Граждане РФ, которые ранее были гражданами или негражданами Латвии, должны пройти проверку на владение государственным языком и переоформить постоянный вид на жительство в стране. Но тем жителям, кому реабилитолог или психиатр выдаст справку об освобождении, экзамен можно не сдавать. Жительница Вентспилса такую справку получила.
«Я – переводчик мамы!»
Маме нашей читательницы Натальи – Галине – 73 года, она гражданка России, живет в Вентспилсе. Когда-то она имела статус негражданина Латвии, но потом ради получения российской пенсии Галина оформила гражданство России, а в Латвии жила по постоянному виду на жительство. По словам Натальи, ее мама плохо знает латышский язык, может поздороваться, но когда с ней говорят по-латышски, понимает лишь каждое пятое слово.
– Когда моя мама идет в муниципальные или негосударственные учреждения, я иду вместе с ней и выступаю в роли переводчика. Также я хожу с мамой ко всем врачам и в случае надобности перевожу ей то, что говорит врач, так что, по большому счету, от маминого незнания латышского языка никто не страдает, – рассказывает Наталья. – К тому же мама из тех людей, кто не в состоянии выучить чужой язык, ни в молодости, ни тем более в старости он ей не дается. Моя мама из робкого десятка, когда с ней говорят по-латышски, она начинает страшно волноваться и у нее повышается давление. Так что мы с ней сразу понимали, что экзамен на знание государственного языка ей не сдать.
Шаг первый: семейный врач
– Что сделала ваша мама, чтобы получить освобождение от сдачи экзамена на знание латышского языка?
– Мы с ней пошли к семейному врачу. Семейный врач хорошо знает все проблемы со здоровьем моей мамы (их очень много), поэтому сразу сказала, что у мамы есть шанс получить освобождение от сдачи экзамена, и этот шанс достаточно высок. Но семейный врач не имеет права давать маме освобождение от экзамена.
– А кто имеет право это делать?
– Я думала, что раз у моей мамы есть серьезные проблемы с сердцем, значит, освобождение должен дать кардиолог. Но семейный врач заявила, что в этом случае освобождение должен дать реабилитолог.
После этого мама попросила семейного врача, чтобы та написала свое заключение о ее здоровье, так как карточка со всеми выписками и результатами обследований находится именно у семейного врача. Семейный врач выполнила просьбу мамы и заполнила документ, в котором написала «Прошу консультацию физиотерапевта-реабилитолога». А с обратной стороны этого документа доктор перечислила все диагнозы моей мамы.
С этой бумагой, а также выписками из всех больниц, где мама лежала или обследовалась, мама должна была отправиться на прием к реабилитологу.
Найти реабилитолога: миссия невыполнима?
– Как быстро вы нашли реабилитолога, который имеет право выписывать заключения об освобождении от экзамена?
– Это было очень сложно сделать. Сначала я объездила все медицинские учреждения Вентспилса с вопросом, работает ли у них реабилитолог и может ли он выписать нужную справку. Выяснилось, что в нашем городе таких реабилитологов нет. Потом я полдня (и это не пустые слова, так реально и было) просидела на телефоне, обзванивая все медицинские учреждения с тем же вопросом. Выяснилось, что не все работники регистратуры знали ответ на мой вопрос и уточнение тоже занимало время. Но найти нужного врача не получалось.
Когда я поняла, что не могу самостоятельно найти реабилитолога, то позвонила в Национальную службу здравоохранения. Мне казалось, что сотрудники государственной организации точно должны знать, где работают реабилитологи, в списке задач которых значится оценка документов пациента и выдача ему освобождения от экзамена. Но оказалось, что в Национальной службе здравоохранения тоже не знают, где трудятся эти врачи.
Тогда я снова села за телефон, звонила в Кулдигу, Талси, Лиепаю и выяснила, что в этих городах нужные специалисты не работают. Потом я начала звонить в рижские медицинские центры, но и там не получила нужной информации. Я ужасно устала. Даже представлять себе не хочу, что почувствует пожилой человек с множеством проблем со здоровьем, если самостоятельно попытается найти специалиста. Моей маме наверняка стало бы плохо!
– Как вы в результате нашли реабилитолога?
– От отчаяния я позвонила в Управление по делам гражданства и миграции. Мне повезло, на том конце провода находилась очень отзывчивая и доброжелательная женщина. Я ей рассказала про свои поиски реабилитолога и она подсказала имя врача, который имеет право выдать нужную справку – Арнис Нулле. Имена других врачей этой же специальности я даже не стала узнавать.
– Где работает Арнис Нулле?
– С помощью Интернета я выяснила, что он работает в Цесисской больнице, а кроме того, доктор ведет прием в Риге в двух медицинских центрах и где-то еще. (Информацию о местах приема доктора можно найти на сайте https://www.eveseliba.gov.lv.)
– Как быстро вы попали на прием к доктору?
– Довольно быстро. Первым делом я позвонила в Цесисскую клинику, там мою маму были готовы принять через несколько дней. Но я решила отвезти маму в Ригу. К сожалению, я не спросила у регистратора, принимает ли доктор в Цесисе только за взнос пациента.
В Риге я записала маму на прием в клинику на ул. Пернавас. Перед записью я уточнила у регистратора, имеет ли право доктор выдавать документ – освобождение от экзамена.
Внимание: прием
– Что происходило на приеме у доктора?
– Доктор просмотрел все медицинские бумаги мамы и сказал, что хорошо знает законодательство, и по всем этим диагнозам и состоянию здоровья мама имеет право на полное освобождение от сдачи экзамена.
Однако заключение он имеет право выдать только в Цесисской больнице, поэтому маму надо записать туда. Я так и сделала, и придя на прием к доктору, получила освобождение для мамы от сдачи латышского языка.
– В какую сумму вам обошлись услуги доктора?
– Прием в Риге стоил 45 евро, а рассмотрение медицинских бумаг мамы и выдача ей справки обошлось в 135 евро. Возможно, 45 евро мы смогли бы сэкономить, если бы сразу обратились к доктору в Цесисскую больницу.
«Психических проблем у мамы нет!»
– Можете ли вы рассказать, какие проблемы со здоровьем имеет ваша мама, и на основании чего доктор дал ей освобождение?
– Прежде всего скажу, что проблем психического характера у мамы нет и никогда не было. Она, как говорится, в твердом уме и здравой памяти.
У мамы очень высокое давление и стенокардия, а еще у нее стоит кардиостимулятор. Кроме того, у мамы нейропатия, сахарный диабет второго уровня. Она инсулинозависимая, у нее есть проблемы с щитовидной железой.
– По какой причине маме дали освобождение от экзамена?
– Думаю, что наличие кардиостимулятора послужило основанием для получения освобождения от экзамена. Еще, возможно, маме дали освобождение из-за очень высокого давления.
Ольга ВАХТИНА