В Латвии продолжают ужесточать контроль за тем, как жители тратят наличные деньги. Минфин подготовил поправки к закону, согласно которым Служба госдоходов вскоре начнет получать информацию практически о любой вашей покупке или взносе наличных денег через банкомат. Что это значит?
Понятно, что эта новость обеспокоила в первую очередь людей, которые получают теневой доход. Это может быть, например, зарплата в конверте, деньги от сдачи квартиры в аренду, да мало ли что еще.
Все эти деньги не остаются у латвийцев в шуфлятках. Люди вносят их на свой счет через банкомат, приобретают недвижимость, машины, отправляются в турпоездки и так далее.
В этом году под пристальное внимание налоговой службы уже попали все жители страны, которые потратили на 20 000 евро больше, чем официально получили. «Может быть, это вполне честные люди, просто они забыли задекларировать какие-то свои доходы», – не слишком искренне успокаивала общество СГД. Но всем было понятно, что налоговики начали погоню за получателями нелегальных доходов.
Так вот, в 2025 году эта охота продолжится.
■ ■ ■
Надо понимать, что уже сегодня любой банк обязан передать СГД информацию о клиенте, который получил и потратил со своего банковского счета совокупно более 15 000 евро в год.
Получается, что налоговая служба и так уже имеет информацию о каждом из нас, кто получает хотя бы минимальную зарплату на руки и тратит эти деньги на еду, лекарства или оплату коммунальных услуг.
Однако новыми поправками Министерство финансов обязывает банки сообщать СГД не только о тех людях, которые спокойно получают и тратят свою маленькую зарплату. Но и о тех, кто вносит наличные средства через банкомат.
СГД будет получать сведения о любом человеке, кто таким образом пополнит свой личный банковский счет больше чем на 7000 евро в год.
Разумеется, после изучения этих сведений у налоговиков может появиться вопрос: «Откуда у вас, уважаемый клиент банка, появились эти наличные деньги?» И клиенту придется доказывать, что средства он получил легально, например, от продажи какого-то личного имущества.
■ ■ ■
Подразумевается, что закон вступит в силу уже 1 января 2025 года, таким образом банки должны будут сообщить СГД о ваших наличных взносах, сделанных в 2024 году.
Также планируется, что СГД будет получать все сведения о сделках наличными на сумму более 750 евро. Тут, правда, Минфин сразу оговорился, что не будет интересоваться покупками в продуктовых магазинах и оплатой коммунальных услуг. А вот если вы захотите купить золотое колечко, у вас вполне смогут спросить: «На какие средства вы себе это позволили?»
■ ■ ■
Логика Министерства финансов в данном случае проста и понятна. Обобщенные данные показывают, что жители Латвии в 2023 году внесли на свои счета через банкоматы более 2,1 миллиарда евро наличных средств. Откуда они взяли эти деньги, если в наше время честные работодатели, как правило, выдают зарплату в безналичном виде?
Согласно исследованию Рижской школы экономики «Индекс теневой экономики в странах Балтии в 2009–2023 годах» был сделан вывод, что 23,6% зарплат в Латвии платят «в конверте».
Министерство финансов в аннотации к законопроекту подчеркнуло, что немало предпринимателей чувствуют свою безнаказанность за выплаты «в конвертах». Ведь у СГД нет никаких инструментов, чтобы поймать их за руку.
Вот таким инструментом и должен стать контроль за взносом наличных в банкоматы.
■ ■ ■
Минфин поясняет, что человек не обязательно попадет под особый надзор, если банк сообщит о нем СГД. За такого латвийца возьмутся, только если обнаружат существенные расхождения между его официальными доходами и расходами. Но даже обнаружение таких несоответствий не всегда означает, что человек уклоняется от уплаты налогов. Может случиться так, что он просто не задекларировал некий необлагаемый налогом доход, тогда СГД поможет человеку разобраться в ситуации.
■ ■ ■
Откуда же взялись цифры в 750 евро для одной сделки и 7000 евро для всех сделок по взносу наличных? Минимальная потребность в безналичных деньгах определяется расходами, которые человек не может или не желает оплачивать наличными. Большую часть соответствующих расходов составляют коммунальные платежи, интернет-покупки, а также расходы, связанные с медициной, образованием, развлекательными и культурными мероприятиями.
По указанным статьям расходов был сделан вывод, что сумма безналичных денег, необходимая физическому лицу, может составлять 494 евро в месяц. Поэтому человек, получающий зарплату наличными, должен внести в банкомат сумму не менее 500 евро для обеспечения безналичного расчета. Таким образом, потребность физического лица в безналичных деньгах может составлять от 500 до 800 евро в месяц.
■ ■ ■
Что же, мы видим, что СГД следует тренду, обозначенному несколько лет назад – постепенно вытеснять наличные деньги из оборота и переходить на безналичные расчеты. Чем больше будет различных ограничений для людей, тем неудобнее им будет использовать наличные в обращении. И вполне вероятно, что лет через 10–20 наличные деньги могут быть полностью запрещены.
Надо отметить, что тенденция вытеснения наличных денег широко распространяется по всему миру. Это началось еще в прошлом веке с ограничения использования крупных банкнот. Сейчас же МВФ и Всемирный банк активно предлагают отказаться от наличных денег вообще.
В январе Европарламент принял закон, запрещающий сделки с наличными на сумму свыше 10 000 евро (в Латвии этот порог еще жестче – 7200 евро).
Лидерами по переходу на безналичные расчеты являются Дания и Швеция, где удельный вес сделок с наличными составляет меньше 5%.
■ ■ ■
Преимущества отказа от наличных и переход на полную цифровизацию понятны. Так власти получат полный контроль за доходами жителей, а те больше не смогут уклоняться от уплаты налогов.
Например, СГД хочет знать все о людях, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не имеют никаких официальных доходов. На что они живут? А таких насчитывается около 40–50 тысяч человек. Как их вернуть в легальную экономику?
Полная цифровизация денег сможет решить эту проблему – у людей просто не будет другого выбора, как использовать безналичные деньги. Зарплаты «в конвертах» будут просто невозможны.
Риск же перехода на банковские расчеты состоит в полной потере конфиденциальности и права на тайну личной жизни. СГД и спецслужбы будут знать о людях все – что они делают, что покупают. А стоит заблокировать человеку банковский счет, и он окажется полностью беспомощным, ведь ничего не сможет купить.
■ ■ ■
Но действительно ли ограничение и запрет наличных денег смогут решить проблему теневой экономики и улучшить собираемость налогов? Сомневаюсь.
В рыночной экономике и более-менее демократичной стране решить проблему не получится – для этого действительно надо вводить тоталитарный режим. И если люди не хотят платить налоги, они найдут способ, как это делать.
Как вызов государственному контролю за оборотом денег уже появились криптовалюты. Так, одной из целей создания биткоина должна была стать анонимность денег и независимость их от государства. И судя по всему, именно недоверие к государственным деньгам стало причиной взрывной популярности криптовалют.
Сейчас официально насчитывается более 5 тысяч зарегистрированных криптовалют. И если наличные будут действительно запрещены, то тогда их могут заменить именно криптовалюты.
А чтобы реально бороться с теневой экономикой, в первую очередь надо повышать доверие к государству. Если люди будут знать, что их налоги действительно тратятся с пользой, они их будут платить более охотно. Пока же государство будет продолжать вкладывать сотни миллионов евро в убыточные проекты типа airBaltic, особого желания платить налоги у населения не будет.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист