Какие риски грозят Риге? Как будут оповещать население столицы в кризисных ситуациях? Как в час Х может быть организована эвакуация населения и где искать бомбоубежища? Эти и другие вопросы мы задали Гинту Рейнсонсу, руководителю Управления гражданской обороны и оперативной информации Риги.
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения на территории города или страны от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В Риге этими вопросами заведует недавно созданное Управление гражданской обороны и оперативной информации.
Три уровня системы гражданской обороны
– Есть ли у Риги своя система гражданской обороны (ГО)? За что отвечает муниципальная система ГО в отличие от государственной?
– Своя система ГО у Риги, конечно, есть. В целом ее можно рассмотреть на трех уровнях.
- Стратегический уровень. Это прописанная в нормативных актах система действий в чрезвычайных ситуациях, которые должно осуществлять государство и самоуправления, их структуры и организации на оперативном и тактическом уровне.
- Оперативный уровень – приложение плановых действий к конкретным ситуациям. Есть, например, четкий план защиты Риги, где указаны объекты повышенной опасности, и план мероприятий, связанных с размещением людей, раздачей продуктов и предметов первой необходимости в чрезвычайных ситуациях.
- Тактический уровень – ежедневная работа: забота о материально-техническом обеспечении системы государственной обороны, обучение ответственных служб, оценка рисков и анализ объектов, отработка планов эвакуации.
Госсистема ГО и система самоуправлений автономны. В самоуправлениях ведутся свои журналы учета событий, учитываются потраченные ресурсы. Определенные ресурсы от самоуправлений могут быть переданы государству и наоборот.
Как действовать в чрезвычайной ситуации?
Во время катастроф или военных действий может отсутствовать связь, Интернет, электричество, могут не работать магазины, банкоматы и заправочные станции. Поэтому важно знать, что делать в начале чрезвычайной ситуации, пока ответственные службы не восстановят критически важные функции жизнеобеспечения. В буклете «72 часа» (скачать его на русском можно на сайте www.sargs.lv) и по ссылке https://www.vugd.gov.lv/lv/vai-tu-zini-ka-rikoties-arkartas-gadijumos даны рекомендации о том, как приготовиться к экстремальной ситуации и как действовать, если она наступила.
Риски для Риги
– Какие риски грозят Риге в первую очередь?
– Это четыре вида риска: наводнения, перебои с подачей тепла, перебои электричества и обрушение зданий. Схема действий отрабатывается для всех этих видов рисков.
– Вы могли бы рассказать об этом подробнее?
– Для каждой территории определены потенциальные риски в зависимости от ее географического расположения, от наличия рек, болот, лесов. Нормативы определяют, какие ответственные службы участвуют в процессе ликвидации последствий происшествий.
Если есть перебои с теплом, с водоснабжением или электроэнергией, их решают в первую очередь службы самоуправления. Когда нарушения локальные и своих ресурсов хватает, службы справляются сами, если не хватает – подключаются другие помогающие, в том числе система ГО.
Взаимообмен информацией происходит постоянно и при необходимости службы должны быть наготове.
Но самоуправление может попросить подключиться и госструктуры, если не справляется своими силами.
Если ресурсов не хватает – всегда должно быть понятно, откуда их можно получить. И это тоже роль управления ГО.
– Может ли Риге угрожать техногенная катастрофа? Есть ли у нас заводы, которые работают с опасными веществами, утечка которых может быть опасна для жителей города?
– В Риге находится много объектов повышенной опасности категорий А и B, в том числе, например, нефтяные терминалы. На них ведется активная хозяйственная деятельность, результатом которой могут стать технологические аварии.
Чтобы справляться с подобными рисками, регулярно проводятся учения, прорабатываются разные сценарии.
– А делается ли что-то превентивно – для предотвращения подобных катастроф?
– Проводятся практические и теоретические занятия по гражданской обороне, во время которых тестируются как возможности объекта, так и возможности сотрудничества между институциями.
– Грозит ли Риге утечка радиации?
– Такой риск невелик, так как ближайшие АЭС находятся далеко. Чтобы корректно действовать во время утечки радиации, мы полагаемся на алгоритмы и информацию от профессионалов радиологии из Государственной службы среды и радиационной безопасности.
– Чем грозят Риге климатические изменения?
– Для Риги характерен специфический северный ветер с наводнениями, которые приносит Рижский залив – это опасность номер один. Опасны и ливни, когда за пару часов выпадает месячная норма, они приводят к переполнению канализационной системы. Поэтому важно регулярно обследовать техническое состояние канализационной системы, чтобы она не засорялась и работала корректно.
В плане развития города уделено особое место приспособлению города к климатическим изменениям, в том числе к ливням, которые случаются все чаще, а также к сильному снегопаду, граду или жаркой температуре.
Как оповестят жителей?
– Как будет проходить оповещение жителей в ситуации, скажем, нападения на город?
– Стандартные решения – соцсети, телефоны, эсэмэс, во время ЧП могут и не работать. Но к концу этого года коммерсанты сотовой связи должны будут обеспечить возможность раннего оповещения – бесплатную передачу информации по сотовой связи через свою сеть. Башни мобильных операторов будут идентифицировать находящихся близко людей, которых адресно будут оповещать в сообщениях.
Если вдруг (тьфу-тьфу. – Прим. ред.) начнутся ракетные обстрелы, включится воздушная тревога – это уже государственная система оповещения.
Плановые решения о том, где временно разместить жителей, в каких бомбоубежищах они могут укрыться, где будут находиться пункты раздачи еды и раздачи теплой одежды, должны принимать именно самоуправления. Также ведется работа над системой раннего оповещения, позволяющей своевременно оповещать жителей, представителей критической инфраструктуры и ответственных служб системы ГО о возможных рисках.
Сценарии разных критических ситуаций отрабатываются в военных учениях Namejs, Zobens. Сейчас в Яунсардзе проходят учения по защите государства и структур самоуправления.
– Включение сирены – это ответственность самоуправления?
– Нет, это задача государства и Государственной пожарно-спасательной службы. Но сирена не может быть единственным средством оповещения, подключиться должно также радио и телевидение. Иначе человек может не понять, почему звучит сирена и нет других новостей.
– Обязательно ли иметь с собой радио в чрезвычайной ситуации? Власти советуют иметь не тольк его, но и целую «тревожную сумку».
– Да, конечно, лучше иметь радио. Мобильные телефоны и другие гаджеты, если будут перебои с электричеством, не будет возможности зарядить. И тревожную сумку действительно стоит собрать в условиях неопределенной геополитической ситуации…
Не надо тратить сотни евро на ее комплектацию, многие из вещей наверняка есть у вас дома. У вас должен быть и список того, что взять с собой в условиях чрезвычайной ситуации.
Обязательно надо захватить с собой и наличные деньги, потому что банкоматы могут перестать работать. Стоит учесть, что в условиях нарушения логистических цепочек ценность денег будет снижаться, а ценность продуктов, которые на них можно будет приобрести, повышаться. Необходимо будет заполнить бак машины, купить продукты, найти временное убежище (в последнем случае помогут и самоуправления, и государство).
Гражданская оборона в школах
Обучают ли детей в школах основам гражданской обороны? На этот вопрос нам ответили представители Министерства образования и науки.
Как отмечают в отделе коммуникации МОН, Центр яунсардзе до 19 марта приглашает учебные заведения подавать заявки на ведение обучения по защите государства с 1 сентября 2023 года. Однако не планируется, что этот предмет будет введен во всех учебных заведениях в этом году.
С 2024/2025 года защита государства станет основным предметом во всех учебных заведениях для учащихся 10-х и 11-х классов, а также для учащихся 1-х и 2-х или 2-х и 3-х курсов профессиональных училищ и колледжей.
В настоящее время в 147 учебных заведениях по всей Латвии преподают предмет в сотрудничестве с Яунсардзе.
Национальный план гражданской обороны уже с 2018 года предполагает введение в систему общего образования (начиная с 3-го по 12-й классы) учебной программы по безопасности человека, включающей вопросы изменения климата и возможные действия по адаптации к негативным последствиям изменений климата.
Ресурсы – это главное
– Есть ли в Риге уже готовый материальный резерв на случай критических ситуаций? Что в него входит?
– Да, резерв есть, в нем хранятся продукты питания, энергоносители, товары первой необходимости. Над резервом ведется работа, это и закупка товаров первой необходимости и распределение их по самоуправлениям. Задача моего управления в этом году – аудит объема технических и человеческих ресурсов, приобретение и сохранение дополнительных материальных ресурсов.
– Если случатся военные действия или произойдет техногенная катастрофа, город должен обеспечить людей едой, медикаментами, мобильными станциями, где можно подзарядить гаджеты?
– Конечно. Будут развернуты мобильные пункты с выдачей продуктов и предметов первой необходимости. Если понадобится – в подвалах подключат генераторы, чтобы можно было подзарядить телефоны.
– Мобильных генераторов в Риге хватит, чтобы в случае отключения электричества их использовать?
– Они есть, но их число небольшое, достаточное для мирного времени. Больших запасов нет, так как раньше их приобретение не было актуально. Одна из задач нашего управления – прояснить доступность энергоносителей и электрогенераторов. И генераторы надо куда-то подключать – иначе смысла в них не будет. Поэтому саму инфраструктуру электросетей придется расширять.
– То есть, если сейчас бы отключилось электричество в половине Риге – решения бы не было?
– Да, было бы много проблем.
Где искать бомбоубежища?
– Насколько я знаю, в Риге был план обследовать здания на предмет размещения в них бомбоубежищ. Было ли это сделано? Было ли увеличено количество бомбоубежищ?
– У нас долгие годы не уделялось внимание бомбоубежищам, мы не думали о том, чтобы их строить или приспосабливать под них другие помещения. Теперь приходится думать об этом.
Оценку зданий мы провели, информацию силовым структурам самоуправление предоставило. В итоге пришли к выводу, что надо менять нормативы, чтобы в новых зданиях имелись помещения, приспособленные под бомбоубежища. И чтобы уже существующие помещения под эти цели приспособить. Логично было бы использовать уже существующую инфраструктуру – подземные стоянки, подвалы, которые для этого подходят.
– То есть специально бомбоубежища в Риге строить не будут?
– Как я уже говорил, чтобы их строить, придется менять нормативы. Единственная возможность сейчас – приспособить под бомбоубежища уже существующие помещения. Например, подземные автостоянки – у них два больших въезда, несколько этажей – их сложно повредить. Людям стоит и самим оценить состояние своих подвалов, подумать, где можно спрятаться в экстренной ситуации.
– Безопасно ли прятаться в подвалах домов? Ведь подвал может засыпать и оттуда будет невозможно выбраться?
– Не все подвалы подходят для укрытия. У подвала должно быть по крайней мере два выхода, или выход и окно, через которое можно выбежать.
– Слышала, что под Центральным рынком есть большие склады, которые можно было бы использовать как бомбоубежища. Это правда?
– Да, это так. Они могут быть приспособлены.
Алгоритм действий
– Разработан ли для жителей какой-то алгоритм, что делать в кризисных ситуациях?
– В госплане ГО указаны 35 рисков. Было бы странно, если бы во всех ситуациях пришлось действовать по единому алгоритму. Есть процедуры, есть инструкции для ответственных служб, которые будут оповещать жителей и дадут информацию, что делать дальше. Возьмем как пример объект повышенной опасности, терминал нефтепродуктов. Жителям близлежащих домов по крайней мере раз в год рассылают инструкции как действовать, если там случится авария. На самом объекте есть сирены, как только возникнет аварийная ситуация, они зазвучат.
Если возникает военный конфликт, инструкции для населения будут давать по телевидению и радио. Все мероприятия заранее мы не можем предвидеть. Но как действовать по разным сценариям в зависимости от переменных обстоятельств – мы знаем.
Как пройдет эвакуация
– В первые дни войны на Украине было заметно, что людей охватила паника, они не были оповещены заранее о возможностях эвакуации, на дорогах возникли большие пробки. У нас система эвакуации отработана? Жителей о ней будут оповещать?
– Если возникнет военная опасность, будут приспособлены и эвакуационные пути. Над этим сейчас ведется работа, анализируется и украинский опыт. Если на дорогах возникнут пробки, будут меняться логистические цепочки. От того, будет ли работать аэропорт или порт, будет зависеть порядок действий других служб.
К сожалению, в кризисных ситуациях обычно возникает «узкое горлышко бутылки», на дорогах образуются пробки, людям трудно связаться с перегруженной службой спасения.
– Заранее о том, куда эвакуироваться, люди не будут знать?
– Нет, заранее об этом невозможно сообщить. Сейчас важно работать с нашими эмоциями, со стрессоустойчивостью. Должна быть заранее собрана тревожная сумка, члены семьи должны быть проинструктированы, что делать дальше, телефоны и гаджеты должны быть заряжены, бак машины заполнен. По возможности в дорогу стоит отправляться спокойно и без стресса, не создавая угрозы для других участников движения.
– Что делать во время ЧП людям, у которых нет своих машин?
– Для них будут организованы места сбора. Ответственные службы уточнят, может ли человек передвигаться сам или ему нужна помощь в передвижении. Людям окажут помощь с эвакуацией.
– Во время пандемии говорилось о том, что в Риге возможно развертывание мобильных госпиталей. Это вообще возможно?
– Создание полевых госпиталей – задача военных и медицинских госструктур. По опыту Украины мы видим, что госпитали разворачиваются в помещениях разных зданий. От нас требовалось дать ответственным службам список помещений, которые можно использовать под госпитали. И мы эти списки уже подали.
– Вы могли бы привести пример, в каких случаях в последнее время система гражданской обороны была задействована?
– Самый свежий пример – эвакуация жителей из домов на ул. Кр. Валдемара, 117 и 119, у которых по фасаду пошли опасные трещины. Была получена информация о существенных повреждениях зданий, быстро отреагировала Государственная служба спасения, оградила от пешеходов опасную территорию около зданий, эвакуировала жильцов. Тем жильцам, кому это потребовалось, предоставили временное жилье. В ситуацию вовлеклись департамент благосостояния и социальная служба. Полиция доставила в места временного пребывания людей, у которых не было своего транспорта. Более драматичной была ситуация на улице Мелнсила, где взорвался газовый баллон и тоже были эвакуированы жильцы. Там большая часть дома была разрушена.
Что опасно для Риги?
В Риге находится как минимум десять предприятий, деятельность которых связана с повышенным риском для жителей. Например, это завод Latvijas finieris (ул. Финиера, 6), заправка Latvijas propāna gāze (ул. Зила, 20), комплекс по хранению и перевалке минеральных удобрений Riga fertilizer terminal (ул. Уриекстес, 48а) и несколько крупных терминалов.
Хотя риск землетрясений в Латвии невелик, их также приходится учитывать в планах гражданской обороны. За всю историю наблюдений в Балтии зафиксировано 28 землетрясений, причем восемь подземных толчков силой в 3,5–5 баллов по шкале Рихтера пришлись в период с 1976 по 2004 год.
Угроза наводнения в Риге возникает при сильном западном ветре скоростью около 20 метров в секунду, который при переходе в северо-восточный ветер нагоняет в Даугаву или Лиелупе морскую воду. Если такая погода сохраняется в течение двухтрех дней, то вода может затопить значительные прибрежные территории Риги и смыть часть берега.
Одной из самых серьезных для Риги угроз является теоретический прорыв дамбы Рижской ГЭС, в водохранилище которой находится почти 340 миллионов кубометров воды. Случилась катастрофа, и в Риге будут затоплены примерно 42 квадратных километра территории.
Серьезные риски – это мороз. В Латвии раз в десять лет на электропроводах образуется наледь толщиной более 10 миллиметров. В таких условиях провода могут обрываться, что чревато проблемами с электроснабжением целых районов и травмами для людей. Тут-то и должны прийти на помощь эксперты по гражданской обороне.
Сильные ветра (скоростью более 24 метров в секунду или с порывами до 100 метров в секунду) тоже опасны для Риги и Латвии в целом. При составлении плана гражданской обороны пришлось учесть вероятность, что такой ветер будет срывать крыши и валить деревья, а значит, придется спасать значительное количество людей.
В Риге не исключены смерчи и торнадо. Об этом жителей предупреждают в «Плане гражданской обороны столицы». Риски те же, что при сильном ветре.
Высоким риском для Риги специалисты считают лесные и торфяные пожары. В столице целых десять лесных массивов, самые крупные из них – массивы Клейсту в Болдерае, Вецаки в Вецдаугаве, Бикерниеки, Булли, Иманты, Марупе, Мангальсалы, Шкиротавы и Юглы. При больших пожарах выделяются опасные для людей угарный газ и цианистый водород, что может привести к гибели людей.
Марина СИУНОВА