В Латвии нет специализированных хосписов, в которых умирающий человек может находиться долгосрочно и без боли встретить свой последний час. Сейчас на сайте manabalss.lv размещен сбор подписей под инициативой, цель которой – обеспечить умирающих всем необходимым для достойного и безболезненного ухода из жизни.
«Никто не поможет!»
Латвийцы, которым пришлось столкнуться с неизлечимой болезнью близкого человека и его скорым уходом, знают: помощи ждать неоткуда, так как специализированных государственных хосписов в стране нет. Частично их заменяют паллиативные отделения больниц. Но ожидание в очереди на размещение в таком отделении составляет примерно два месяца, а находиться в нем можно краткосрочно – через 7–10 дней человека выписывают домой.
В результате большую часть времени тяжелобольной человек находится дома. Ему необходим хосписный уход от специалистов, но вместо специалистов помощь, как умеют, оказывают близкие, если такие есть...
В ноябре прошлого года общественная организация Hospiss.lv в лице Илзе Неймане-Нешпоры разместила на сайте manabalss.lv гражданскую инициативу под названием «Право на достойную смерть. О введении финансируемого государством хосписного ухода в Латвии». Цель инициативы – добиться, чтобы государство финансировало хоспис-уход за тяжело и неизлечимо больным человеком.
Стоит сказать, что с октября 2021 года по декабрь 2022-го социальное предприятие SIA Hospiss Māja (основатель Hospiss.lv) оказывало тяжелобольным людям хоспис-услуги на дому, а государство финансировало этот проект. Он назывался «Хосписный уход на дому для совершеннолетних и поддержка их близких». Но в 2023 году государство договор с Hospiss.lv не продлило.
Паллиативное отделение – это не выход!
Член правления общества Hospiss.lv Илзе Зосуле рассказала, в чем суть инициативы и почему ее надо принять как можно быстрее.
– С момента провозглашения независимости Латвии прошло 32 года, а хоспис в Латвии так и не появился. Имеется только паллиативная помощь, но ее трудно получить и она доступна очень короткое время.
– В чем отличие хоспис-ухода от паллиативной помощи?
– Паллиативным уходом называется помощь, которая оказывается тяжелобольному человеку, чтобы уменьшить проявления болезни. А под услугой хосписа мы понимаем специализированный уход за неизлечимо больным человеком, которому, по прогнозам врачей, осталось жить не более шести месяцев. Конечно, люди, нуждающиеся в хоспис-уходе, могут получить его в паллиативном отделении больницы, но не все так просто, как кажется.
В Латвии всего семь (!) отделений паллиативной медицины, в столице такие услуги предоставляют в Рижской Восточной клинической больнице и в больнице имени Паула Страдыня. Количество мест в отделениях паллиативной медицины ограничено, например, в больнице Страдыня всего 17 мест, в Восточной больнице – 24. О количестве паллиативных мест в других больницах Латвии у меня информации нет, но предполагаю, что их тоже крайне мало. Замечу, что в паллиативное отделение больницы Страдыня практически невозможно попасть, там пребывают только пациенты из других отделений этой же больницы.
Но малое количество паллиативных мест – еще не главная беда. Дело в том, что помощь в соответствующем отделении больницы можно получать лишь в течение 7–10 дней. И это относится не только к тяжелобольным людям, но и к неизлечимо больным, чьи дни сочтены. Между тем умирающему человеку специализированный уход необходим на протяжении нескольких месяцев, вплоть до дня смерти. (От редакции. Хоспис-больным считается человек, которому, по прогнозам врачей, осталось жить не более полугода. – О. В.). Замечу, что на данный момент в законе не прописано определение хоспис-ухода. Другими словами, тяжелобольные, умирающие люди в Латвии есть, а специализированного ухода за ними не предусмотрено.
Нужен хоспис!
– Какой выход вы видите?
– Государство должно ввести и финансировать хосписный уход, который должен состоять из трех этапов. Во-первых, пациенту должен быть обеспечен хоспис-уход на дому, во-вторых, необходимо создание специализированных хосписов – как отдельных социально-медицинских учреждений, в-третьих, должна быть сформирована специализированная бригада Службы неотложной медицинской помощи, задача которой – помощь хоспис-больным людям.
– Кому, по вашему мнению, нужен хоспис как отдельное учреждение, в котором можно провести остаток жизни?
– Например, одиноким людям, у которых нет близких, готовых за ними ухаживать. Во время реализации предыдущего проекта наши сотрудники часто сталкивались с тем, что один пожилой, нездоровый и слабый человек вынужден ухаживать за другим пожилым, умирающим человеком, и у него это плохо получается. Либо за умирающим приходилось приглядывать его соседу или бывшему супругу – то есть людям, которые не обязаны это делать.
Кроме того, потребность в хосписе есть у людей, которые не могут самостоятельно дышать, которым необходимо получать обезболивающие инъекции сразу после возникновения надобности в лекарстве. У нас был клиент, которому обезболивающие инъекции сначала были необходимы раз в четыре часа, затем раз в три часа, потом раз в два, а потом и раз в час. Другие средства от боли ему не помогали. В ожидании медика, который мог сделать укол, этот человек страшно мучился... Ужасно, что при наличии множества обезболивающих средств людям приходится страдать от боли только потому, что рядом нет человека, который сделает спасительный укол. Эту ситуацию надо срочно менять!
Также хоспис нужен людям, у которых зашкаливает тревога или агрессия, и поэтому им необходимо постоянное присутствие медиков рядом.
Мы мечтаем о том, чтобы в хоспис-стационаре у каждого человека была своя комната, куда могли бы приходить его близкие. В таком стационаре человек получит шанс на достойный уход из жизни, это очень важно.
Не допустить мучений!
– Для чего нужна специализированная бригада Службы неотложной медицинской помощи (СНМП)?
– На данный момент человек, которому до смерти осталось пару месяцев, для СНМП не является приоритетным больным. Медики приезжают к этим людям тогда, когда нет более важных вызовов. И это понятно, у службы другие задачи, им надо спасать жизнь! Но так как альтернативы этой службе в Латвии нет, то люди звонят именно в неотложку, когда им требуются инъекции сильнодействующего обезболивающего, а также других медикаментов. У них нет другого выхода, так как инъекции разрешено вводить только медику.
Поэтому мы считаем, что если бы в СНМП работала специализированная команда, обученная оказывать помощь умирающему человеку, это стало бы одним из этапов хоспис-системы, в рамках которой можно оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам в острой ситуации.
Услуги хосписа на дому
– Каким вы видите оказание хоспис-услуги на дому у пациента?
– Это работа мультидисциплинарной команды, которая помогает умирающему и его близким, оказывает им социальную, медицинскую, физическую, техническую и моральную помощь. Например, в ее задачу должно входить обеспечение лежачего больного вспомогательными средствами, обучение близких уходу за ним – как правильно умыть, покормить больного человека, а также (и это главное!) непосредственно уход за умирающим на протяжении восьми часов в сутки.
– Входит ли в понятие ухода оказание медицинских услуг, например, введение обезболивающих инъекций?
– Закон запрещает работнику по уходу делать инъекции, их может делать только медицинский работник, а также родственники больного лица. Более того: работник по уходу даже не имеет права наклеить больному обезболивающий пластырь или дать обезболивающее лекарство, которое прописал врач.
Поэтому мы считаем, что в команду хосписа на дому (как это было в пилотном проекте) должна входить медсестра и помощник медсестры. Эти медицинские работники имеют право давать больному анальгетики в соответствии с указаниями врача. Еще одно наше предложение, которое не получило поддержки в Министерстве благосостояния, заключалось в том, что работники по хоспис-уходу должны получить дополнительные медицинские знания, чтобы иметь возможность выполнять определенные функции медицинского работника.
«Эту практику надо менять!»
– Сколько в Латвии людей, которым требуются услуги хосписа?
– В Латвии ежегодно умирает около 29000 человек, из них только 10% умирают быстро. Это означает, что 90% умирающих людей и их родным требуется хоспис-помощь. Чаще всего она требуется онкологическим больным, потому что они испытывают сильную боль, одышку, не могут самостоятельно принимать пищу и нуждаются в особом уходе. В 2021 году в Латвии от онкологических заболеваний умерло 5752 человека. Значит, этим людям, скорее всего, требовался хоспис-уход.
Поэтому нам не понятно, почему пилотный проект «Хосписная помощь на дому для взрослых и поддержка членов их семей», который был запущен 1 октября 2021 года, 31 декабря 2022 года уже завершился. Каждый день нам поступают звонки с просьбами оказать такого рода услугу. Но за государственный счет мы ее уже не оказываем, сейчас это только платная услуга.
Важно знать!
– Что еще, кроме отсутствия в Латвии хосписа, вызывает ваше недовольство?
– Умирающие онкологические больные испытывают сильную боль, но некоторые семейные врачи отказываются выписывать им достаточное количество обезболивающих из-за опасения, что у пациента возникнет зависимость. Мы считаем, что когда речь идет о приближающейся кончине, приоритетом становится облегчение состояния больного.
– Как вы считаете, оплаченные государством услуги хосписа должны быть бесплатными для всех латвийцев или только для людей, которые имеют статус нуждающихся или малоимущих людей?
– Эти услуги должны быть бесплатными для всех.
Помощь не для всех
На данный момент услуги хосписа на дому пациентам за государственный счет оказывает «Латвийское общество самаритян». Это происходит в рамках пилотного проекта совместно с Министерством благосостояния. Однако эти услуги доступны не всем латвийцам, их могут получить только рижане и жители ближайших к столице районов, а также жители Латгалии (им услуги хосписа на дому будут оказываться с апреля 2023 года). Проект продлится только до начала 2024 года, а что будет дальше – неизвестно.
Платный стационарный хоспис-уход в Латвии оказывает SIA Cilvēks. В стационаре имеется около 20 мест, средняя цена пребывания в нем – 100 евро в день. Стационар оборудован медицинским оснащением, в нем работает анестезиолог, специалист по боли, а также профессиональная медсестра с опытом работы в отделении интенсивной терапии.
Обращайтесь к нам!
Представитель «Латвийского общества самаритян» Юрис Звигулис рассказал, что в услугу хосписа на дому, которую уже сейчас можно получить за счет государства, главным образом входит уход за пациентом и психологическая поддержка, а не оказание ему медицинской помощи.
– Наш сотрудник не имеет права делать обезболивающие инъекции, но он может помыть больного человека, покормить его, сменить подгузники и т. д., – рассказал наш собеседник. – Кроме того, мы обеспечиваем клиента теми техническими средствами, которые могут ему помочь: например, функциональной кроватью, концентратором кислорода и т. д.
В нашу команду кроме специалиста по уходу входит психолог, капеллан, а также подолог. Психологическая помощь оказывается не только самому больному, но и членам его семьи.
– Думаю, многим умирающим людям кроме помощи психолога и специалиста по уходу крайне необходима медицинская помощь, например, введение обезболивающих инъекций или уход за различными видами стом, особенно за трахеостомой...
– Вы правы. Поэтому наши сотрудники уже сейчас обучаются основным навыкам по уходу за пациентами с трахеостомой и в будущем начнут применять свои знания в деле. Ну а пока все медицинские услуги (в том числе инъекции обезболивающего) мы заказываем в специализированных службах по уходу за здоровьем. Медик введет больному только те лекарства, которые ему выписал врач и проведет только те манипуляции, которые назначит врач. Сам больной и его близкие за эту медицинскую услугу платят только пациентский взнос (если таковой для них предусмотрен), а сам хоспис-уход оплачивается государством.
Как все происходит
– Сколько времени проводит ваш сотрудник с человеком, нуждающимся в хоспис-уходе?
– Это зависит от того, какое количество часов ухода обозначит нашему клиенту социальный работник. Одни люди нуждаются в хоспис-уходе в течение пяти-восьми часов в день, другим не нужно столько времени, им хватает прихода работника по уходу пару раз в неделю на несколько часов.
Кнопка безопасности
– Оказываете ли вы круглосуточную помощь?
– Нет, так как это не отвечает принципам домашнего хоспис-ухода.
– Как быть, если клиенту или его родным требуется хоспис-помощь ночью или поздно вечером?
– У нас есть услуга под названием «Кнопка безопасности». Она действует следующим образом. Мы выдаем близким клиента специальное оборудование связи (так называемую кнопку безопасности). В случае вопросов или проблемы они могут нажать на нее и в любое время суток связаться с нашим диспетчером. Выслушав проблему, диспетчер принимает решение, кого из нашей команды следует отправить на помощь. Если диспетчер считает, что необходима помощь неотложки, то сам вызывает ее.
Как получить помощь?
– Что должен сделать ваш будущий клиент, чтобы начать получать хоспис-уход на дому?
– Прежде всего он должен получить справку от консилиума врачей, что ему требуется услуга хосписа на дому. Но даже если человек получит справку не от консилиума, а от узкопрофильного врача, например, невролога (если речь идет о прогрессирующих нарушениях центральной нервной системы пациента), онколога (если это онкопациент), или специалиста по паллиативному уходу, то мы начнем оказывать услугу.
Схема такая: когда человеку требуется хоспис-уход, он или его близкие звонят нам (тел. 20234515). После этого наш социальный работник приедет к пациенту для выяснения его потребностей в хоспис-уходе. После переговоров с клиентом и его близкими будет составлен специальный план по хоспис-уходу. Сотрудник, который отвечает за техническое обеспечение больного всем необходимым, привезет и установит техническое оборудование в доме клиента.
Обычно наши сотрудники проводят дома у клиента от двух до шести часов в день.
«Им тоже нужна помощь!»
– Кто в основном является вашими клиентами?
– Люди с онкологическими заболеваниями, так как в их случае врачам легче спрогнозировать финальную стадию болезни. Также среди наших пациентов есть люди с прогрессирующими нарушениями центральной нервной системы. К сожалению, мы не имеем права оказывать хоспис-услуги другим людям, которые, по нашему мнению, тоже в них нуждаются.
– Почему не имеете права?
– Потому что они не соответствуют категории больных, которым требуется хоспис-уход. Например, это лежачие после инсульта люди. Они могут прожить два-три года, а не три-шесть месяцев (как хоспис-пациенты. – О. В.), поэтому считается, что им хоспис-уход не нужен, они после обращения в социальную службу могут получить услуги обычного ухода на дому.
Важно знать!
– Надо ли пациенту оплачивать помощь психолога, подолога, капеллана и т. д., которые работают в вашей команде?
– Нет, за все платит государство, в том числе за психологическую поддержку близких в течение трех месяцев со дня смерти пациента.
– Надо ли стоять в очереди, чтобы получить ваши услуги?
– На наши услуги пока нет очереди. В течение недели с момента получения звонка о помощи мы улаживаем все формальности и приступаем к своим обязанностям.
– Как долго будет длиться пилотный проект по оказанию хоспис-ухода на дому?
– С нами заключен договор до конца текущего года. Сейчас в наши задачи входит сбор информации о том, как проходит этот процесс, чтобы со временем его оформить как услугу, оплаченную государством на постоянной основе.
Лечебные учреждения, в которых можно получить стационарный паллиативный уход
Лечебное учреждение |
Контактная информация |
Клиническая университетская больница имени Паула Страдыня |
Тел. 67069280 |
Рижская Восточная клиническая университетская больница |
Тел. 67000610 |
Даугавпилсская региональная больница |
Тел. 65422419 |
Екабпилсская региональная больница |
Tел. 62203333 |
Резекненская больница |
Тел. 68805050 |
Видземская больница |
Тел.: 64202603, 64202601 |
Зиемелькурземская региональная больница |
Тел. 63624665 |
Лечебные учреждения, в которых оказывают консультации по паллиативному уходу
Лечебное учреждение |
Количество специалистов |
Контактная информация |
Клиническая университетская больница имени Паула Страдыня |
1 |
Тел. 67069280
|
Рижская Восточная клиническая университетская больница |
4 |
Тел. 67000610 |
Екабпилсская региональная больница |
2 |
Tел. 62203333 |
Лиепайская региональная больница |
1 |
Тел. 63403231 |
Ольга ВАХТИНА