После скандала с роскошными авиаперелетами премьер-министра Кришьяниса Кариньша руководителя Госканцелярии Яниса Цитковскиса сняли с должности. Новым директором Госканцелярии станет Райвис Кронбергс, который вступит в должность 12 августа. Он уже пообещал произвести изменение в работе госаппарата. Так, в частности, новый глава Госканцелярии предложил вернуть на работу всех чиновников, которые со времен пандемии трудятся удаленно.
«Мы были очень рады удаленной работе, мы гордились тем, что смогли обеспечить функции государства и местного самоуправления во время пандемии, но сейчас не можем от нее отказаться и считаем это большим преимуществом», – сказал Райвис Кронбергс в интервью программе «Утренняя панорама» Латвийского телевидения в конце июля.
По мнению Райвиса Кронбергса, из-за удаленного режима работа чиновников теряет качество, особенно в дискуссиях с участием политиков, лиц, принимающих решения управленческого уровня.
■ ■ ■
Надо отметить, что в последнее время режим удаленной работы приобретает все большую популярность.
По данным статистики, в первом квартале этого года в Латвии удаленно работали 87,8 тысячи сотрудников. Это на 9,4 тысячи больше, чем за соответствующий период 2023 года и на 10,2 тысячи больше, чем в четвертом квартале прошлого года.
При этом вопрос об эффективности удаленной работы является весьма спорным. Например, заместитель председателя Латвийского союза свободных профсоюзов Анда Гринфельде заявила в программе Латвийского радио Pēcpusdiena, что, по ее мнению, удаленная работа не влияет на качество работы, а в некоторых случаях может быть даже более продуктивной, чем работа в офисе. Поэтому она считает, что никаких изменений в этом плане не потребуется.
■ ■ ■
Напомним, вопрос о режиме удаленной работе стал актуальным во время пандемии коронавируса, когда из-за многочисленный ограничений на удаленный график работы переводили многих работников фактически в принудительном порядке из-за отсутствия других вариантов. Предприятия стояли перед выбором: либо работа будет выполняться удаленно, либо вообще не будет выполнятся.
Пандемия коронавируса показала, что достаточно много должностей можно перевести на удаленный график работы. Но пандемия уже давно закончилась, а вот популярность удаленной работы осталась. И поэтому в обществе весьма активны дискуссии на тему – нужно ли и дальше развивать возможности удаленной работы, либо возвращаться к классическому режиму работы в офисах.
■ ■ ■
На самом деле распространенность удаленной работы – это важный вопрос для экономики всей страны.
Главное преимущество режима удаленной работы состоит в снижении расходов для работодателя и возможности эффективно планировать свое время для сотрудников.
Работодателю не нужно тратиться на содержание офиса, а это аренда помещений и коммунальные расходы. Плюс благодаря удаленному режиму работы появляется возможность привлечь работников из других регионов и даже из других государств.
Исследования в США показали, что компании могут экономить до 22 000 долларов в год на каждом «удаленщике». Плюс сокращается спрос на транспортные услуги, а это означает снижение выбросов CO2 и улучшение экологической ситуации.
Сотрудники не уезжают в мегаполис из родных регионов и развивают их, тратя там свои зарплаты.
Работникам же не нужно тратить время, чтобы добраться до места работы, а затем возвращаться домой. В некоторых случаях на поездку до места работы тратятся часы. Исследования в США показали, что до пандемии 139 миллионов американцев ежегодно тратили на дорогу в офис и обратно условные 3,4 миллиона лет.
Благодаря удаленке люди могут сэкономить это время и вложить его в работу, развитие, развлечения. Плюс появляется возможность самому планировать свой график работы, что в некоторых случаях позволяет найти дополнительную подработку.
■ ■ ■
Но, помимо упомянутых случаев, у удаленного режима работы есть и свои недостатки. И главный из этих недостатков – снижение качества работы.
Жители Латвии много раз жаловались, что после пандемии невозможно попасть на личный прием в Latvijas gāze, Latvenergo и другие важные места. Со времен пандемии прием в учреждениях самоуправления ведется строго по записи и в очень ограниченное время.
В системе рыночной экономики человек работает не потому, что ему очень нравится сама работа, а для того, чтобы заработать денег. Фактически работа является принудительной. А означает, что для обеспечения должного качества работы необходимо установление контроля. Контроль – неотъемлемая часть менеджмента.
Но при удаленном графике работы контроль за работниками либо слабый, либо вообще отсутствует. В результате возникает риск, что на удаленке работники будут заниматься имитацией работы. Какой смысл перенапрягаться, если зарплату и так платят?
В первую очередь это касается госсектора. Вспомним громкий скандал с участием председателя думы Елгавского района Мадара Ласманиса. Тогда Ласманис участвовал в заседании комиссии думы удаленно из своего автомобиля и во время заседания постоянно поглаживал ногу неизвестной женщины. Судя по всему, на тот момент общение с этой женщиной для Ласманиса было намного важнее, чем участие в заседании комиссии. И подозреваю, не один только Ласманис так работал.
■ ■ ■
Кроме того, человек – это существо социальное, который более эффективно работает в коллективе, чем индивидуально.
На удаленной работе сотрудники меньше взаимодействуют друг с другом. Когда специалисты покидают свои офисы, деловые центры, крупные города, снижается концентрация знаний. Со временем это снижает скорость обмена знаниями и информацией, размывает атмосферу инноваций, сложившуюся в ведущих компаниях. Все это наносит ущерб экономическому росту.
Так, специалисты Лондонской школы экономики провели эксперимент: поделили добровольцев, работающих полицейскими диспетчерами, на две группы. Участники из первой группы трудились в одном помещении, из второй – удаленно в отдельных комнатах. В итоге те, кто работал рядом с коллегами, быстрее справлялись с задачами.
Да и самим работникам удаленный режим не всегда выгоден. Как показывает практика, при отсутствии социальных контактов удаленщики реже получают повышение по работе, премии, а иногда вынуждены работать за меньшую зарплату.
■ ■ ■
В итоге можно прийти к следующему выводу. Удаленная работа может быть эффективной только для конкретных отраслей экономики. В первую очередь это сектор IT и финансов, где присутствует аналитическая работа, которую можно выполнять индивидуально. Также сюда можно отнести творческую работу, связанную с фрилансом. В остальных отраслях эффективность от удаленки сомнительна. И самая низкая эффективность будет наблюдаться в социальных отраслях, связанных с работой с обществом.
Думаю, именно поэтому крупные американские корпорации (даже связанные с IT-отраслью – Google, Intel) уже в 2022 году заявили, что возвращают своих работников с удаленного режима работы.
Что же касается госсектора, то тут надо учитывать, что это практически полностью социальная отрасль. Почти вся работа в госсекторе связана с общением с людьми. А значит, удаленный режим работы здесь будет показывать низкую эффективность.
Кроме падения эффективности и имитации работы со стороны чиновников мы получим также недоступность ряда услуг. Есть такие проблемы, которые невозможно решить удаленно – необходим прямой контакт с посетителем, чтобы была возможность вникнуть во все детали. А переход на удаленный график работы создает такую проблему, что некоторые чиновники оказываются недоступными и проблема остается нерешенной.
Такая же проблема остается актуальной и для крупных компаний, переводящих работников на удаленный режим работы. Не все вопросы можно решить удаленно.
С моей точки зрения, инициатива Райвиса Кронбергса весьма правильная. В госсекторе основная работа должна проводиться в стандартом режиме в прямом контакте с сотрудниками и клиентами. А удаленный режим можно оставить для крайних случаев – когда действительно нет возможности собрать сотрудников всех вместе.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист