Фото Вилены Краснитской
Фото Вилены Краснитской
Жизнь

Многие жители Латвии ищут, где бы подешевле купить одежду и обувь. Магазины подержанных товаров сейчас находятся на пике популярности, в них можно увидеть очереди покупателей. Однако с середины 2024 года государство намерено ввести новый налог на текстиль. Мы выяснили, на сколько в этом случае вырастут цены в магазинах секонд-хенд.

Подробнее о планах

Для сведения: Сейм в декабре прошлого года принял поправки к Закону о налоге на природные ресурсы. Согласно изменениям c 1 июля 2024 года этот налог начнут применять в том числе к одежде, обуви и бытовому текстилю. Официальная причина: нераспроданные магазинами вещи часто отправляются на свалки и по сути дела являются мусором, который загрязняет природу.

Вопрос о новом налоге должен быть решен до конца апреля 2024 года. К этому сроку Кабинет министров должен принять правила о практическом применении нового налога, в том числе – о том, будет ли он распространяться на товары в магазинах секонд-хенд.

Предположительно налог на природные ресурсы составит 50 центов за каждый килограмм продукции, его должны будут платить торговцы одежды, причем не только новой, которая стоит приличных денег, но и бывшей в употреблении. Одновременно предусмотрено освобождение от налога для тех предприятий, которые будут участвовать в системе сбора текстильных отходов.

Директор Latvijas zaļais punkts Каспар Закулис рассказал: «Цель государства – не взять налог, а создать такую систему, при которой поставщики одежды и обуви на рынок Латвии платили бы за контейнеры по сбору и переработке текстиля. Предприятия, которые откажутся участвовать в этой системе, должны будут платить налог государству. С помощью налога на природные ресурсы мы защищаем свои национальные интересы, ведь в какой-то момент вся эта одежда станет мусором, она же не вечная!»

По данным Министерства среды и регионального развития, в 2021 году текстиль составлял 5% от общего объема бытовых отходов.

Клиенты – против!

Против планов правительства ввести новый налог на природные ресурсы выступили не только владельцы секонд-хендов (что вполне ожидаемо), но и их клиенты. В социальных сетях люди активно высказывали свое отношение к планам государства и рассказывали о своем опыте покупок в секонд-хенде.

– С тех пор, как у меня появились дети, я почти все вещи покупаю в секонд-хендах, это очень экономит средства нашей семьи, – рассказывает Юлия. – Судите сами: в обычном магазине куртка на ребенка стоит 60 евро, ботинки – не меньше 70 евро, свитер около 40 евро, джинсы – 25. Кроме этого, каждому ребенку на один сезон требуется два-три джемпера, три футболки, три рубашки, шапки и перчатки. То есть на одного сына в начале зимнего сезона я должна потратить 300 евро, на двоих – 600 евро, если покупать все в обычных магазинах. А в секонд-хенде я все обновки могу купить за 70 евро, на двоих – 140. Радует, что многие вещи – новые или пользованные совсем немного!

С Юлией согласна Ольга, мама 10-летнего мальчика:

– У моего ребенка кроссовки и ботинки «горят» на ногах, за сезон он меняет минимум три пары. А еще он регулярно забывает в общественном транспорте шапку и перчатки. Поэтому я давно покупаю сыну обувь и аксессуары в секонд-хендах, эти магазины – мое спасение. Не хотелось бы, чтобы цены в секонд-хендах росли, тем более что моя зарплата уже давно не растет... Сейчас я плачу за очередную шапку для сына 50 центов и не хочу, чтобы она стала стоить, например, 70 центов.

– И я, и мои знакомые уже давно могут позволить себе новые вещи только из секонд-хенда, – призналась пенсионерка Санта. – При пенсии в 500 евро платить 100 евро за пальто – это верх расточительства, а дешевле чем за сотню пальто в обычном магазине не купишь. В этом году я купила пальто в «секонде» за 11 евро, причем очень качественное. Вскоре мне придется идти в магазин за новыми летними платьями. Я могла бы пользоваться прежними, но за год сильно поправилась, так что придется раскошелиться на покупку. В прошлом году платья в секонд-хендах продавались за несколько евро, очень надеюсь на эти цены и в этом году. А вчера моя внучка купила в «секонде» блузку из натурального шелка нежно-розового цвета за 8 евро. Она сказала, что такой фасон блузки сейчас на пике моды. Девочке 16 лет, она хочет одеваться модно, но у родителей нет средств, чтобы покупать ей много вещей в обычных магазинах.

– Для меня поход в секонд-хенд – это охота за интересными, качественными вещами, – признается Полина. – Я много раз получала комплименты за хорошо сшитые вещи, купленные в магазине «второй руки». Благодаря им я могу разнообразить свой гардероб. Повышение цен несомненно повлияет на мое хобби искать что-то интересное здесь.

– Я в секонд-хендах покупаю только обувь. У меня 47-й размер ноги, обувь такого размера производят только дорогие бренды и продают по цене не менее 200 евро за пару. А в секонд-хенде я похожие ботинки и туфли покупаю где-то за десятку, – рассказывает Андрей. – Обувь большого размера весит прилично, поэтому, если введут налог, стоимость ботинок наверняка повысится.

– Я живу в рижском районе Кенгарагс и вижу, какая очередь всегда стоит около местного секонд-хенда на ул. Латгалес. Для жителей моего района существование магазинов с подержанными товарами – это вопрос выживания, – говорит Дана. – К тому же только в секонд-хендах соблюдается разумное соотношения цены и качества. В обычных магазинах либо цена на вещь завышена, либо вещь развалится через пару месяцев.

«Клиентов все больше!»

Административный директор сети Humana Latvia Ивета Волтнере рассказала, что предприятию принадлежит 24 магазина в Латвии – три магазина винтажной одежды Humana Vintage (в центре Риге) и 21 магазин Humana. В 13 из них вся коллекция меняется каждую вторую неделю. Четыре из этих магазинов расположены в Риге, девять – в регионах.

– В регионах люди живут более экономно, чем рижане, у них меньше доход. Поэтому в наших магазинах вне столицы одежда из новой коллекции стоит не дороже 6 евро за штуку, а обувь не дороже 7 евро (в конце скидок – 50 центов). Такая ценовая политика показывает, что наши клиенты ограничены в средствах и увеличение налога для них будет большим ударом по кошельку, – рассказала наша собеседница. – А вот те, кто покупает вещи в обычных магазинах, а также поклонники «быстрой моды», этот налог могут даже не почувствовать... Получается, что пострадает самая незащищенная часть населения, которая и так очень бережно относится к вещам и для которой каждая новая купленная вещь – результат обдуманного несколько раз решения.

– Количество клиентов у магазинов подержанной одежды растет или, наоборот, сокращается?

– На рынке Латвии мы работаем более 15 лет и видим, что с каждым годом увеличивается потребность в подержанных, но качественных вещах. Эти покупки позволяют сэкономить, что особенно важно при снижении покупательной способности, при росте цен на продовольственные товары, коммунальные услуги. А еще покупкой поношенной одежды люди поддерживают устойчивую моду, и таких покупателей все больше.

– А куда уходят нераспроданные вещи?

– Могу точно сказать, что их НЕ выбрасывают на свалку, а используют дальше.

– Каким образом?

– Нераспроданные вещи отправляются в сортировочный центр в Литве, который принадлежит нашей группе предприятий, где пересортировываются – например, часть перерабатывают и отправляют для использования в автосервисы, часть реэкспортируют в другие страны, то есть каждая вещь используется.

От пенсионеров до модников

– Расскажите, кто ваши постоянные клиенты?

– Их можно разделить на четыре группы. Во-первых, это пенсионеры, для которых существование «секондов» – очень хорошая возможность купить верхнюю одежду и обувь (эти товары в обычных магазинах стоят довольно дорого).

Вторая большая группа клиентов – это родители маленьких детей. Дети растут все время, поэтому хочешь не хочешь, а приходится регулярно покупать новый комплект одежды.

В третьих, наши клиенты – это молодежь: школьники старших классов и студенты, которые хотят выглядеть модно и иметь обширный гардероб, но за ограниченный бюджет (в магазинах «второй руки» можно отыскать качественные вещи и интересно их стилизовать).

Ну и последняя группа – это люди, которые следят за модой и стилем, они хотят купить что-то очень оригинальное, но за приемлемую цену. А еще многим из наших клиентов важно, что в наших магазинах они не только экономят деньги, но и поддерживают зеленый курс.

В день привоза – когда в наших магазинах самый большой выбор и самые высокие цены – к нам чаще всего приходят люди, которые хотят купить оригинальную, качественную и недорогую вещь. А вот в конце скидок, когда каждая вещь продается за 50 центов, мы видим всех прочих клиентов, особенно много среди них пенсионеров. Из этого можно сделать вывод, что для многих людей, особенно пожилых, при покупке одежды или обуви важен каждый цент.

– Какие вещи чаще всего покупают?

– Это не праздничные или какие-то необычные оригинальные товары, а вещи, без которых тяжело прожить. Особенно много клиентов у нас в начале осени: люди покупают детям одежду для школы (рубашки, пиджаки, жакеты, брюки), а также пополняют свой гардероб верхней одеждой. Второй большой наплыв случается в конце осени – начале зимы. Одному прежняя куртка стала мала и потребовалась новая, второму нужен теплый свитер, третий нуждается в зимних ботинках. Многие клиенты признаются, что им очень важно, чтобы материал, из которого сделана вещь, был натуральным, качественным.

В начале лета большим спросом пользуются хлопковые и льняные рубашки и платья (многие говорят, что в обычных магазинах не найти рубашку изо льна, поэтому идут за ней в секонд-хенд. – О. В.). Очень популярным товаром в наших магазинах является обувь, особенно ботинки.

«Мы против повышения цен!»

– Как вы относитесь к распространению налога на природные ресурсы и что намерены предпринять, если он будет введен?

– Мы очень надеемся, что новый налог все-таки не будет введен по отношению к товарам, бывшим в употреблении. Но если такое произойдет, то выхода всего два: либо уйти с рынка Латвии, либо повысить цены на товары. Оба варианта нас не устраивают.

Дополнительный налог для нашего предприятия означает примерно 600 тысяч евро дополнительных расходов в год. Такое бремя может привести к банкротству. А если повысить цены на товары, то плохо будет и нам, и покупателям, часть из них откажется от покупок подержанных вещей. Как я уже сказала, у многих наших клиентов каждый цент на счету, поэтому возможное повышение цены заставит их сократить траты, то есть покупать реже и меньше, чем им необходимо.

Повышение ставки

– Знает ли правительство о ваших возражениях против введения налога на природные ресурсы?

– Конечно, и мы очень надеемся, что правительство нас услышит и не станет вводить налог на вещи секонд-хенда. Мало того, что это не в интересах большинства латвийцев, так еще и идет вразрез с советом Европейской комиссии.

– О чем идет речь?

– Еврокомиссия посоветовала странам ЕС ввести систему расширенной ответственности, чтобы способствовать долгосрочному использованию текстиля. Но при этом Еврокомиссия указала, что торговцы подержанной одеждой должны быть исключены (!) из этой системы.

А еще меня интересует вопрос, как введение налога вяжется с главным принципом экологического образа жизни – «Используй вещи повторно»? Вместо того, чтобы придумать, как упростить и удешевить переработку текстиля, государство хочет избавиться от секонд-хендов, миссия которых – продавать бывшие в употреблении вещи и воплощать «зеленый курс», который принят во всей Европе. В соответствии с «зеленым курсом» надо производить меньше и донашивать то, что произведено, а не выбрасывать и производить новое. Пока правительство Латвии поддерживает «зеленый курс» только на словах, а не на деле.

– Связывались ли с вами представители зеленых на эту тему?

– К сожалению, к нам никто не обратился, чтобы узнать наше мнение. Напоследок хочу заметить, что в соседних Литве и Эстонии не планируют облагать дополнительным налогом товары из секонд-хендов. Почему это надо делать в небогатой Латвии, нам непонятно!

«Пересылка по цене товара!»

Магазины предприятия RDA продают не только подержанную одежду и обувь, но и постельное белье, а также подушки, одеяла, полотенца и халаты. Другими словами – все то, что планируется обложить налогом на природные ресурсы.

– Наше правительство не понимает, насколько важно держать низкие цены в секонд-хендах, так как многие латвийцы имеют возможность купить все необходимое только в этих магазинах, – рассказала директор RDA Эва Видовска. – Мое мнение подтверждают слова наших клиентов во время пандемии коронавируса. Как вы помните, в то время почти все магазины, кроме продуктовых, были закрыты, и секонд-хенды в том числе. Нам почти каждый день звонили люди с просьбой хотя бы на полчаса открыть магазин, чтобы они смогли приобрести вещи, которые им крайне необходимы.

– Но ведь они могли купить все в онлайн-магазинах...

– Конечно, но их доходы не позволяли это сделать. Помню, я кому-то из клиентов посоветовала купить то, что ему нужно, на портале подержанных вещей Andelemandele, но услышала, что в этом случае ему придется заплатить за получение посылки примерно столько же, сколько он рассчитывал оставить в нашем магазине. (От редакции: пересылка вещей, купленных на Andelemandele, обходится почти в 2 евро.)

Думаю, наше правительство не понимает, насколько бедны латвийцы и насколько востребованы у них товары, бывшие в употреблении. В наших магазинах продается множество вещей всего за 1 евро и даже дешевле. Как можно ботинки за 90 центов приравнивать к ботинкам, скажем, за 90 евро и требовать, чтобы «секонды» и обычные магазины платили налог в одном и том же размере? Клиент обычного магазина даже не заметит, если ботинки станут стоить не 90 евро, а 90 евро и 50 центов. А для наших клиентов увеличение цены с 90 центов до 1,40 евро весьма существенно, за эти дополнительные 50 центов они могут купить у нас либо рубашку, либо теплый шарф, либо детский джемпер.

– Многие люди боятся, что если налог будет введен, то магазины секонд-хенд уйдут с рынка Латвии. Нет ли у RDA такого желания?

– Пока не можем точно этого сказать, так как всегда концентрировались на работе в Латвии. Но если решение о налоге будет принято окончательно, то это сподвигнет нас развивать свою деятельность уже вне Латвии, в странах, где более дружелюбные законы в отношении секонд-хендов.

– Я слышала, что этот налог будет введен только в Латвии.

– Мы очень надеемся, что если налог будет введен, то во всех странах Балтии, а не только в Латвии, чтобы у предпринимателей всех прибалтийских стран были одинаковые возможности по ведению бизнеса. А еще мы надеемся, что даже в случае введения этого налога он не будет применим к вещам, которые будут импортированы в Латвию из стран Европейского союза.

В этом случае получится, что налог будет заплачен дважды. Сначала его заплатят покупатели, которые в первый раз купят новую вещь в обычном магазине, а затем его заплатят покупатели этой вещи в секонд-хендах. Но что будет с налогом на вещи, привезенные из других стран, а не только стран ЕС, пока сложно сказать. Как я уже говорила, мы надеемся убедить правительство не распространять налог на подержанные вещи, так как это идет вразрез с интересами самых незащищенных и малообеспеченных жителей страны.

– Разве сами покупатели будут платить налог?

– Нет, платить будут владельцы магазинов, но их расходы будут включены в цену товаров. А значит, пострадают наши клиенты.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.