В Сейме продолжают рассматривать законопроекты, которые позволят администрации школ обыскивать вещи учеников в том случае, если возникнут подозрения на попытку пронести в класс опасные предметы или запрещенные вещества. Об этом Сейм просят и жители страны, собравшие более 11000 подписей под соответствующей инициативой, и президент Эдгар Ринкевич. Однако многие родители настроены категорически против будущих обысков.

Впервые вопрос был поднят в июне 2023 года, когда администрация Рижской литовской средней школы обратилась к депутатам Сейма с просьбой помочь в борьбе с подростковой жестокостью.

В частности, администрация учебного заведения уже продолжительное время не могла найти управу на опасного ученика, сообщал портал LSM.

По словам социального педагога Винеты Берзини, школа исчерпала уже все возможные средства в борьбе с малолетним агрессором.

– С этим ребенком было много случаев. Самый вопиющий – когда несовершеннолетний (я бы даже сказала – малолетний) принес в школу нож. Кухонный нож длиной с половину руки, – рассказала Берзиня.

Тогда социальный педагог школы рассказывала, что закон запрещает ей обыскивать сумку ученика. Сотрудники полиции к школе также не приставлены. Тем временем ученик продолжает терроризировать и сверстников, и педагогов.

■ ■ ■

– Нет сомнений, что безопасность в учебном заведении должна быть на первом месте, без этого качественный процесс обучения просто невозможен, – говорит Лайла Гравере, руководитель отдела прав ребенка Бюро омбудсмена. – Но закон закрепляет за каждым учреждением свои функции. Задача учебного заведения – учить и воспитывать. Обучение должно вести к тому, чтобы дети в том числе не совершали правонарушений, соблюдали внутренние школьные правила и внешние нормативные акты. В то же время раскрытие и предотвращение преступлений является задачей полиции.

Лайла Гравере считает, что нынешнее регулирование уже определяет порядок действий школы в проблемных случаях. Например, правила Кабинета министров «Порядок, в котором обеспечивается профилактическое здравоохранение учеников, первая помощь и безопасность в учебных заведениях» определяют, что руководитель учебного заведения или его уполномоченное лицо имеет право сообщать о ЧП полиции, социальной службе и родителям.

Директор школы должен сообщить в полицию, если появилась информация или подозрения, что ученик покупает, хранит, распространяет или проносит в школу запрещенные вещества, орудие или спецсредства.

Интересно, что Министерство образования и науки, а также Министерство благосостояния также уверены, что нынешние нормативные акты уже в достаточной степени определяют план действий школьной администрации.

■ ■ ■

В Государственной инспекции по защите прав детей журналистам портала lvportals.lv пояснили следующее:

– Если будут приняты поправки к законам, позволяющие учебному заведению проверять личные вещи учеников, то одновременно следовало бы предусмотреть и порядок, как обеспечить соблюдение прав конкретного ребенка (например, права на приватность, право за защиту от унижения достоинства при проверке вещей), а также прав других учеников и работников учебного заведения.

В свою очередь эксперты Министерства юстиции считают, что проверка личных вещей ребенка приравнивается к следственным мероприятиям. Например, в Англии разрешено обыскивать вещи школьников, но законом предусмотрен четкий порядок этих действий. Там дети знают свои права и обязанности, а человек, который проводит обыск, заранее обучен и знает, какие именно предметы нужно искать, где их разрешено искать, как действовать, если ребенок не соглашается на обыск, кто имеет право присутствовать на обыске и что делать, если запрещенные предметы или вещества все-таки обнаружены в сумке ребенка.

Пока в Сейме продолжается рассмотрение законопроектов, lvportals.lv выяснил, что о запланированных поправках думают руководители школ.

«Научатся прятать запрещенку в нижнем белье»

Индра Шмите, директор Балдонской средней школы:

– Социальный педагог нашей школы Илона Бемере полагает, что проверка вещей не станет решением всех проблем.

Школьники очень умные и сообразительные, они быстро научатся прятать, например, сигареты и вейпы во внутренних карманах одежды или в нижнем белье.

Социальный педагог беспокоится о том, как определить, что у администрации школы возникли именно оправданные подозрения, что школьник проносит запрещенные предметы или вещества, то есть какие критерии для этого предусмотрят законодатели. Скажем, ученики младших классов часто рассказывают педагогам, что старшеклассники курят вейпы в туалетах. Сейчас социальный педагог никому не обязан рассказывать, кто именно из детей сообщил о нарушении, и не требует с него объяснительную.

К тому же педагог может и сам почуять специфический запах курительных смесей. Будет ли это считаться достаточным основанием для того, чтобы обыскать сумки школьников?

В то же время мы считаем, что поправки к закону дадут школьникам и родителям четкий сигнал о законных правах педагогов проверять личные вещи детей. Это могло бы удержать часть детей от того, чтобы проносить в школу запрещенные предметы и вещества.

Что говорят родители?

Мнение «за»

«Я очень приветствую инициативу президента страны об обыске школьников. Мой ребенок в этом году пошел в третий класс и рассказывает, что его одноклассник принес из дома маникюрные ножницы с острыми концами и поранил девочку. Я сама в детстве чуть не стала жертвой одноклассника. Этого мальчика все в классе доводили и били, в конце концов он не выдержал и в состоянии аффекта прибежал из дома с кухонным ножом, начал им размахивать и угрожать своим обидчикам. Дети вскочили на парты, а обидчики этого мальчика выбежали в коридор. Наверное, только это и спасло нас от трагедии, потому что мальчик за ними не побежал и постепенно успокоился. Но мне страшно за собственного сына», – пишет рижанка Маргарита Степанова. 

Мнение «против»

«Глава МВД одобряет право директоров школ обыскивать школьников, – пишет в социальных сетях Владимир Петров. – Вам не кажется,что это уже ни в какие рамки не входит? Представляете,что может произойти?

Считаю, что если имеются какие-либо подозрения в отношении ученика, то работник школы обязан написать на имя директора докладную, после чего директор обязан вызвать родителей и в присутствии их начинать обыск. При этом обязательно составляется протокол обыска. В противном случае обыск производится не может. Обыск следует производить без присутствия одноклассников, в отдельном помещении. Если к моему ребенку будет применено данное действие, то поверьте, я приеду в школу и там мало не покажется».

«Прячут сигареты в бачке туалета»

Хелена Вилкоста, директор рижской Югльской средней школы:

– Регулирование необходимо, однако оно должно быть как можно более конкретным, чтобы права школы на проверку личных вещей школьников нельзя было по-разному интерпретировать. К тому же руководитель учебного заведения не всегда находится поблизости, особенно в контексте оптимизации школ.

Следовало бы предусмотреть для директора возможность делегировать проверку вещей школьников другим работникам, например, социальному педагогу или заместителю, предусмотреть также и ответственность родителей.

Надо заметить, что те ученики, у которых имеются проблемы с курением, знают, что сигареты или вейпы небезопасно держать среди личных вещей, и стараются придумать остроумные тайники, например, за панелями потолка, в бачке унитаза и т. п. Бывали случаи, когда школьники прятали запрещенные вещества в туалетном мусорном ведре под мешком для мусора. 

В те времена, когда в школах дежурили муниципальные полицейские, справляться с такими проблемами было намного проще.

«Вопрос эмоционального насилия остается открытым...»

Зиедонис Рубезис, директор Лимбажской средней школы:

– Эта норма заслуживает поддержки, но своей цели она достигнет только частично. Получив право проверять личные вещи школьников, мы отчасти предотвратим употребление запрещенных веществ и будем уверены, что в школу дети не проносят такие вещи, с помощью которых можно физически навредить товарищам или педагогам. Конкретные поправки дают школе возможность действовать мгновенно.

Однако новые нормы не решат вопрос о длительном эмоциональном насилии, которое одни школьники совершают не только над одноклассниками, но и над учителями.

У нас нет инструментов, которые можно использовать в случае, когда школьник находится в поле зрения всех учреждений – полиции, социальной службы, Сиротского суда, но по-прежнему пользуется в школе вседозволенностью, поскольку все равно никто ничего не может с этим поделать.

«Вы же проходите похожую проверку в аэропорту!»

Ингуна Хелвига, директор рижской Имантской средней школы:

– Запланированные изменения в законе я поддерживаю. Мы в учебном заведении отвечаем за всех учеников, в том числе за тех, которые угрожают другим. В то же время нужно признать, что отдельные школьники своими действиями угрожают еще и самим себе, своей безопасности и здоровью. Этот важный нюанс тоже следует предусмотреть в законопроекте, как и вопрос о ситуациях, когда школьник угрожает персоналу.

Думаю, что главное, это объяснять обществу, что учебные заведения получат право проверять личные вещи детей только для того, чтобы обеспечить безопасность самого ученика и других лиц, и только в ситуациях, когда у работников школы появляются подозрения, что ученик может угрожать себе или другим людям.

Я не могу представить себе родителей, которые не хотели бы, чтобы работники школы заботились о безопасности их ребенка. Ведь именно этого семьи учеников обычно и требуют от школы.

Риторический вопрос: почему проводят проверки личных вещей в аэропортах и на крупных мероприятиях? Против таких проверок никто не возражает, поскольку люди не хотят сами пострадать от противозаконных действий других лиц. Я считаю, что и в учебных заведениях следует смотреть на вопрос проверок с этой же точки зрения.

Предложенные поправки к законам определенно помогут снизить насилие и число нарушений внутреннего порядка в школьной среде, поскольку ученики будут понимать: в особых случаях директор школы сможет организовать проверку их личных вещей.

Но могу вас заверить, что этот нюанс в законе никак не поможет полностью устранить нарушения и насилие в школах.

Я также поддерживаю общественную инициативу, податели которой просят Сейм предусмотреть за директором школы право на определенное время отстранять ученика от очного освоения учебного материала в школе. Эта мера оправдает себя в случаях, если работники школы уже сделали все возможное, чтобы ученик не угрожал себе и другим, в том числе – привлекли родителей такого ученика и экспертов из других учреждений.

Если ученик продолжает угрожать себе и другим, то его временное отстранение от учебы в школе позволило бы ответственным учреждениям и экспертам в безопасной обстановке запланировать мероприятия по помощи такому ребенку и другим вовлеченным сторонам, в том числе – самой школе.

«Это борьба с застарелой проблемой...»

Гуна Пудуле, директор рижской Тейкской средней школы:

– Вопрос о правах руководителя учебного заведения при необходимости обыскивать личные вещи учеников я считаю неоднозначным.

Да, допускаю, что такие права директору в особых случаях нужны, но это не должно стать его очередной дополнительной обязанностью. К сожалению, терзают сомнения, что в результате так и получится. Я не хотела бы, чтобы это был очередной закон, который усложняет работу директоров и школ. У нас это уже превратилось в традицию: принимать такие законы и правила, для выполнения которых не предусматривается дополнительных ресурсов и инструментов.

Я однозначно соглашусь с тем, что в ситуациях, когда ребенок пропускает школу без оправданных причин и проявляет насилие, то ответственность за это в первую очередь несет семья. Если закон не соблюдается, за это должно быть наложено наказание.

Применение такого наказания должно быть очень простым, чтобы ответственность не затерялась в бюрократических лабиринтах.

Печально, что это борьба с запущенными проблемами, которые появились в результате плохого понимания таких вещей, как свобода и права человека, когда каждый заботится только о своей свободе и своих правах, оставляя свободу и права других людей в стороне.

Очень печально, что мы так низко опустились. Для меня будет унизительным проверять сумки школьников и их личные вещи. На первом месте больше не учеба. К сожалению, сегодня мы боремся за основные потребности, соответствующие пирамиде Маслова: безопасность, тепло, свежий воздух в школе, сытый живот. Да, школа, это зеркало общества – маленький его прототип.

«Дети должны сами показывать вещи»

Гунита Клявиня, директор рижской средней школы № 93:

– Поддерживаю, чтобы школьники сами показывали свои личные вещи, сами вынимали их из сумки и карманов.

При рассмотрении законопроекта обязательно нужно оценить безопасность руководителя учебного заведения и педагогов, которые будут проверять личные вещи учеников.

Следовало бы предусмотреть профилактические мероприятия. Например, школьники при входе в школу могли бы предъявлять личные вещи в выборочном порядке или по принципу случайности.

«А еще нужен штраф!»

В Сейме рассматривают два проекта с целью улучшить безопасность в школах.

12 октября группа депутатов подала в парламентскую Комиссию по образованию, культуре и науке законопроект «Поправки к Закону о защите прав детей». Депутаты предлагают разрешить учебным заведениям проверять вещи учеников, если если подозрения, что ребенок угрожает себе и другим или употребляет запрещенные вещества.

В то же время в Сейм обратился и президент страны. Эдгар Ринкевич подал законодательную инициативу – проект поправок к Закону об образовании, который предусматривает права руководителя учебного заведения обыскивать личные вещи детей.

Кроме того, президент просит Сейм ввести административную ответственность для родителей, которые не сообщили школе важную информацию о здоровье ребенка и любых других обстоятельствах, которые могут повлиять на усвоение учебной программы и задействованных в этом процессе лиц.

Если родители сознательно скрывают от школы эти сведения, то их можно было бы наказывать штрафом в размере от 100 до 700 евро, считает президент страны.

На данный момент в Законе об образовании сказано, что руководитель учебного заведения обязан оценить полученную информацию о насилии против работника, участвующего в процессе обучения, сообщить об этом учредителю и решать ситуацию в рамках школы.

Президент страны предлагает дополнительно определить в законе, что в случаях, когда имеются обоснованные подозрения об угрозе насилия или о том, что ученик принес с собой опасные вещества или предметы, директор школы имеет право проверить личные вещи школьника в его присутствии (не задевая чести и достоинства ученика).

К такой проверке нужно привлечь как минимум двух педагогов, в свою очередь о факте проверки следует немедленно сообщить родителям ребенка.

По материалам lvportals.lv


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.