Freepik.com
Freepik.com
Общество

Об этом и другом читайте в обзоре латвийской прессы агентства BNS.

Чтобы пансионат не считался богадельней

Доля пожилого населения в стране стремительно растет, все больше людей нуждаются в длительном социальном уходе. Руководитель Латвийского объединения самаритян Андрис Берзиньш недавно сообщил на заседании комитета по социальным вопросам Рижской думы, что сейчас по меньшей мере 58% жителей Латвии помогают ухаживать за бабушкой или дедушкой или каким-либо другим человеком и в будущем это число может вырасти. Второе тревожное обстоятельство, упомянутое Берзиньшем, - по крайней мере 96% жителей, нуждающихся в услуге социального ухода, полностью обеспечить ее своими средствами не смогли бы. Финансирование - один из важнейших вопросов, но не менее важно качество ухода. Министерство благосостояния настроено на то, чтобы его улучшить, чтобы и у общества сформировалось более позитивное отношение к центрам социального ухода. Министерство намерено в течение следующих пяти лет способствовать повышению доступности и развитию услуг долгосрочного ухода, и 29 октября правительство утвердило посвященный этому план. По собранным Министерством благосостояния данным, в октябре финансируемой государством услуги длительного социального обслуживания (места в пансионате) ожидали почти 500 человек.

Например, в филиалах государственного центра социального ухода "Latgale" в очереди приходится ждать дольше года. (Клиентами ГАСС "Latgale" являются люди с тяжелыми и очень тяжелыми нарушениями умственного характера; центр оказывает услуги в пяти филиалах - "Калкуны", "Крастини" и "Калупе" в Латгале, "Литене" в Видземе и "Мемеле" в Земгале.) Длинные очереди не только на финансируемые государством, но и на муниципальные пансионаты. Например, в Риге в сентябре на получение софинансируемой самоуправлением услуги в очереди было 932 человека. Старший эксперт департамента политики социальных услуг и инвалидности Минблага Лива Шевчуна пояснила, что главная причина длинных очередей - недостаточное финансирование. В ближайшие три года необходимы дополнительные средства в размере 77,9 млн евро, а в дальнейшем ежегодно - 39,6 млн евро. (Latvijas Avīze)

В ожидании пополнения

В 1935 году руководитель Рижского статистического бюро Эрнест Булмеринк сделал прогнозы о численности населения Латвии в 2000 году. По его подсчетам, при условии сохранения без изменений трех определяющих демографические процессы величин - рождаемости, смертности и миграции - в Латвии на рубеже веков проживали бы 1,78 млн человек. Но на случай продолжения негативных тенденций того времени прогноз был еще более жестким - всего 1,55 млн. В начале этого года в Латвии проживало 1,87 млн, то есть гораздо больше, чем прогнозировал Булмеринк. С одной стороны, это наглядно показывает, как трудно предсказать будущее: и правда, как мог статистик ульманского периода включить в расчеты огромные изменения численности и состава населения, принесенные Второй мировой войной и советской оккупацией? Но, с другой стороны, подсчеты Булмеринка свидетельствуют и о том, что сегодняшнее беспокойство по поводу негативных демографических процессов - не новость. В последние недели тревогу вновь вызвали известия об очень низком количестве новорожденных: по данным Центрального статистического управления, в этом году до конца сентября родилось 9716 детей и впервые за девять месяцев года эта цифра не превысила десяти тысяч. Эксперты по вопросам популяции ООН подсчитали: даже если Латвии удастся сразу повысить коэффициент рождаемости с нынешних 1,36 до 2,1 и добиться нулевой нетто-миграции, из-за возрастной структуры общества численность населения так же продолжит сокращаться и через каких-то 40 лет стабилизируется у отметки 1,65 млн. "Есть ожидания, и есть реальный результат, которого можно достичь", - говорит Илмар Межс, который уже много лет изучает демографию Латвии. "Можно немного улучшить эти вещи, процентов на десять-пятнадцать. Невозможно удвоить. Мы не можем поднять Латвию на уровень Африки. Наши ожидания должны быть в пределах реальности в рамках ЕС, потому что никто не готов идти назад в XIX столетие". Однако примерно в последние десять лет у Латвии были и достижения в стимулировании рождаемости, что свидетельствует о том, что политический выбор может иметь положительное влияние. (Ir)

Экономический спад для многих не стал помехой к получению большей прибыли

Несмотря на постоянно звучащие сетования о том, что в народном хозяйстве Латвии ждать ничего и оно приближается к своему логическому финалу, предпринимательские общества нашей страны продолжают зарабатывать и в отдельных секторах народного хозяйства рост прибыли может показаться даже "космическим". В целом прибыль нефинансового сектора Латвии в третьем квартале этого года неплоха. За отчетный период заработано почти 800 млн евро, свидетельствует обобщенная в базах данных Центрального статистического управления информация. Заработано на 72 млн евро, или десятую часть, больше, чем в третьем квартале прошлого года. Это может звучать весьма забавно в период, когда экономика Латвии "дает усадку" и в последние месяцы может пережить даже существенный спад. На момент написания статьи еще не была публично доступна точная информация о мощностях латвийской экономики в третьем квартале года, но предварительные расчеты Центрального статистического управления около месяца назад показали, что в третьем квартале этого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года экономика Латвии сократилась на 2,4%. К тому же, что крайне неприятно, продолжаются невзгоды в производстве, которое является основой латвийского экспорта, что отражается и на общем благосостоянии страны. К отраслям, в которых предприятиям удалось получить больше прибыли, чем годом ранее, относится деревообработка. Общая прибыль предприятия "Kocinieki" после уплаты налогов в третьем квартале этого года составила почти 32,7 млн евро. Это далеко не так, как еще пару лет назад во времена расцвета, когда этот сектор в рамках одного квартала мог заработать суммы, измеряемые сотнями миллионов евро, но это больше, чем в третьем квартале прошлого года. Правда, в абсолютных цифрах рост может показаться весьма небольшим - около 3,1 млн евро. (Tvnet.lv)

Реализовано с небольшим отступлением

После острых дискуссий в парламенте было решено в дальнейшем при определении минимальной зарплаты брать 46% от средней брутто-оплаты труда за последние 12 месяцев. В этом уравнении важна точка отсчета, а также такие факторы, как экономические прогнозы, налоговые изменения, уровень безработицы и т.д. Директивой Европейского союза (ЕС) для определения минимальной зарплаты в качестве референтной стоимости определены 50% от средней брутто-оплаты труда и 60% от медианы. Экономист банка "SEB" Дайнис Гашпуйтис отмечает, что Латвия предпочла реализовать рекомендацию с небольшим отступлением, чтобы сохранить возможности маневра и давления на предпринимателей. Латвийский союз свободных профсоюзов (ЛССП) неоднократно предлагал установить минимальную зарплату в размере 50% от средней заработной платы по стране. Профсоюзы не отступили от этого требования на протяжении всего процесса разработки правил и, как следствие, не поддержали пропорцию в 46% от средней оплаты труда в народном хозяйстве. При этом ЛССП и Латвийская конфедерация работодателей (ЛКРД) договорились о постепенном повышении минимальной зарплаты до 50% от средней оплаты труда в стране, если будут приняты и внедрены другие критерии для определения заработной платы, например, повышение необлагаемого минимума до 80% от размера минимальной зарплаты. "В контексте подчинения ЕС вопрос минимальной зарплаты наконец-то станет более структурированным, предсказуемым и стабильным, так как снизится влияние импульсивных политических решений. Это будет в большей степени полезно предпринимателям, которые смогут лучше планировать свои затраты. Но и низкооплачиваемые работники могли бы выиграть от более регулярного и наглядного изменения зарплаты", - говорит Гашпуйтис. За последние десять лет минимальная зарплата пережила как стагнацию, так и резкие скачки от 40% до 47% и чуть выше от средней зарплаты. Несмотря на то, что не удалось добиться более высокого процентного соотношения, в целом ЛССП удовлетворен тем, что в нормативные акты заложен принцип, по которому минимальная зарплата в дальнейшем будет пересматриваться ежегодно и в качестве отчетного периода для ее определения будет приниматься последний обобщенный Центральным статистическим управлением период данных о средней зарплате в Латвии. (Diena)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.