В середине августа Стоматологический институт перестал оказывать детям зубоврачебные услуги по государственной программе – были израсходованы все доступные на тот момент квоты. А вот в поликлинике Елгавы детских квот не хватает круглый год. Что происходит в стране и почему лозунг «Дети – наше будущее» превратился в пустые слова?

Согласно данным Министерства здравоохранения, среднее время ожидания приема у зубного врача по государственным квотам колеблется от 26 дней в Латгалии до 105 дней в Рижском регионе.

Беда в слишком низких государственных тарифах!

Наша собеседница, руководитель медицинского центра Jelgavas poliklīnika Кинтия Барлоти, считает, что нехватка стоматологов и квот – такая же проблема в системе здравоохранения, как для человека – острая   зубная боль.

– Дети уже много лет лишены возможности вовремя  получать финансируемую государством стоматологическую помощь. Основная причина в том, что государство не хочет оплачивать услуги стоматологов, которые обслуживают детей, по рыночным расценкам, – говорит наша собеседница. – Приведу пример. Во время приема стоматолог обязан осмотреть зубы ребенка, проинструктировать о принципах соблюдения гигиены зубов и объяснить, почему это надо делать регулярно. Во время приема врач обязан использовать средства защиты и определенные инструменты (то есть ресурс, который стоит денег). Если прием пациента происходит по квотам, то за все это государство платит поликлинике, в которой работает доктор, всего 21 евро и 82 центов. Самому стоматологу в качестве оплаты работы поступает только часть этой суммы. Это гораздо меньше, чем получает частный стоматолог.

– Когда в последний раз пересматривались государственные тарифы на   стоматологические манипуляции по квотам?

– В 2018 году. За последние несколько лет финансирование стоматологии не увеличивалось (если исключить прибавку, связанную с изменением минимальной заработной платы), а цены на материалы росли каждый год. Замечу, что в 2018 году пересматривали только стоимость медицинских манипуляций, а не количество квот, выделенных на детскую стоматологию. В результате очередь к стоматологу по квотам даже в 2018 году не была сокращена, а значит, с тех пор не улучшилась доступность услуг стоматолога.

Нашим чиновникам от здравоохранения важно понять:  стоматолог должен быть заинтересован работать с детьми за государственный счет, а этого можно добиться, только если он будет получать за свою работу столько же, сколько получает врач в частной клинике.

Кроме того, замечу, что лечить ребенка всегда менее выгодно, чем взрослого, так как, по большому счету, ему требуются всего три манипуляции: гигиена зубов, лечение кариеса или назначение брекетов. На этих манипуляциях много не заработаешь, в отличие от оказания услуг взрослым пациентам, поэтому большинство стоматологов отказываются работать с   детьми. Они тратят на ребенка столько же времени,  сколько на взрослого, а получают за работу намного меньше.

Сложный пациент

– Еще одна причина, по которой стоматологи не хотят оказывать услуги детям, является сложность их лечения, – продолжает наша собеседница. – Маленьким пациентам, в отличие от взрослых, тяжелее переносить  болезненные процедуры, они часто плачут, отказываются открывать рот или держать его открытым столько, сколько надо. Врачу приходится тратить время  на уговоры, делать перерыв в лечении, уговаривать вновь открыть рот, успокаивать маленького пациента и т. д. Выдержать слезы детей психологически тяжело, и это увеличивает время оказания услуги. Стоматологи рассказывают, что порой требуется не менее получаса на то, чтобы уговорить ребенка открыть рот и осмотреть зубы. Это время стоматологу не оплачивается.

Два года назад в нашей поликлинике работал детский врач-стоматолог, которая обслуживала детей. Ее хватило всего на полгода работы, потом она уволилась и нашла другое место. Мне она сказала, что с детьми работать больше не хочет.

– Какой вы видите выход из этой ситуации?

– Самой лучшей мотивацией работать с детьми является достойная оплата труда стоматолога.

Я знаю, что некоторые самоуправления из своего бюджета доплачивают стоматологам, которые по государственным квотам обслуживают детей. Если не делать этого, то количество стоматологов, согласных работать с детьми по квотам, еще больше сократится, а очередь к ним вырастет в разы.

Негативные последствия

– К чему привела заморозка государственных тарифов на детскую стоматологию?

– Из-за отсутствия регулярных проверок и регулярного лечения дети вступают во взрослую жизнь с кариозными зубами. В результате они становятся постоянными клиентами стоматологических клиник, которые будут на них зарабатывать большие деньги.

– Почему вы так думаете?

– Потому что за годы отсутствия лечения проблемы с зубами усугубляются настолько, что к 18 годам человеку за лечение зубов придется заплатить в 10 раз больше, чем это стоило бы в его детстве.

Проблема с зубами – это не насморк, который может пройти сам по себе. Очень жаль, что наши чиновники медицины, которые ответственны за распределение бюджета, не понимают этого.

Чиновники, научитесь считать!

– Если ребенок регулярно ходит к стоматологу, то врач может заметить кариес в начальной стадии и запломбировать дырочку даже без анестезии, – говорит Кинтия Барлоти. – Но если стоматолог за государственный счет доступен ребенку раз в год, то к моменту визита дырочка станет настолько большой, что  для лечения потребуется анестезия, за которую должно заплатить государство. Причем местной анестезией не всегда можно обойтись, возможно, потребуется общий наркоз. Мои слова подтверждаются   статистикой: в середине августа 2023 года в Институте стоматологии в очереди стояли 800 детей, которым нужны манипуляции с применением общей анестезии. И снова вопрос: почему чиновники не умеют считать и предвидеть эти дополнительные расходы?

– А разве анестезия и наркоз так безвредны, что на манипуляцию с ними настолько огромная очередь?

– Конечно нет, считается, что анестезию можно применять только в по-настоящему тяжелых ситуациях.  И мне, как врачу, очень обидно, что мы порой вынуждены лечить ребенка под анестезией только потому, что он не попал к стоматологу, когда его проблемы со здоровьем были незначительными и с ними можно было справиться без анестезии.

«А воз и ныне там!»

В 2018 году несколько организаций пенсионеров обратились в Министерство благосостояния за помощью в решении серьезной проблемы: большинству пожилых людей в Латвии не под силу оплатить услуги стоматолога и протезиста. Минблаг на словах пошел навстречу пожилым людям, и 21 марта 2018 года был подписан базовый меморандум между Институтом стоматологии, Минблагом и Федерацией пенсионеров, предусматривающий поддержку пенсионеров государством. Однако на деле так ничего и не было сделано, пенсионеры никакой помощи в оплате стоматологических услуг не получили.

Проблемы для всего организма

– Кроме того, не следует забывать, что кариес – это не просто болезнь зуба, это инфекция, которая влияет на  весь организм в целом, в том числе на иммунитет, – продолжает наша собеседница. – На почве этой инфекции может появиться воспаление, например, в области горла, носа и ушей. Значит, государству придется вложиться в лечение ребенка, как минимум оплатив его визит к отоларингологу. Так почему бы не выделить деньги раньше, оплатив ребенку своевременный визит к стоматологу? Чтобы потом не пришлось лечить его зубы и, например, уши.

Замечу, что родителям может потребоваться ухаживать за больным ребенком, а значит, государство должно будет оплатить родителю больничный. Снова расходы, которых можно было бы  избежать.

Невылеченные в детстве зубы во взрослом возрасте могут стать причиной для появления  сердечно-сосудистых заболеваний и гастроэнтерологических проблем.

Раз уж государство вместо того, чтобы думать о здоровье человека, думает об экономии средств, буду апеллировать к этому. Больной человек для государства не выгоден, во-первых ,  потому что государству придется оплачивать его визиты к врачам, обследования и манипуляции, а во-вторых, оплачивать его больничный и пребывание в больнице. А если человек вследствие своих проблем со здоровьем станет инвалидом, то государство будет вынуждено его содержать. Мне очень жаль, что наши чиновники столь недальновидны, что им такое развитие событий не приходит в голову.

– Получается, государство своим бездействием много лет увеличивало число хронических пациентов?

– Именно так! Я не понимаю, почему другие врачи для детей более доступны, почему на их услуги государство готово выделить более-менее нормальный бюджет, а на детских стоматологов – нет.

Доступность гигиениста и ортодонта

– Детям нужны не только доступные услуги стоматолога, но и гигиениста, а также ортодонта. Легко ли их получить?

– Трудно! Например, в нашей поликлинике гигиенист работает всего два раза в неделю.

– Наверное, к нему огромная очередь...

– Скажем так: очередь к нему меньше, чем к стоматологу, который принимает каждый день. Причина в том, что многие родители не считают нужным регулярно водить ребенка на гигиену зубов. Но те родители, которые понимают важность этого, должны выстоять очередь, прежде чем их ребенка обслужит гигиенист. А с консультацией ортодонта и того хуже. Бесплатное посещение ортодонта для ребенка государством предусмотрено всего один раз за всю жизнь. Это очень плохо, так как неправильный рост зубов может вызывать серьезные последствия, например, болезни желудка.

Стоматология в Елгаве

– Как быстро ребенок может попасть к стоматологу за государственной счет в поликлинике, которой вы руководите?

– К сожалению, у нас визит к стоматологу дети ждут в течение года, и к моменту, когда подходит их очередь,  им приходится лечить не один зуб, а несколько.

– Почему такая длинная очередь?

– Потому что стоматолог за государственный счет принимает всего двух детей в день. На большее количество нет квот!

– А что делать, если у ребенка острый случай и он не может ждать год визита к врачу? А на оплату частного стоматолога у его родителей нет средств...

– Если зуб заболел в рабочий день, то врач примет маленького пациента вне очереди, а если ребенку не повезло и зуб разболелся в выходной, то выход только один – бежать к частному специалисту. Было бы наивно полагать, что стоматологи, которые заключили договор с государством, будут работать по выходным дням.

Где же выход?

– Каким вы видите выход из положения?

– Во-первых, государство должно пересмотреть стоматологические тарифы и квоты в сторону увеличения, естественно. За последний год все подорожало примерно на 30%, и мне непонятно, почему государство не принимает это во внимание, когда решает вопрос о том, сколько должна стоить та или иная стоматологическая манипуляция.

Во-вторых, государство должно сделать все возможное, чтобы молодые врачи не  уезжали из Латвии по окончании вуза, а оставались здесь работать.

– Они уезжают потому, что в других странах им больше платят?

– Не только поэтому. Многие стоматологи хотят продолжить образование в резидентуре, но государство подготовило мало мест в резидентуре. В результате выпускники уезжают в другие страны на учебу, где их встречают с распростертыми объятиями.

– Есть мнение, что стоматолога, который учился в латвийском вузе на бюджетном отделении, надо обязать какое-то время отработать в Латвии. Что вы об этом думаете?

– Я думаю, что это плохая идея. Если правительство поставит такое условие, молодые врачи лучше возьмут кредит, чтобы освободиться от своих обязательств перед государством, но не будут работать на Латвию. Мое мнение подкреплено заявлением члена Ассоциации молодых врачей: «Мы не хотим работать на государство по принуждению. У нас должен быть свободный выбор!»

– Получается, мы в тупике?

– Ну почему же? Нехватку специалистов в стоматологии, заключивших с государством договор на обслуживание пациентов по квотам, то есть за пациентский взнос, можно уменьшить, если  разрешить стоматологам-беженцам из Украины работать в медицинских учреждениях Латвии. Но бюрократические сложности не дают этого сделать. Признаюсь, что никак не могу понять, почему в ситуации, когда в стране острая нехватка врачей, дипломированный врач из Украины, до сих пор не  имеет права работать в Елгавской поликлинике. Логического объяснения этому нет. Если нам не хватает местных врачей, мы должны с радостью принимать на работу специалистов из других стран.

Семейный стоматолог

– Какое-то время шли разговоры о том, чтобы у каждой  семьи был свой семейный стоматолог, чью работу по квотам оплатит государство. Как вам кажется, это хорошая идея?

– Предложение об одном стоматологе на всю семью не выдерживает критики, так как на практике оно не осуществимо. Чем старше человек становится, тем чаще ему нужен не простой стоматолог, а узкий специалист, который умеет ставить мост, зубные импланты, работать с пародонтозом и т. д. Обычный, рядовой стоматолог эти услуги не оказывает.

Кроме того, подавляющая часть стоматологов работает в частном порядке, и я не понимаю, каким образом государство намерено привлечь их к работе по квотам.

Ну и последний аргумент против этой идеи. Представьте семью: ребенка, родителей и его бабушку. У ребенка неправильный прикус, бабушке нужен мост,  мужчине – зубной имплант, а его жене надо поставить пломбу. Скорее всего, эти услуги будут оказывать разные специалисты. Где здесь место семейному стоматологу?

Пенсионеров обделили

– Конечно, квот на детскую стоматологию не хватает. Но как быть с пенсионерами, которым государство вообще не оплачивает зубоврачебные услуги?

– Согласна с вами, пенсионерам стоматологические услуги еще менее доступны, чем детям. И для их здоровья невылеченные зубы еще более опасны. Когда к нашим стоматологам  приходят пенсионеры, врачи нередко ужасаются, в каком запущенном состоянии находятся их зубы. Так быть не должно!

Профилактика – вот что важно!

– Я считаю, что для сохранения здоровья общества нам  надо вновь ввести бесплатный осмотр зубов в школе. Государство должно оплатить как осмотр каждого ребенка, так и время, которое врач потратит на выезд в школу. Возможно, если такой осмотр поможет обнаружить дырку в зубике школьника, родители успеют вовремя отвести ребенка к врачу.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.