Латвийскую столицу потрясла ужасная трагедия: возле железнодорожной станции Иманта в Риге две несовершеннолетние девушки погибли, попав под поезд. Известно, что школьницы ехали на арендованном электрическом велосипеде Ride из Иманты в сторону Золитуде.
Роковая попытка проскочить
По информации Латвийского телевидения (LTV), незадолго до несчастного случая на переезде были опущены шлагбаумы и горел мигающий сигнал светофора. Тем не менее, по словам очевидцев, девочки решили пересечь пути, пропустив поезд из Риги в Юрмалу. К сожалению, они не заметили приближавшийся с другой стороны поезд из Слоки в Ригу.
«Я видел, как девочки ехали со стороны Иманты на полной скорости в сторону Золитуде. Несчастный случай произошел очень быстро – всего за доли секунды. Прямо на переезде поезд наехал на девочек. Транспортное средство отлетело примерно на 100 метров. Люди бросились на помощь, и вскоре прибыла Служба неотложной медицинской помощи», – рассказал LTV очевидец по имени Энди.
Реакция властей и общественный призыв
Трагедия вызвала широкий резонанс и повлекла за собой призывы к немедленным действиям.
Мэр Риги Виестур Клейнбергс заявил, что «такую беду можно было предотвратить». Он потребовал срочного введения более строгого контроля и ограничений для электрических велосипедов компании Ride. Мэр подчеркнул, что самоуправление не может в одностороннем порядке запретить этим мопедам ездить по тротуарам, и для этого необходимо внести изменения в закон на уровне Сейма, предоставив самоуправлениям право принимать такие решения.
Клейнбергс также подверг критике компанию Ride, предоставляющую так называемые электровелосипеды в совместное пользование, задав вопрос, почему этот транспорт был доступен несовершеннолетним, если правила запрещают их использование лицам младше 18 лет.
В связи с серьезностью ситуации мэр обещал незамедлительно созвать все ответственные учреждения для «ясного и легитимного решения».
На портале manabalss.lv был начат сбор подписей за законодательную инициативу, которая ограничила бы возможности использования общих электросамокатов (электроскутеров) лицами, не достигшими 18 лет.
«Страшно представить…»
В социальных сетях развернулась бурная дискуссия, в которой высказывались различные мнения о причинах и возможных решениях трагедии.
Многие комментаторы указывают на необходимость усилить ответственность и внимание к безопасности.
■ Дарина Берзиня акцентирует внимание на простом и единственном правиле для всех участников движения на железнодорожных переездах: «ОПУЩЕН ШЛАГБАУМ И ГОРИТ КРАСНЫЙ СВЕТ – ЗНАЧИТ СТОЙ!» Она считает, что пока люди сами не начнут думать о своей безопасности, никто другой о них не позаботится. Она также опровергает мнение о «слишком тихих» новых электричках, отмечая, насколько громкий звуковой сигнал они подают перед переездом.
■ Комментатор под ником Nίκη Nίκη эмоционально призывает родителей и школы «МАССОВО ПОДНЯТЬ серьезнейший разговор о скутерах, ответственности, жизни и боли». Также предлагается ужесточить систему выдачи мопедов, на которых часто катаются по двое-трое детей, и критикуется бездействие полиции.
Вероника Дексне подтверждает проблему невнимательности пешеходов: «Сегодня выходила из поезда на этой же станции. Когда машинист закрыл все двери, он дал громкий сигнал перед началом движения, но все равно нашелся мужчина, который даже после сигнала начал перебегать пути прямо перед поездом».
Другие комментаторы видят проблему не только в человеческом факторе, но и в инфраструктуре и логистике движения.
■ Например, Юлия Ю полагает, что проблема не в скутере (на его месте мог быть велосипед или пешеход, перебегающий пути), а в том, что «электрички часто едут сразу в обоих направлениях». Люди спешат перебежать дорогу сразу после первого поезда, не замечая встречный. В целом рижанка связывает это с «человеческим фактором – невнимательностью».
■ Елена Лиците задается вопросом: «Где шлагбаумы или железные лабиринты?» Она настаивает, что на железной дороге должны быть свои меры предосторожности: «Вину возлагают на электросамокаты, детей и родителей, но не на недостаточное оснащение железнодорожных переездов мерами предосторожности».
■ Пользователь Eukka Urheilu отмечает, что на станции Иманта это не первый случай с таким исходом: «В этом месте давно необходимо было строить подземный переход или виадук, а также вообще огораживать железнодорожное полотно хотя бы в черте города».
Случившееся стало призывом к обществу и властям о необходимости немедленно пересмотреть подходы как к регулированию использования электрических средств передвижения несовершеннолетними, так и к обеспечению безопасности на железнодорожных переездах.
«Это всегда совокупность факторов…»
Почему в тот злополучный день все сложилось против двух девочек на электровелосипеде Ride?
Оскар Ирбитис, эксперт Дирекции безопасности дорожного движения, рассказал «МК-Латвии», что стало причиной трагедии в Иманте и какие меры уже принимают законодатели, чтобы избежать новых жертв.
– Увы, но в этом случае, вероятнее всего, причиной столкновения стала невнимательность, – говорит Ирбитис. – Исследования показывают, что молодежь, особенно дети, передвигаясь на электросамокатах и мопедах по двое, ведут себя гораздо невнимательней, чем при поездке в одиночку.
Данный случай показывает, что на любом из этих транспортных средств нельзя ездить вдвоем. Причем это категорически запрещено как детям, так и взрослым.
«Это ответственность взрослых!»
– Как вообще могло получиться, что девочки в возрасте 13 лет взяли электроскутер (который из-за наличия бутафорских педалей считается электровелосипедом) и отправились кататься?
– Хороший вопрос. В Гражданском законе установлено, что договор могут заключать только и исключительно совершеннолетние. Следовательно, на всех транспортных средствах микромобильности, которые сдаются в аренду, могут передвигаться только лица в возрасте 18+.
– Но ездят на них, как правило, подростки…
– Да, потому что подростки у нас могут получить банковскую карту и подключиться к приложению аренды таких транспортных средств. Это значит, что полный ответ за это несут те взрослые, которые контролируют банковский счет ребенка. Родителям в любом случае доступна информация о том, что ребенок покупает своей картой.
Даже если получилось так, что ребенок взял в аренду электроскутер без верификации по возрасту, его родитель получает об этом сведения.
А раз получает, то и отвечает за то, что разрешил своему отпрыску ездить на таком транспорте.
– Это как зайти в магазин, купить алкоголь и дать детям…
– Да, совершенно точное сравнение. Даже если ребенок скрывает, куда тратит деньги, через банковское приложение вы, как родитель, это увидите. Вы будете нести полную ответственность и перед законом, потому что за любое нарушение ребенка в возрасте до 14 лет в нашей стране отвечают родители.
Правила по оборудованию переездов пора пересмотреть
– Возможно, трагедия в Иманте случилась в том числе из-за плохо оборудованного железнодорожного переезда?
– В отношении оборудования железнодорожных переездов у нас по-прежнему в силе правила Кабинета министров, которые приняты в 1998 году. Это нормативный акт, который очень, очень устарел. Например, в 1998 году мы не знали ни таких диодных технологий, какие доступны нам сегодня, ни других новшеств. Очень многие вещи продвинулись вперед.
И, конечно, просится пересмотреть эти правила об оборудовании железнодорожных переездов. Мы можем посмотреть на соседние страны, которые уже применяют новейшие решения.
– Например, так называемый лабиринт для пешеходов, который обычно устанавливается перед железнодорожными рельсами. На станции Иманта его не было.
– Лабиринт перед переходом действительно способствует тому, чтобы велосипедист или пешеход перед пересечением железнодорожных путей принудительно посмотрел сначала в одну сторону, а потом, при повороте – в другую. Это повышает шансы на то, что человек заметит оба встречных поезда.
Но с лабиринтами и шлагбаумами нужно быть довольно осторожным.
– Почему?
– Например, автомобильный шлагбаум никогда не перегораживает весь путь, а лишь соответствующую сторону проезжей части. Это сделано для того, чтобы машина, по какой-то причине задержавшаяся на переезде, могла покинуть его до появления поезда. В противном случае, как это происходит в некоторых других странах, где шлагбаумы закрывают всю ширину переезда, машина рискует не выехать с железнодорожных путей.
Вот и у пешехода при использовании лабиринтов должна быть какая-то возможность быстро убраться с переезда, если он там почему-то застрял.
– Наши пешеходы просто обходят лабиринты по травке.
– И мы снова возвращаемся к вопросу дисциплины. Очень большое значение имеет, как много мы говорим с детьми о вопросах безопасности, как хорошо мы обучили своих подростков, слышали ли они о правилах пересечения железнодорожных путей в школе от своих учителей.
«Многие люди в этот день видели, что девочки едут вдвоем…»
– Уроки безопасности в школе спасли бы девочек от гибели у станции Иманта?
– Случай в Иманте произошел не по какой-то конкретной одной причине, но из-за совокупности факторов.
Во-первых, эти девочки вообще не должны были ездить на конкретном транспортном средстве. А раз они ехали на нем, значит, кто-то обеспечил им такую возможность. Это или халатность родителей, или кого-то другого из взрослых.
Второе: на данном транспортном средстве нельзя было ездить вдвоем. И третье: сами ездоки оказались невнимательны. Они не удостоверились в безопасности.
Последним фактором трагедии стало то, что наше общество – взрослые, Государственная полиция, муниципальная полиция – не уделяют достаточного внимания тому, что малолетние дети передвигаются на электросамокатах. Ведь в этот день наверняка много людей видели, что эти дети едут вдвоем. Кто-то на это отреагировал? Никто.
– А как можно отреагировать?
– Первое, чего следовало бы ожидать, это контроля таких нарушений со стороны муниципальной полиции. Если такие нарушения видят учителя, им следовало бы об этом говорить с детьми. Если это видят родители или соседи, также необходимо об этом говорить. Человек со стороны может и не вмешаться. Но если ты видел, что на электроскутерах вдвоем катаются дети твоих соседей, сообщай семье. Это снова история про отношение общества. Относимся ли мы к своему молодому поколению с заботой или нам все равно? Коммерсант, который сдает в аренду эти электровелосипеды, достаточно ли он позаботился о вопросах безопасности?
У трагедий на дороге никогда не будет одной-единственной причины. Это всегда совокупность факторов. В дорожном движении так и есть.
Кто спросит с фирмы?
– Как вы думаете, фирмы проката электросамокатов что-то могли бы делать, чтобы контролировать возраст пользователей?
– Если говорим именно о конкретном транспортном средстве Ride, то на данный момент эти транспортные средства вообще не подвержены настоящему процессу регистрации. Если мы говорим о настоящих электрических самокатах, у них есть номера. Когда была введена их регистрация, тогда порядок их использования резко улучшился.
Транспортные средства фирмы Ride по букве закона не являются электросамокатами, это электровелосипеды, хотя по внешности они больше похожи даже на мопеды. Но Министерство сообщения предложило поправки к нормативным актам, которые помогут контролировать и также гибридные средства.
Будет установлено новое регулирование под конкретные транспортные средства, мощность электромоторов которых превышает 250 Вт и которые едут вперед, даже когда не крутят педали.
Они будут считаться самоходными велосипедами с требованием обязательной регистрации. Когда мы их наконец-то отсортируем и зарегистрируем соответственно, тогда уже мы можем говорить, какие части правил дорожного движения на них распространять.
Проблема Латвии и других государств в том, что законодательство не поспевает за технологиями. В результате мы имеем на дороге скейтборд с достаточно серьезным электромотором, который никак не контролируется.
– Когда будут приняты поправки?
– Они уже на финишной прямой.
Аренда – с 18 лет, на собственном скутере – с 14 лет
– Нужно ли менять требования к фирмам аренды электротранспорта, чтобы предотвратить такие трагические дорожно-транспортные происшествия?
– Конечно, нет. Просто законодательство нужно упорядочить. Мое мнение однозначно: любой аппарат аренды все же нужно контролировать, чтобы на нем ездили только и исключительно взрослые старше 18 лет. На собственном транспортном средстве с электромотором должны ездить пользователи старше 14 лет, соответственно, с правами. Государство должно найти способ убедиться, что каждый такой ездок достиг нужного возраста и имеет знания о безопасности дорожного движения.
– В полиции сообщают, что в год в Латвии происходит около 200 ДТП с участием электросамокатов. Как, по-вашему, ситуация улучшается?
– Как только государство ввело регистрацию электросамокатов, ДТП стало меньше. Значит, ситуация упорядочивается. Но не будем забывать, что у нас на дорогах есть масса других средств микромобильности, которые также вызывают примерно по 250 аварий в год. Прибавьте сюда еще десятки ДТП, которые вообще нигде не зарегистрированы… Скажем так: истинную картину могут дать только медики.
Маргита СПРАНЦМАНЕ