Кресло премьер-министра Великобритании начинает казаться если не совсем проклятым, то точно проблемным. Вслед за громкими историями предшественников нынешнего премьера дело теперь докатилось и до самого Риши Сунака. Политик находится под следствием парламентской службы по контролю за стандартами из-за сомнений в правильности заполнения декларации. Расследование связано с фирмой, в которой жена Сунака Акшата Мурти является инвестором.
«МК» проанализировал, какова причина инициированного разбирательства и повлияет ли это на политическую судьбу действующего премьер-министра Соединенного Королевства.
«Аморальность вернулась на Даунинг-стрит, 10» — так безапелляционно оппозиционные британские партии отреагировали на новость о том, что Дэниел Гринберг (комиссар парламента по стандартам) проводит расследование в отношении самого Риши Сунака.
Политик действительно столкнулся с дополнительными вопросами о финансовых интересах его семьи. Источники на Даунинг-стрит утверждают, что расследование касается акций, принадлежащих жене премьера в компании Koru Kids (агентство по уходу за детьми). Как отмечает Sky News, компания, вероятно, выигрывает от планов правительства стимулировать людей становиться нянями. По сути, главная претензия к Сунаку состоит в том, что он недостаточно прозрачен в отношении своих связей с фирмой, которая извлекла бы выгоду из государственной политики.
По оценка агентства Reuters, Сунак и Мурти — самые богатые жители Даунинг-стрит. Стоит лишь вспомнить, что супруга премьер-министра является дочерью одного из основателей индийского IT-гиганта Infosys и владеет примерно 0,9% компании, бюджет которой оценивается в 600 миллионов долларов. Кроме этого, для самого Сунака этот неприятный «прокол» не первый. Он был оштрафован на пару с Борисом Джонсоном за «ковидные вечеринки», будучи министром финансов, он подвергся критике из-за налогового статуса Акшаты Мурти «без постоянного места жительства» (это означало, что она не платила в Великобритании налоги на свои доходы за границей), во время поездки в графство Ланкашир Сунак был оштрафован за не пристегнутый ремень безопасности. В общем, подмочил репутацию изрядно.
Довольно мало подробностей дает сам комиссар парламента по стандартам, однако британская пресса предполагает, что в ходе нынешнего расследования будет рассмотрено мартовское выступление премьер-министра в комитете по связям, где не было объявлено о доле жены в компании Koru Kids, мол, и так «все декларируется в обычном порядке». Лишь позже Сунак решил признаться комитету, что акции все-таки принадлежат его жене и то после того, как боссы компании посетили прием на Даунинг-стрит через несколько часов после упомянутого выступления.
Согласно параграфу 6 Кодекса поведения депутатов, парламентарии «всегда должны быть открытыми и откровенными в заявлении о любой соответствующей заинтересованности в любом разбирательстве Палаты представителей или ее комитетов». Под «соответствующим интересом», который необходимо декларировать, понимаются в том числе и «косвенные финансовые интересы, например, супруга или партнера».
Дэниел Гринберг является официальным наблюдательным органом, ответственным за мониторинг кодекса поведения депутатов и расследование возможных нарушений. Этим он и занимается в отношении Сунака. Если он приходит к выводу, что нарушение имеет место, но оно не такое уж страшное, то дело завершается под соусом «процесса исправления». То есть все завершится признанием членом парламента (Сунаком) собственной ошибки, принесением извинений и описанием шагов для недопущения подобного в будущем. Как подчеркивает Sky News, теоретически все может варьироваться от извинений в Палате общин до отстранения от Палаты. Любая санкция должна быть одобрена депутатами.
Но у Сунака есть статус премьера. Возможно ли его отстранить от Палаты общин? Британские СМИ заявляют, что в теории это вполне возможно. Но, оценивая предыдущие санкции, предполагается, что за аналогичное однократное нарушение (как в случае с Сунаком) депутаты обычно не отстраняются. Прибавим к этому и то, что премьер все же признался в своей заинтересованности, что может заставить комиссара быть более снисходительным.
В любом случае, под тори начали «копать». Комиссар по стандартам параллельно изучает дела еще шести депутатов на предмет возможных нарушений правил. Все они, к слову, действующие депутаты-консерваторы или бывшие депутаты-консерваторы, в настоящее время отстраненные от партии. И тогда неудивительны заявления оппозиционного крыла, которое стало обвинять премьер-министра в невыполнении обещания восстановить честность в политике.
Но есть еще одно «но». Критики обвинили премьера в том, что он «вне пределов досягаемости» из-за своего богатства и богатства его семьи. Учитывая это, британские аналитики не исключают, что новые истории о финансовых интересах могут сильно ранить Сунака на и без того уязвимом политическом фронте. И здесь ему поставили фактически ультиматум. Заместитель лидера лейбористов Анджела Рейнер заявила: «Если Риши Сунаку нечего скрывать, он должен взять на себя обязательство опубликовать реестр до майских выборов, чтобы общественность могла убедиться в этом». Были слова и о «гнилых стандартах, которые он унаследовал», а в этом плане лейбористы уже не скрывают, что у них «есть план очистить политику с помощью Независимой комиссии по этике и честности, чтобы восстановить стандарты в общественной жизни». И здесь снова на ум приходят Борис Джонсон, Лиз Трасс, чьи печальные политические судьбы засели в головах всего мира. А пока нужно дождаться результатов.