам", - раскритиковала ситуацию с ГППМ в парламентской комиссии по социальным и трудовым вопросам директор третьего ревизионного департамента Госконтроля Майя Аболиня. Почему возникла такая ситуация? Одна из причин - неправильно рассчитана численность получателей пособия, так как в их число включены мирные жители Украины, которые тоже получают ГППМ, однако для этого финансирование предусмотрено в бюджете Умного управления и регионального развития. Кроме того, хотя установлены новые пороги ГППМ, к ним прибавлена наценка (индекс потребительских цен), которая составляет +26%. Это сделано без какого-либо обоснования, отметила Аболиня и добавила, что если эта формула не будет пересмотрена, то на 2025/2026 год необоснованно будет зарезервировано 7,8 млн евро сверх необходимого. Аболиня напомнила, что Конституционный суд признал пороги дохода ГППМ не соответствующими Конституции. Пособие не покрывает даже расходов на продукты питания, не говоря уже о других потребностях. (Diena)
Угрозы существованию книжных магазинов больше нет?
В Смилтене закрылся единственный в городе книжный магазин - об этом недавно сообщила газета Валкского края "Северная Латвия". Насколько известно, по крайней мере в плане хозяйственной деятельности Смилтене далеко не самый тихий и пустой город Видземе, к тому же он является административным центром целого края. "Сейчас городов, в которых нет ни одного книжного магазина, в Латвии довольно много. Насколько я знаю, в период между войнами прошлого века в Латвии было 488 книжных магазинов, а сейчас их число составляет 115. Если говорить об отрасли в целом, глядя только на цифры, я бы все же не сказала, что ситуация очень драматична. У меня нет данных за этот год, но я могу сравнить суммы оборота за прошлый и позапрошлый годы. В прошлом году, по данным "Lursoft", оборот в книжном бизнесе составил 54,48 млн евро, а в 2022 году - 56 млн евро. Разница небольшая, и нельзя сказать, что в целом показатели стремительно снижаются. Тут надо учитывать, что эти данные показывают общий оборот, а не формирующие его позиции.
Я могу судить только о своих книжных магазинах: хотя ассортимент канцелярских товаров довольно обширный, но книги все равно обеспечивают не менее 60% от общего оборота. Это очень хороший показатель, если сравнивать с ситуацией и тенденциями в глобальном масштабе ", - проиллюстрировала ситуацию член правления ООО "Jānis Roze" Инара Белинкая, которая также является председателем правления Латвийской ассоциации книготорговцев. Что касается количества книжных магазинов, она считает, что тенденция к их сокращению объективна, хотя причины в регионах и, например, в Риге различаются. "Прежде всего надо посмотреть, насколько заселено конкретное место. Если в городе меньше 5000 жителей, то для выживания книжного магазина потребуется какая-то особая поддержка самоуправления, например, в виде регулярной закупки канцелярских товаров. Иначе деятельность магазина будет нерентабельна. Очень сложно сейчас и с арендой помещений. Одно дело инфляция, но, например, в супермаркетах, особенно в Риге и городах государственного значения, здания фактически принадлежат различным иностранным пенсионным фондам, местных владельцев практически нет. Все поднимают цены постоянно и непрерывно", - делится опытом предприниматель. (Latvijas Avīze)
Не совпадают стоимость имущества и суммы сделок
В Латвии квартиры и семейные частные дома продаются по невероятно низким, не соответствующим рыночной стоимости ценам. Об этом сообщили в компании "Latio", изучив сделки, заключенные в октябре этого года. Судя по официально зарегистрированным суммам сделок, в минувшем месяце 50% жилья было официально продано по ценам, не превышающим 35000 евро, в том числе часть сделок заключена даже за... один евро. Аналитик рынка "Latio" Ксения Иевлева рассказывает, что такие цены напоминают о событиях двадцатилетней давности, когда цены на жилье также колебались в этих границах. На самом деле стоимость недвижимости значительно выше цен, зарегистрированных в деловых договорах. По мнению аналитика, у таких явно фиктивных сделок есть несколько причин. Самая распространенная из них - покупатели и продавцы предварительно договорились вписать в договоры меньшие суммы, чем на самом деле, чтобы уменьшить размер подоходного налога с населения и государственных пошлин. В этом нет ничего нового - предъявление фиктивных цен в деловых договорах наблюдается годами. При этом у других покупателей создается искаженное представление о стоимости имущества и его ценах на рынке. "Такие договоренности, когда в договоре указывается меньшая по сравнению с реальной стоимостью недвижимости сумма сделки, в первый момент сделки кажутся выгодными обеим сторонам, - рассказывает представитель "Latio", - но позже это может выйти боком покупателю при дальнейшей продаже приобретенного имущества. Из-за разницы между указанной фиктивной ценой приобретенного имущества и его продажной ценой придется заплатить гораздо более крупный налог на прирост капитала". Напомним, при продаже недвижимости продавец должен заплатить подоходный налог с населения в размере 20% от прироста капитала. Если только законом не предусмотрены налоговые освобождения, этим налогом облагается разница между полученным доходом, или продажной ценой, и стоимостью приобретенного имущества, а также стоимостью произведенных в недвижимость вложений. (Latvijas Avīze, Latvijas Bizness)