МК.ru
МК.ru
Бульвар

25 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения Нонны Мордюковой, актрисы несравненного дарования, могучей, как стихия, огонь, вода без берегов. Ее сравнивали с античной вазой. Мастера, у которых она училась, видели ее героиней древнегреческой трагедии, а она играла женщин из народа, носила ватник вместо туники. Античную трагедию Мордюкова пережила в жизни, пишет «МК».  

Нонна Викторовна умерла в 2008 году. За три года до смерти ей успели вручить кинопремию «Ника» «За честь и достоинство». Те, кто присутствовали на церемонии, не забудут ее никогда. К тому моменту Мордюкова давно не снималась, не выходила в свет, чувствовала себя неважно.  

Ее вывели под руку, вынесли стул. Шла она медленно, едва переставляя ноги. А на экране ее сильные и красивые героини кого-то били по физиономии, куда-то бежали. Лицо у Мордюковой было молодое, гладкое, как будто не ее. Тут уж врачи постарались. 

На гигантской сцене Театра Российской Армии, где проходила церемония, посвященная 60-летию Победы, появился белый конь, за ним - тачанка с Николаем Басковым. Он был в солдатской форме и спел «Эх, тачанка». Мордюкова, увидев такое диво, поднялась со стула, начала танцевать, спела «Сронила колечко», никак не могла наговориться. Она расцветала на наших глазах. Такое случается с актерами на сцене. 

Мордюкова вспомнила Виктора Черномырдина, распорядившегося предоставить ей трехкомнатную квартиру. «Не просила я его, господи! А он позвонил Михалкову и велел в шесть дней доложить о жилищных условиях артистки Мордюковой, - сказала лауреатка. - Никита Михалков - свойский парень. Все мне рассказал, как было. Я сейчас прижилась, а ведь не хотела паковаться! Давненько мы не виделись с Виктором Степановичем. Встретились как родные. Спасибо киноакадемии, которая сочла меня на данном этапе лучшей актрисой». В этом вся Мордюкова – стихийная, непредсказуемая, без берегов. 

Потом на сцену вышел Вахтанг Кикабидзе, сказал, как важно награды вручать вовремя. Тогда их получили Богдан Ступка за «Своих», Кира Муратова за «Настройщика» и ее актрисы Алла Демидова и Нина Русланова. Муратова назвала как-то Ренату Литвинову, которую очень любила, чудачкой, и могла бы так назвать Мордюкову. Она тоже была чудачкой.

Режиссер Вячеслав Спесивцев вспомнил в нашем интервью одну удивительную историю: «В Театре киноактера у меня был спектакль «Бесы». Прошел первый акт. Помреж сказала, что дальше мы играть не можем, потому что Нонна Мордюкова ушла домой. Она считала, что все уже сыграла. Рядом с театром жила Татьяна Конюхова, игравшая ту же роль во втором составе. Пошли за ней, привели. Полный зал на полторы тысячи мест. Таня говорит: «Как я буду играть? Нонна же была в первом акте?» Я велел ей не поворачиваться в сторону зрителей. Потом известный критик написал, что Мордюкова настолько гениальная артистка, что во втором акте ни разу не повернулась в зал, но как играла! Наутро вызываю Нонну. Она говорит: «Я все сыграла. Моя воля такая мощная, что ты как режиссер — отдыхай. Я казачка и живу по закону, который выбит коммунистами на реке Кубань». Она отказалась пояснять, что же это за надпись. Когда я побывал на ее родине, то специально поехал в станицу, где жила Нонна. Там прочел выбитый коммунистами лозунг: «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики».  

Однажды довелось с Мордюковой и Ульяновым побывать на приеме у Ельцина, где им вручали награды. Нонна Викторовна и там всех повеселила. Обстановка была домашняя, без пафоса. Всех тогда поразили вафельные полотенца в туалете, скромность во всем. Ельцин был с Мордюковой на одной волне.

Не забыть и приезд Мордюковой на «Кинотавр» во времена Марка Рудинштейна. Спать там по ночам было невозможно. Всю ночь гремела музыка из соседнего заведения. Заснуть удавалась только под утро. Мордюкова не выдержала, вынесла матрас в коридор, легла под дверью своего номера. Ох, что тут началось. Все забегали – руководство гостиницы, дирекция «Кинотавра». Умоляли вернуться в номер. При этом музыка продолжала греметь. Говорили, что «музыкальное» заведение крышевал могущественный человек, на которого не было управы.    

Мордюкова родилась в Донецкой области. Имя ей дали революционное – Ноябрина. Выросла Нонна на Кубани, где ее мать была председателем колхоза. Позднее Мордюкова сыграла Александру Потапову в «Простой истории» Юрия Егорова, которая тоже руководила колхозом.

Школу Мордюкова окончила в Ейске. Спустя два месяца после смерти актрисы там ей установили памятник, эскиз которого она сама утвердила. Чуть-чуть не дожила до его открытия. В Ейск тогда поехала ее сестра Наталья.  

Сидит теперь босая Нонна Мордюкова недалеко от кинотеатра своей юности, куда ходил и Сергей Бондарчук, чей памятник напротив. Он тоже жил в Ейске. Сестра Мордюковой, Наталья Викторовна, которой теперь уже нет и с которой Нонна прожила последние десять лет жизни в одной квартире, рассказывала в нашем интервью десятилетней давности: «Нас шестеро было в семье. Все лето мы босиком ходили. Мама разве могла всем летом обувь найти? У Нонны были чувяки на танцы ходить. Когда кожаная подошва протиралась от вальсов, она брала проволоку и стягивала их зубами. Представляете, какие зубы у нее были?»

Вот поэтому Нонна и сидит босая. Рядом с ней корзина с абрикосами. Местные девчонки постоянно делают Мордюковой маникюр, ногти красят. Она не каменный истукан. Вокруг нее кипит жизнь. «У Нонны» назначают свидания. Так и говорят: «Встретимся у Нонны». В день бракосочетания молодожены тоже едут к ней, как к Вечному огню, фотографируются, приносят цветы.   

В компании кинематографистов довелось там побывать через два года после смерти Мордюковой. Вместе с Ириной Скобцевой мы ходили к памятнику Бондарчуку, на который карабкались дети. Дамы забирались к нему на колени ради фото. К нему шли, чтобы чокнуться и произнести тост. Так что Мордюкова с Бондарчуком обрели бессмертие. Их живописные портреты украшали тогда холл местной администрации. 

Много теперь путаницы в фактах, но по одной из версий именно Сергей Бондарчук, живший по соседству, посоветовал Нонне поступать во ВГИК. Ее любовь к кино началась с просмотра фильма «Богдан Хмельницкий» Игоря Савченко, снятого в 1941 году, с Николаем Мордвиновым в главной роли. Нонна написала любимому актеру письмо, спросила, как выучиться на Любовь Орлову.

В Москву Мордюкова поехала в 1946-м. Савченко там тогда тоже преподавал. Это у него учились Хуциев и Параджанов. Говорят, что стихов и отрывков Нонна к вступительным экзаменам не приготовила, сыграла сцены из собственной жизни и была принята в мастерскую Бибикова и Пыжовой. А Тихонов не поступил, сидел и плакал в коридоре от горя. Эту сцену увидел Бибиков, взял парня на курс и не пожалел.

Свою первую роль Ульяны Громовой второкурсница Мордюкова сыграла в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Он был ею сильно увлечен, хотя и был женат на актрисе Тамаре Макаровой, с которой вместе преподавал во ВГИКе. Он даже поехал знакомиться с матерью юной избранницы, но не выдержал экзамена.  

Нонна вышла замуж за самого красивого однокурсника Вячеслава Тихонова, еще недавно работавшего токарем на заводе и ездившего во ВГИК из родного Павловского Посада на подножке поезда. В «Молодой гвардии» он сыграл Володю Осьмухина. Позднее у них родился сын, борьба за которого,  его ранняя смерть в сорокалетнем возрасте изменили всю последующую жизнь Мордюковой. Вот тут и началась ее античная трагедия.

 Мордюкова снялась больше чем в 50 картинах. Это не так много для актрисы ее дарования. У нее случались годы простоя, даже после «Родни» Михалкова, где она достигла высот, несмотря на постоянные ссоры с режиссером из-за химической завивки и металлических зубов.   

В юбилейные дни в кинотеатре Госфильмофонда каждый день в 10 утра бесплатно показывают фильмы с ее участием, не цифровые копии, а с пленки: «Председатель», «Простая история», «Чужая родня», «Отчий дом», «Инкогнито из Петербурга», «Бриллиантовая рука», «Русское поле», «Комиссар». Можно сделать много открытий.

Наверное, самую мощную роль Мордюкова сыграла в «Комиссаре» Александра Аскольдова по мотивам рассказа «Дело было в Бердичеве» Василия Гроссмана, посвященного гражданской войне и женщине-комиссару Красной Армии, родившей дитя в те страшные дни.

Фильм восемь раз закрывали, считали идеологически вредным, могли сжечь во дворе киностудии. По слухам, от уничтожения его спас Сергей Герасимов. Сам Аскольдов обратился к помощнику Суслова с такими словами: «Была страна, где жгли книги. Теперь появилась страна, где жгут фильмы». «Серый кардинал» распорядился: «Прекратить безобразие». «Комиссара» спасли, но на двадцать лет положили на «полку». Он был снят в 1967-м, а вышел только в 1988-м.

Аскольдова в 1985-м уволили из концертного зала «Россия», где он был главным режиссером, пригрозили семилетним заключением, назвали жуликом. Обо всех перипетиях подробно рассказано в документальном фильме «Александр Аскольдов. Жизнь и судьба» Игоря Калядина. Нонна Мордюкова там вспоминает, как ходила защищать Аскольдова в суд. Более всего ее поразили фиолетовые рейтузы судьи, видневшиеся из-под юбки.

В июле 1987 года Аскольдов выступил на Московском международном кинофестивале. Его услышали  Габриэль Гарсиа Маркес, Роберт Де Ниро, Стенли Крамер, Ванесса Редгрейв, Де Сантис. Мир узнал о двадцатилетнем запрете на показ.  

Фильм снимали в Каменец-Подольском, и нужны были актеры-евреи. Их собирали через раввина по разнарядке ЦК Украины. Установили норму: по двое от колхоза. Но они все равно сопротивлялись. Тогда Мордюкова обратилась к народу: «Евреи, и вам не стыдно?». Все это задокументировано и вошло в другую картину об Аскольдове и его «Комиссаре». Кстати, донос на режиссера «Комиссара» написал консультант из московской синагоги, возмущенный тем, что евреи на экране в лице Ролана Быкова очень грязные. Быков тогда резко на это отреагировал. 

Свою последнюю роль Мордюкова сыграла в фильм «Мама» Дениса Евстигнеева, вышедшем в 1999 году. Он отдаленно напоминал об истории семейного ансамбля Овечкиных, попытавшихся угнать самолет в США. Героиня Мордюковой, спустя 15 лет после неудачной попытки вывезти своих сыновей в лучшую жизнь, пытается собрать их вместе. Ее «мальчиков» сыграли Машков, Миронов, Меньшиков, Кравченко, Крылов. Кто-то из сыновей отсидел срок в тюрьме, кто-то оказался в психбольнице, кто-то попал в горячую точку. Мордюкова воспринималась многими тогда как образ Родины-матери, обрекающих своих сынов на заклание.    

В 2000-м Мордюкова приняла участие в документальной картине Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня» вместе с другими советскими звездами. Она и сама оказалась бессмертной.


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.