Большинству людей из бывшего СССР хорошо знакомы изделия Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ), который выпускал знаменитые на всю страну сервизы, статуэтки и другие предметы интерьера. Сейчас нет ни Советского Союза, ни завода, который выпускает продукцию с клеймом ЛФЗ; ему на смену пришел Императорский фарфоровой завод. А это значит, что все предметы, на которых стоит клеймо ЛФЗ, превратились в музейную ценность, которая не только радует глаз, но и с каждым месяцем растет в цене. Самое приятное то, что сейчас каждый человек имеет возможность купить «красоту» и тем самым положить начало собственной коллекции.

Место для встречи, ностальгии и поиска

Жительница Финляндии Айри Аликве является основательницей группы «Коллекционеры ЛФЗ» в социальной сети Facebook. Сообщество насчитывает 57 тысяч участников из разных стран, в том числе из Латвии.

Участники группы «Коллекционеры ЛФЗ»  демонстрируют предметы своих коллекций, обучают и рассказывают интересные факты об истории этого завода и художников, которые приложили руку к созданию тех или иных предметов, а также продают и покупают новые экземпляры. А еще это место для ностальгии: ценители ЛФЗ делятся эмоциональными воспоминаниями о том, какие сервизы или статуэтки стояли в серванте их мамы, бабушки или тети, что с этими предметами стало дальше и так далее.

И хотя основательница группы по профессии психолог, но в теме фарфора ее можно назвать профессионалом. К коллекционированию Айри пришла всего два года назад, и это увлечение захватило ее настолько, что сейчас она рассказывает начинающим коллекционерам о коллекционных линейках ЛФЗ и темах коллекционирования (в зависимости от дохода человека), учит, как научиться разбираться в ценности предметов, и объясняет различие между ценностью и ценой предмета коллекции…

Жизнь заставила

– До 50 лет я с четырьмя детьми жила в Эстонии. В 43 года я овдовела, младшей дочке на тот момент было всего три года, да и старшие дети еще не были вполне самостоятельными. Надо было решать, как жить дальше, – рассказывает наша собеседница. – Я приняла решение переехать в Финляндию, где уже жил мой сын. Так к 50 годам я начала жизнь с чистого листа, все мысли были о том, как выжить, ни о каком хобби и речи не было. Сначала я работала уборщицей, затем выучилась на профессию, которая включает в себя работу медсестры и социального работника, устроилась в дом престарелых. И только когда моя младшая дочка вылетела из гнезда, я смогла подумать о себе: «Чем я хочу заниматься помимо работы, что может меня увлечь?» Но так как мне приходилось арендовать двухкомнатную квартиру и помогать дочке оплачивать учебу, то я понимала: большими средствами я не располагаю, нужно найти хобби, которое не будет требовать серьезных расходов. И вот – я стала коллекционером ЛФЗ.

Наша собеседница часто сталкивается с мнением: коллекционировать фарфор могут только очень обеспеченные люди. С ее точки зрения, это не так.

– Когда я начинала, у меня на счету не было накоплений, но фарфор я покупала несколько раз в месяц. Иногда брала деньги в долг, чтобы купить интересный лот, часто экономила, весьма скромно питалась, а сэкономленные деньги тратила на новые предметы для коллекции, – рассказывает Айри. – В результате у меня нет долгов, но за первый год с начала моего хобби у меня появилась коллекция, которая по стоимости может сравниться с хорошим «мерседесом». Кстати, сейчас моя коллекция зарабатывает сама на себя и я не прочь поделиться секретом, как этого добиться.

Ты помнишь, как все начиналось…

Но почему наша собеседница в поисках хобби обратила внимание именно на сервизы ленинградского завода? По словам Айри, это произошло случайно.

– Когда младшая дочка стала самостоятельной, я решила одну из комнат моей квартиры превратить в гостиную и купила витрину (шкаф). А если есть витрина, значит, нужен и сервиз. Признаюсь, что в то время у меня не было мысли купить и уж тем более начать собирать именно сервизы производства ЛФЗ. В отличие от многих моих ровесников, я никогда не видела предметы ЛФЗ у родных, поэтому этот завод не вызывал у меня никаких эмоций. Мои родители пользовались рижскими сервизами, – пояснила наша собеседница. – Но не буду отвлекаться. Я начала просматривать торговые онлайн-площадки Финляндии и натолкнулась на красивый сервиз с подглазурным кобальтовым золотом «Золотой сад» и решила его купить. Когда я привезла его домой и рассмотрела, выяснилось, что это был сервиз ЛФЗ.

Айри с улыбкой вспоминает о причине поиска и покупки второго, третьего и четвертого сервиза. Первую пустую полку занял «Золотой сад», а три остальные полки витрины остались пустыми, их надо было чем-то заполнить. Айри решила вновь купить сервиз от ЛФЗ.

– Вторым сервизом стала «Роза в вечернем саду», третьим – знаменитая «Кобальтовая сетка», а четвертым «Золотые ромашки». И хотя необходимости в новых сервизах уже не было, я продолжала искать информацию о них, так как предметы ЛФЗ меня очень зацепили, – признается наша собеседница. – Через некоторое время мне захотелось найти единомышленников – любителей фарфора ЛФЗ, и я создала в Facebook группу «Коллекционеры ЛФЗ».

Чашечка или сервиз?

Как и на любое другое хобби, на коллекционирование предметов ЛФЗ требуются средства. Поэтому наша собеседница призывает подумать, какую сумму вы готовы ежемесячно тратить на свои увлечения.

– Я сразу начала с покупки сервизов, но это довольно дорогостоящие предметы коллекционирования, есть те, что стоят 300 евро, а есть и такие, цена которых превышает 1000 евро. Поэтому замахиваться на сервизы стоит тем, кому это по карману. Но если вы ограничены в средствах – не беда. Вполне возможно собирать коллекционную линейку ЛФЗ из недорогих, но очень красивых чайных или кофейных пар, их цена – от 10 евро и выше в зависимости от редкости, – рассказывает Айри. – Также недорогой и очень интересной коллекционной линейкой являются заварочные чайники. А еще у меня трепетное отношение к линейке ваз ЛФЗ, их цена от 15 евро и выше. То есть эти предметы вполне доступны. А тем, кто любит животных, я советую обратить внимание на линейку анималистики – фигурки животных. Их стоимость тоже не высока, за 15 евро можно купить что-то симпатичное. Другое дело – коллекционная линейка «Сказки», она весьма дорогая, ее экспонаты могут стоить 200 евро, 500 евро и больше.

ЛФЗ – это инвестиция!

Мы спросили у Айри, какой предмет из своей коллекции она считает самой удачной и самой неудачной покупкой.

– Наверное, я вас удивлю: когда покупаешь ленинградский фарфор, нет понятия, что ты купил что-то неудачное. Дело в том, что все предметы ЛФЗ регулярно растут в цене, причем обгоняя инфляцию. Купив сейчас какой-то предмет ЛФЗ, через несколько месяцев вы узнаете, что он уже стоит дороже, даже если в момент покупки вы за него переплатили. Сегодня купил сервиз за 400 евро, через месяц продал его уже за 500 евро и так далее. Причина такого роста цен в том, что предметы ЛФЗ считаются уже не винтажом, а антиквариатом. Объясню, почему антиквариатом. Страны СССР и завода ЛФЗ больше не существует. Вместо Ленинградского фарфорового завода – Имперский фарфоровый завод. Поэтому стоимость продукции старого ЛФЗ быстро растет.

Могу рассказать и о самых удачных покупках. Благодаря модератору моей группы у меня появился редчайший сервиз «Воспоминание», авторства знаменитого художника Михаила Николаевича Моха, который какое-то время занимал должность главного художника ЛФЗ. Модератор нашла его в антикварном бутике, он был очень пыльным, грязным и трудноузнаваемым. Сервиз стоил всего 19 евро. Коллекционеры за такие редкие сервизы выкладывают на аукционах тысячу евро!

И еще одна похожая история. Участница нашей группы позвонила мне из антикварного бутика и рассказала о сервизе «Поющий сад» в очень редком сером цвете, по фактуре этот фарфор похож на мрамор. Но чисто внешне он, скажем так, невзрачный, к тому же в сервизе не хватало сахарницы и сливочника. Сервиз стоил всего 53 евро и я его купила. Этот сервиз в полной комплектации стоит более тысячи евро, потому что является огромной редкостью. Правда, пока что я так и не нашла сахарницу и сливочник, но я не теряю надежды их докупить. Это и есть самое интересное в процессе коллекционирования – искать и находить. 

«Кобальтовая сетка» – массовый психоз

Многие любители фарфора считают сервиз «Кобальтовая сетка» не только самым известным в линейке ЛФЗ, но и самым ценным. Но наша собеседница с этим мнением не согласна.

– Этот сервиз массового производства, а в коллекционировании ценится редкость. К тому же здесь не идет речь о ручной росписи, так что, по сути дела, популярность кобальтовой сетки, это в какой-то мере массовый психоз! – улыбается Айри. – Но это не значит, что сервиз не хорош собой, он очень и очень красивый, и ажиотаж вокруг него вполне понятен. Кстати, многие коллекционеры ЛФХ стали таковыми как раз благодаря очарованию «Кобальтовой сетки».

Еще хочу сказать вот о чем. Каждый коллекционер мечтает о редком сервизе. Если он встречается на вашем пути, а у вас нет средств на покупку, их можно занять. Но если не получается это сделать, есть другой вариант: продать такой сервиз из вашей коллекции, который вы позже сможете без особого труда найти и купить. «Кобальтовую сетку» всегда можно быстро продать, так как на него есть покупатели, готовые заплатить довольно большую сумму.

«Коллекционировать – значит получать адреналин!»

Наша собеседница рассказала, что в ее коллекции кроме сорока сервизов насчитываются восемь больших доливных чайников ЛФЗ, чуть более 20 ваз и, особая гордость – несколько редких сервизов Сергея Русакова. За его сервизами формы «Баланс» охотятся коллекционеры и готовы заплатить немалые деньги, чтобы заполучить их.

– А вот я за этими сервизами специально не охочусь, но они сами меня преследуют, я либо натыкаюсь на них на торговых площадках, либо получаю предложение о покупке по приемлемой цене, – рассказывает Айри. – Но, конечно, нельзя сказать, что все и всегда идет гладко. Коллекционирование – это очень азартное времяпрепровождение, пока что-то ищешь, пока договариваешься о цене, все время волнуешься, что кто-то перекупит вещь, которая так тебе нужна. Я ведь знаю, сколько охотников на то, что я ищу, поэтому всегда существует риск, что сделка сорвется.

По словам нашей собеседницы, не редки ситуации, когда продавец называет цену, покупатель соглашается с ней, но вещь все равно ему не достается.

– Другие покупатели начинают предлагать продавцу продать им предмет за большую сумму, чем тот изначально огласил. У продавца должна быть большая внутренняя сила, чтобы выполнить обещание, данное первому покупателю, и дождаться его приезда. Но у многих этой силы нет. Видите, какие у нас бушуют страсти! – улыбается Айри. – А еще у коллекционеров практически всегда нет денег, потому что как только они появляются, то одновременно появляются те предметы, на которые их хочется потратить.

«Смотрите на лица, они – живые!»

Мы спросили у нашей собеседницы, существуют ли подделки ЛФЗ. Она ответила, что если и подделывают, то скорее фигурки.

– Тот, кто разбирается в фарфоре ЛФЗ, никогда не поведется на подделку, потому что они не имеют ничего общего с оригиналами. Дьявол кроется в мелочах, это значит, что все детали фигурок ЛФЗ тщательно прорисованы и у них скульптурная пластика, – рассказывает Айри. – А еще всегда надо обращать внимание на кисти рук. Если они больше похожи на ласты, то сомнений нет – перед нами подделка, потому что у оригинальных фигурок ЛФЗ пальцы прорисованы до мелочей. Но для того, чтобы все это увидеть, нужна насмотренность. А если ее нет, надо отталкиваться от цены предмета, то есть следует узнать стоимость фигурки. Если вам предлагают купить фигурку по цене в два раза дешевле, то это скорее всего подделка. Чудес не бывает!

Другая действительность

Нашей собеседнице удалось купить сервизы за цену, которая намного меньше ее рыночной стоимости. Так почему она утверждает, что чудес не бывает? Айри объяснила, что причина «чуда» в ее месте жительства.

– Я живу в Финляндии, тут немножко другая действительность. Дело в том, что финны в советское время регулярно ездили в Ленинград на экскурсии на туристических автобусах. В советское время житель Финляндии мог взять с собой в Советский Союз определенное количество финских марок. Проблема в том, что закон, который был в то время в СССР, запрещал вывозить из Союза валюту. Поэтому путь туристических автобусов проходил через магазин «Березка», где сервизы ЛФЗ продавались за валюту, – рассказывает наша собеседница. – Ну и финны их покупали, уж не знаю, с удовольствием или нет, но другого выхода у них не было. Сегодня те, кто тогда купил сервизы ЛФЗ, уже состарились или даже отошли в мир иной. А наследники, часто не понимая истинной стоимости вещей, продают их гораздо дешевле коллекционной стоимости. Правда, сейчас ситуации, когда продают вещи за бесценок, случаются все реже и реже. Люди умеют пользоваться интернет-поисковиками и узнают коллекционную цену вещей. Дураков больше нет.

Отношение детей и внуков

– Как ваши дети и внуки относятся к вашему хобби?

– Они всегда с уважением к нему относились. Но в начале моего пути они не понимали моей увлеченности фарфором, а сейчас некоторые из них разделяют его и даже помогают мне. После того, как увлечение стало приносить доход, дети стали относиться к нему с почтением. Но я заметила: мои дети к фарфору равнодушны, а вот внуки стали понемногу им интересоваться. Младшая внучка каждый раз, когда приезжает ко мне в гости, рассматривает мои полки, находит новинки и спрашивает, что это, откуда и т. д.
А мой внук, 11-летний футболист, благодаря мне стал собирать фигурки футболистов ЛФЗ. Первым экспонатом в его коллекции стал мой подарок – фигурка Льва Яшина. Футболист изображен с мячом, который смог поймать. Я была уверена, что внук не знает, кому посвящена эта фигурка, и была готова рассказать ему увлекательную историю об этом знаменитом футболисте. А оказалось, что внук знает, кто это, и более того – он его узнал по кепке, которую Лев Яшин всегда носил. То есть он знал даже это... Я была в культурном шоке. На Новый год я подарила внуку уже вторую статуэтку, очень редкую. Мне привезли ее из Питера, она была выпущена в 50-е годы, называется «Юный футболист». Внук был очень доволен подарком и сообщил, что теперь будет коллекционировать фигурки футболистов.

Хобби до дружбы доведет!

– Можно ли сказать, что хобби изменило вашу жизнь?

– Конечно, оно сделало мою жизнь гораздо богаче на эмоции. А еще я обрела новый круг общения, у меня появились единомышленники. Сейчас в группе насчитывается более 57000 человек, а когда все начиналось, нас было гораздо меньше, и первый слет коллекционеров ЛФЗ произошел у меня дома. Мы пили чай из сервиза «Кобальтовая сетка» и обсуждали экспонаты своих коллекций.

– А я слышала, что музейные экспонаты должны стоять в шкафу, ими нельзя пользоваться. Как же вы решились пить чай из «Кобальтовой сетки»?

– Я не считаю каждый сервиз «Кобальтовая сетка» музейным экспонатом, поэтому из этого сервиза мне не страшно пить чай и угощать гостей. Но у меня есть и такие сервизы, к которым я боюсь прикоснуться, не говоря уже о том, чтобы их использовать. Я раз в год их мою, но не вытираю полотенцем, а кладу в сушильный шкаф, чтобы вода сама с них стекала. Вот такими экспонатами надо восхищаться, а чай пить из других!

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.