Facebook.com / Latvijas Republikas Ārlietu ministrija
Facebook.com / Latvijas Republikas Ārlietu ministrija
Общество

31 мая в Латвии был выбран новый президент. Голосами 52 депутатов Сейма от фракций «Нового Единства», Союза зеленых и крестьян и «Прогрессивных» главой государства стал Эдгар Ринкевич, который с 2011 года является министром иностранных дел Латвии. Новоизбранный президент принесет торжественную присягу на заседании внеочередной сессии Сейма в субботу, 8 июля, в 9:00.

Нынешний президент страны Эгил Левитс, который 10 мая отказался повторно баллотироваться на должность, сложит полномочия ровно через месяц, 8 июля. Что мы знаем об Эдгаре Ринкевиче, которому суждено стать одиннадцатым президентом независимой Латвии? Что его приход к власти изменит для жителей страны?

Только факты

  • «Новое Единство» выдвинуло министра иностранных дел Эдгара Ринкевича на должность президента страны 11 мая, то есть на следующий день после того, как Эгил Левитс заявил о том, что не станет претендовать на второй срок.
  • Ринкевич был не единственным кандидатом, которого рассматривало «Новое Единство». Также была идея двигать на пост президента Валдиса Домбровскиса, бывшего премьер-министра страны, а ныне европейского финансового комиссара, или евродепутата Сандру Калниете.
  • Эдгар Ринкевич не случайно показался «Новому Единству» лучшим выбором. В отличие от Эгила Левитса, который в 2023 году поставил антирекорд по популярности среди жителей страны, Ринкевич в ходе последних выборов в Сейм получил от избирателей около 35 тысяч «плюсов». Таким образом нужно признать его одним из самых популярных политиков страны.
  • Избрание Эдгара Ринкевича не поддержало Национальное объединение, которое входит в правящую коалицию, а также «Объединенный список». Это вызвало правительственный кризис, результатом которого может стать полный пересмотр состава коалиции.
  • Нельзя не сказать, что Ринкевич – первый президент страны ЕС, который является открытым гомосексуалистом. О своей ориентации он объявил уже в 2014 году.
    Откровенная запись была сделана министром в личном аккаунте в социальной сети Twitter.
    Первая «запись по теме» непосредственно не касалась министра. Ринкевич начал с заявления о том, что Латвии нужно создать правовое регулирование для всех видов партнерских отношений, и он готов за это бороться.
    А также добавил: «Знаю, что сейчас начнется мегаистерия, но #proudtobegay» (горд быть геем).
    Через полчаса Ринкевич написал в Twitter по-английски: «I proudly announce I'am gay… Good luck all of you…» («С гордостью заявляю, что я гей… Желаю всем удачи…»)
    При этом в последних интервью Ринкевич подчеркнул, что в течение всего срока работы в МИДе у него не было и до сих пор нет партнера, его статус – свободен. Также он не видит проблем с отсутствием первой леди, поскольку считает ее статус символическим.
  • Узнав результаты голосования Сейма на выборах президента, Ринкевич заявил следующее: «Со своей стороны хочу обещать, что сделаю все для процветания и безопасности нашего государства, для большей сплоченности общества».

Досье

Личное

Эдгар Ринкевичс родился 21 сентября 1973 года. Его мать Бирута и отец Анатолий уже умерли, в декларации Ринкевич указывает сестру Инесе.

Политика

Был депутатом Сейма, государственным секретарем Министерства обороны, главой канцелярии президента Латвии, после чего в течение 12 лет исполнял обязанности министра иностранных дел страны.

Был членом партий «Латвийский путь» и «Партии реформ», с мая 2014 года являлся членом партии «Единство», которую покинул вскоре после того, как был избран президентом.

Образование

В 1991 году окончил среднюю школу № 4 в Юрмале. Это Пумпурская школа, которую в свое время окончил и Гунтис Улманис, президент Латвии в 1993–1999 годах.

В 1991–1995 годах обучался на факультете истории и философии Латвийского университета, бакалавр истории.

В 1994–1995 годах обучался в Университете Гронингена (Нидерланды), курс политических наук и международных отношений.

В 1995–1997 годах обучался в Латвийском университете, магистр политических наук.

В 1999–2000 годах обучался в Университете национальной обороны США, магистр наук в области стратегии национальных ресурсов государства.

Кроме латышского языка, владеет английским, русским и французским языками.

Карьера

В 1993–1994 годах – журналист Латвийского радио. Обозреватель по вопросам внешней политики и международных отношений.

В 1995–1996 годах – старший референт политического департамента Министерства обороны Латвии, а с марта по сентябрь 1996 года – директор этого департамента.

С сентября 1996-го по май 1997 года – заместитель государственного секретаря Министерства обороны Латвии по вопросам оборонной политики.

С августа 1997-го по октябрь 2008 года был государственным секретарем Минобороны.

С октября 2008-го по октябрь 2011 года – заведующий канцелярией президента Латвийской Республики Валдиса Затлерса.

С 25 октября 2011-го по 31 мая 2023 года — министр иностранных дел Латвийской Республики.

Так говорит Ринкевич

Характерные цитаты из интервью политика за разные годы.

■ «Нам следует сделать известные выводы из своей истории за последние тридцать лет. С одной стороны – мы много говорим об интеграции общества. И довольно много денег вкладываем в разные проекты, исследования, «рецепты»... В конце концов все много говорили, но настоящей, единой политической нации в Латвии по-прежнему нет».

■ «На мой взгляд, война России против Украины – которую она в полном объеме начала 24 февраля – помогла выкристаллизовать несколько основных принципов.

Первый и главный: сплоченную политическую нацию можно создать только тогда, если она разговаривает на одном языке. На государственном языке. На латышском языке.

Поэтому очень важно выполнить все, чтобы мы полностью перешли на образование на государственном языке. Это основа основ.

Вторая вещь – возможно, сейчас в этом отношении проще, чем до 24 февраля или до 2014 года, когда произошла незаконная аннексия Крыма. Имеются ясные моральные и политические ориентиры. Если ты считаешь себя патриотом Латвии, то невозможно говорить о том, что «не поддерживаешь ни одну сторону» в войне России против Украины. Мы или объединяемся вокруг независимости и безопасности нашего государства, как наивысшей ценности, или ты признаешь, что нападение на Украину направлено также против принципов, на основе которых создана Латвия.

Мы можем дискутировать о многих других вопросах, искать на них разные ответы. Например, нужно ли должностным лицам или политикам всегда говорить только на государственном языке? О социально-экономических вопросах. Но есть вещи, на тему которых дискутировать нельзя. Отрицание российской агрессии, ее оправдание или банализация, это одна из таких вещей.

Без разницы, на каком языке человек говорит в своей семье – если он сомневается (на тему происходящего на Украине. – Прим. ред.), то он не может быть часть политической нации Латвии».

■ «С 24 февраля мнения многих латышей стали острее и радикальней. Есть люди, которые считают, что у нас имеется огромная пятая колонна. Есть такие, кто хочет сократить число русских. Но я думаю, что одним из пунктов отсчета стали последние выборы в Сейм. Кто оказался в большинстве – как в позиции, так и в оппозиции? Это партии, которые на такие вещи смотрят уравновешенно».

■ «В единую нацию нас способны быстро интегрировать успехи спортсменов, гордость за наших работников культуры. Но люди будут еще больше гордиться своим государством, если мы вырвемся вперед в экономическом отношении, хотя бы в рамках своего региона. Это не только разговоры о политической нации, это вопросы экономические и социальные...» 

bnn.lv, 11 ноября 2022 года 

■ «Из существенных аспектов, в которых у президента есть своя роль, упомяну все, что связано с финансированием государственной обороны, со службой государственной обороны и другие вопросы, которые касаются именно оборонного блока. Есть вопросы, которые нужно решить, руководя Советом национальной безопасности, в тесном контакте с министром обороны.

Еще я сказал бы, что довольно много задач (для президента страны. – Прим. ред.) я вижу в том блоке, который уже отметил в коротком посте в Facebook: современное государство подразумевает также современный стандарт прав человека и современную экономику. Я думаю, что есть вещи, в которых нам в конце концов надо немножко мобилизоваться, и если мы действительно считаем, что мы такие же, как эстонцы или украинцы, или жители Северных государств, если мы свято в этом уверены, то эти вещи просто надо сделать. Конечно, президент сам по себе не может этого сделать, это также делает Сейм и правительство».

■ «Я тяготею к центризму. Все-таки думаю, что в XXI веке есть вещи, в отношении которых общество меняется, становится более современным, и надо всего лишь идти в ногу со временем.

Я когда-то, пять лет назад, в рамках избирательной кампании 2018 года выдвинул тезиз о современном консерватизме. Некоторые партии впоследствии старались его перехватить.

Под современным консерватизмом я подразумеваю существование ценностей, которые не подлежат пересмотру, например, если мы говорим о латвийской государственности, Сатверсме или латышском языке.

Но есть также вещи, в отношении которых ничего не случится, если мы решимся, как только что говорили, изменить стандарт прав человека, ничего не идеологизируя, а всего лишь юридическим путем приведя в порядок какие-то вещи... Верьте мне, через две недели все забудут, какая огромная драма этому предшествовала. (Тут Ринкевич, скорее всего, говорит о Законе о партнерских отношениях. – Прим. ред.)».

■ «Любого политика, даже если он утверждает, что его не интересуют личные рейтинги и плюсы (в избирательных бюллетенях. – Прим. ред.), на самом деле это интересует, и не надо об этом судить так примитивно. Конечно, важно признание людей, ты можешь выполнять свою работу, когда чувствуешь, что тебя кто-то поддерживает. Если поддержки нет, то это скажется, какими бы хорошими не были твои намерения.

Я думаю, что (большая популярность среди избирателей. – Прим. ред.) по большей части связана с моими действиями, особенно в течение последнего времени, особенно в связи с нападением России на Украину, когда надо было занять четкую позицию. Мне во время одних дебатов сказали: «Вы будете слишком дипломатичным, вы не будете жестким». Там, где это необходимо, в первую очередь надо использовать дипломатию. Если вижу, что можно решить какой-то вопрос, усадив всех за один стол и договорившись о каких-то решениях и целях, я делаю это без лишних обострений. Но если я вижу ситуацию, в которой следует проявить резкость и жесткость, я иду на это.

Ir.lv, 29 мая 2023

■ «Начну с того, что мы (в Латвии. – Прим. ред.) вовсе не должны называть себя удачливыми или неудачниками. У меня за эти годы была возможность посетить очень много государств. И сейчас сравнительно большим нашим преимуществом является то, что мы маленькое, но при этом достаточно ловкое государство. Мы способны мобилизоваться и перестроиться. И это могло бы спасти нас в эту эпоху бурных перемен».

■ «Не слишком ли расколото наше общество? И да, и нет. Еще до чрезвычайной ситуации у меня состоялась встреча в одном государстве, не буду упоминать название. И риторика руководителя этого государства резко отличалась от того, что говорил премьер-министр этой страны и министры, и нам довелось выслушать, как они сводят счеты между собой.

Латвийские политики – что бы там мы ни говорили друг другу внутри страны – в международном обществе всегда выступали с едиными установками. Мы никогда бы такого себе не позволили.

Так что я не из тех, кто говорит, что «латыш латышу латыш», что мы маленькие, сварливые и несплоченные. Да, мы ссоримся, есть разногласия. Но у нас есть две очень хорошие особенности: когда надо мобилизоваться, мы это можем сделать и так преодолеваем проблему».

■ «У нас есть выражение «это красиво». Если «не красиво», то нам это не годится, нам нужно, чтобы было красиво и прилично. Эстетично. Мы маленький, эластичный и мудрый народ. Только в отдельных случаях нам не хватает самосознания. И иногда нам хочется сказать: «У меня проблема», а не «Я знаю, что делать».

■ «Я юрмальчанин с рождения. Правда, с начала мы жили в Майори, а теперь в Лиелупе. Мне нравится гулять по морю на большие расстояния. Случаются веселые ситуации. Например, меня останавливает прохожий и спрашивает: «Разве вы не можете позвонить нашему мэру, чтобы в конце концов привел в порядок улицу у нашего дома». Нет, не могу. Так это не делается. Но и такие разговоры мне интересны. Разговоры с людьми из разных социальных групп, профессий и разных государств – это колоссально».

■ «Я уже десять лет являюсь убежденным фанатом продукции Apple. На работе у меня нет компьютера Apple, все-таки у нас здесь свои требования, и их надо соблюдать. Зато дома у меня только Apple. Да, меня интересуют гаджеты. Но, если спросите, готов ли я потратить на них большие деньги: нет. И все-таки я всегда изучаю все новые предложения. И когда в сентябре в Нью-Йорке проходит Генеральная ассамблея ООН, коллеги уже улыбаются, зная, что я найду полчаса после работы, чтобы зайти в храм Apple».

Журнал Pastaiga, март 2021 года


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.