В мае многие клиенты Latvenergo получили сообщения о том, то цена на электричество для них будет понижена. Однако настоящее и стабильное снижение цен на энергию ждет нас только к 2030 году, считают эксперты. Проверяем это мнение с фактами в руках.
Этой весной причины для радости есть не у всех клиентов Latvenergo. Пересмотр тарифа в сторону понижения коснется только пользователей фиксированных тарифов. Скажем, для семей, которые получают электроэнергию по тарифу Elektrum Ekonomiskais, новая цена на свет с 1 июля составит 0,14649 евро/кВт * ч с НДС (ранее – 0,20 евро/кВт * ч с НДС). А для клиентов, выбравших продукт Elektrum Izdevīgais, новая цена на электроэнергию с 1 июля составит 0,13673 евро/кВт * ч.
■ ■ ■
На снижение цен в первую очередь повлияла благоприятная ситуация на европейских энергетических рынках. Ведь цены на природный газ, основной энергоноситель, также снижались.
В результате производить электричество на ТЭЦ за счет сжигания газа опять стало выгодно.
С другой стороны, цена на электроэнергию все еще остается достаточно высокой. Для сравнения, в начале 2020 года среднемесячная биржевая цена на электроэнергию составляла около 34 евро за мегаватт-час – это в два раза меньше, чем сейчас. И вряд ли мы когда-нибудь к этой цене вернемся.
■ ■ ■
И что же нас ожидает с ценами на электроэнергию в будущем? Вопрос сложный.
Если рассматривать балтийский рынок отдельно, то мы увидим на нем дефицит электроэнергии – производство отстает от потребления.
Самая худшая ситуация наблюдается в Литве: Игналинская атомная электростанция была закрыта, а заменить ее оказалось нечем. Поэтому повышенный спрос со стороны Литвы и толкает цены на электричество вверх на балтийском секторе.
Например, с 13 по 19 мая средняя цена на электроэнергию для стран Балтии (Латвия, Литва, Эстония) составляла 70,2 евро за мегаватт-час, для шведского сектора – 13,18 евро, для Германии – 49,13 евро, для Франции – 23,68 евро, для Польши – 74,22 евро.
То есть электричество у нас стоит дороже, чем во многих других странах Европы, за исключением Польши. Это тот неприятный факт, который наши энергетики и политики упорно не хотят замечать.
■ ■ ■
Если на балтийском рынке существует дефицит электроэнергии, то ее надо закупать у других стран. А тут выбор небольшой.
Из-за войны на Украине и введенных санкций закупать более дешевую электроэнергию у России и Беларуси нельзя. При этом страны Балтии стремятся как можно скорее выйти из энергетической системы БРЭЛЛ, соединяющей наши страны с Россией и Беларусью. Теоретически существует риск, что Россия может отключить страны Балтии в одностороннем порядке, но реальные риски минимальны.
Полная синхронизация Латвии с европейской энергетической системой запланирована на февраль 2025 года – это на год быстрее, чем планировалось ранее.
По мнению председателя правления AS Augstsprieguma tīkls Роланда Ирклиса, в случае необходимости страны Балтии могут отключиться от БРЭЛЛ хоть сейчас.
■ ■ ■
В итоге остается только один вариант – закупать недостающую электроэнергию у западных стран, а тут необходимых мощностей поставок не хватает и в ближайшее время они не появятся.
В итоге и получается вышеупомянутая проблема дефицита электроэнергии, которая толкает цены вверх.
Частично дефицит погашается за счет производства электроэнергии через сжигание газа. Но тут появляется другая проблема – цены на газ. В итоге мы видим достаточно сильную зависимость стоимости электроэнергии от цен газа. Как только растет европейская биржевая цена газа, то вслед за ней автоматически растут и цены на электроэнергию. Поэтому краткосрочные риски роста цен на электроэнергию сохраняются.
В этом году заканчивается срок транзитного договора поставок газа из России в Европу через территорию Украины и продлевать его никто не собирается. По этой причине опять возникают риски дефицита газа в Европе. И если цена газа вырастет, то и электричество подорожает.
■ ■ ■
Как решить эту проблему в Латвии? Надо самим производить больше электроэнергии – но из других, независимых источников. Именно этим сейчас и пытается заниматься Latvenergo.
Начиная с 2022 года Latvenergo начало масштабную программу по строительству ветряных и солнечных парков. Планируемый объем инвестиций превышает 200 миллионов евро – можно сказать, что большая часть прибыли предприятия пойдет на развитие новых проектов.
Уж создано предприятие предприятие Latvijas Vēja parki, которое на территории государственных лесов будет устанавливать ветряные турбины. Планируется, что к 2030 году Latvijas Vēja parki будут производить 800 MW электроэнергии.
■ ■ ■
С солнечными парками дело обстоит проще – достаточно купить и установить солнечные батареи. К концу этого года мощность солнечных парков Latvenergo должна достигнуть 100 MW, для сравнения, это половина электроэнергии, вырабатываемой Кегумской ГЭС.
Параллельно Latvenergo закупает мощные батареи, которые будут накапливать электроэнергию на тот случай, когда ветряные турбины и солнечные батареи не будут работать. Плюс владельцев частных домов стимулируют устанавливать солнечные панели на своих домах, на начало мая это уже сделало более 25 тысяч человек. Всего же к 2030 году планируется производить 2300 MW электроэнергии из альтернативных источников. Кроме того, на днях «Латвэнерго» начало реализовывать огромный проект по строительству ветряных парков в Литве мощностью до 124 MW.
В итоге прогнозируется, что после 2030 года, когда большинство инвестиционных проектов закончится, стоимость одного мегаватт-часа электроэнергии будет составлять 50–70 евро.
■ ■ ■
С одной стороны, Latvenergo вроде бы все делает правильно: есть дефицит электроэнергии, поэтому срочно надо наращивать производство электроэнергии. Но есть одно «но». Производство ветряной и солнечной электроэнергии стоит достаточно дорого. Конечно, это намного дешевле, чем стоимость электроэнергии в критическом 2022 году (когда мегаватт-час стоил 250–400 евро), но все равно дорого.
Самая дешевая электроэнергия производится на гидростанциях и атомных электростанциях. Низкая стоимость электроэнергии в Швеции и Франции как раз и объясняется наличием большого количества атомных электростанций.
Но возможности по строительству новых гидростанций на Даугаве исчерпаны – просто негде уже, иначе будут огромные экологические проблемы. Можно лишь говорить о небольшом увеличении эффективности действующих ГЭС.
А что касается строительства атомных электростанций в Латвии, то слишком сложно и дорого. Во всяком случае наше правительство к этому явно не готово. Пока что можно слышать туманные обещания: если мы и начнем вводить атомную энергетику, то не раньше, чем лет так через 20–30.
■ ■ ■
Остается надежда на эстонцев, которые вроде бы обещали начать проект по строительству компактной атомной электростанции. Если этот проект все же будет реализован, то появится возможность закупать более дешевую электроэнергию у соседей.
Пока же надо учитывать, что обещанная цена электроэнергии в 50–70 евро за мегаватт-час к 2030 году весьма условна. Она возможна, если сработают все вместе благоприятные факторы, а издержки не будут расти, что маловероятно.
На данный момент вырисовывается следующий прогноз. В краткосрочном периоде, до 2030 года, по-прежнему возможны резкие колебания цен на электроэнергию, которые будут связаны с ростом цен на газ. В худшем случае цена на электроэнергию в отдельные промежутки времени может превысить и 100, и даже 200 евро за мегаватт-час. В долгосрочном периоде, после 2030 года, когда будут построены основные мощности ветряных и солнечных парков, цены на электроэнергию стабилизируются, но едва ли будут меньше текущих 70 евро за мегаватт-час.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист