Учебный год закончен, но многие вопросы о получении среднего образования остались нерешенными. Стоит ли в будущем продлевать в Латвии учебный год, как предлагает министр образования Анита Муйжниеце? Насколько оправданны более строгие экзамены для поступления в 10-й класс, которые ввели в этом году? Чем чреват перевод русских школ на латышский язык обучения и почему в качестве чтения на каникулы школьникам продолжают задавать классику, а не современную литературу? Обо всем этом мы поговорили с рижским учителем и историком Игорем Гусевым.
Не продлевать!
– Игорь, Министерство образования не первый раз предлагает продлить учебный год. Как вам кажется, продление учебного года – это хорошее решение?
– Однозначно плохое! Уже в мае учениками в школах Латвии овладевает «дембельское» настроение. Даже самые прилежные не способны более 20 минут активно работать на уроке, теряют внимание, вертятся, ерзают, бессмысленно перекладывают карандаши-ручки-линейки и отчаянно томятся в предвкушении каникул. Каждому учителю (подчеркиваю: учителю, а не чиновнику от сферы образования) это поведение учеников в конце учебного года хорошо известно. Если учебный год будет продлен до середины июня, то это будет каторгой как для учеников, которые будут высиживать на уроках, но ничего не усвоят, так и для учителей – их работа пойдет впустую.
Учитель, а не клоун
– Может быть, педагогам надо более креативно подходить к объяснениям материала, тогда и дети будут их слушать внимательно даже в конце учебного года?
– Расскажу об эксперименте, который провела моя коллега. Она тайно (чтобы за это не наказали), в течение определенного отрезка времени преподавала историю двум параллельным классам по двум разным методикам. Одному классу история преподавалась креативно – через ролевые игры, работу в парах, создавался мозговой штурм. А в другом классе учитель преподавала тему по старинке, не стараясь быть аниматором.
Как вы думаете, какой класс лучше усвоил материал? Не трудитесь, не угадаете! Ученики, с которыми работали по прогрессивным методикам, написали проверочную работу намного хуже, чем дети из параллельного класса, которым объясняли материал так, как это рекомендовали старые методические пособия.
Это я к тому, что задача учителя – не быть массовиком-затейником, а обучать и разъяснять. К сожалению, не всякий предмет из учебной программы вызывает интерес, и с этой мыслью надо смириться как детям, так и их родителям. Есть информация, которую надо просто выучить, только тогда будет должный результат.
Теперь отвечу на ваш вопрос. В том, что дети быстрее своих родителей в том же возрасте теряют интерес к уроку и способность усвоить знания, виноваты не учителя, а сами дети. Не буду повторять заезженные жалобы на мобильные телефоны, но реальность такова, что учителя не могут соревноваться с этими игрушками. В Интернете всегда интереснее.
Экзамены в 10-й класс: есть ли смысл?
– Возможно, девятиклассников подстегнет к учебе необходимость сдавать экзамены в 10-й класс? Учителя утверждают, что проверочные работы стали гораздо сложнее и проходной балл в 10-й класс серьезно повысился. Было ли это правильным решением?
– Безусловно, да. Раньше учителя были вынуждены тянуть учеников, уговаривать что-то выучить, сдать предмет хотя бы на троечку, потому что считалось, что ВСЕ без исключения должны закончить среднюю школу. Те, кто не хотел учиться, отчаянно сопротивлялись увещеванием, они не желали приложить усилия для усвоения материала. С ними мучились учителя, из-за них страдали одноклассники, которые были готовы получать знания по-настоящему. Экзамены в 10-й класс помогут отсеять «зерна от плевел».
– А что говорит ваша практика: современные дети, в большинстве своем, мотивированы к учебе или нет?
– У современных детей крайне низкая мотивация к учебе и тем более к успешной. Однажды я задал ученикам простейшее задание: найти и выписать из учебников готовые ответы на розданные вопросы. И что вы думаете? Многие ученики даже не попытались найти в учебнике правильные ответы, им хорошая оценка была не нужна. Так для чего же им сидеть в 10-м, 11-м и 12-м классе?!
– В чем вы видите причину низкой мотивации к учебе?
– В том, что дети не видят взаимосвязи между кропотливой учебой и успешной жизнью в будущем. Раньше учеба была социальным лифтом, путем к получению почетной и денежной должности, например, к месту директора завода. Без высшего образования директором человек стать не мог. А сейчас дети видят, что популярные и главное богатые блогеры часто не имеют даже среднего образования. В России лицом банка стал мальчик Даня Милохин, у которого высшего образования нет, но зато есть куча денег, непонятно как заработанных. Дети смотрят на него и думают: для чего напрягаться и учиться, если можно стать таким же успешным, как он, и все в жизни иметь?
У сегодняшних детей крепок стереотип, что все в жизни к ним придет само собой. Вину за это мышление я возлагаю на современные мультики и книги. Раньше сюжет мультфильмов и детских книг был основан на действиях, которые главный герой предпринимал для получения результата, а сегодня – на волшебстве и чуде. Трудиться уже не надо!
Список литературы на лето
– Чудо, если дети в принципе читают, пусть даже такую вот литературу... Может, на лето им стоит задавать не классическую литературу с непонятными для них словами, а что-то полегче?
– Свой ответ я бы разделил на две части. Первое: современные дети читают намного меньше детей, которых я учил 20 лет назад. 20 лет назад было трудно встретить ребенка, который бы не читал «Трех мушкетеров», потому что не прочитать этот роман считалось позорным и неприличным. А сейчас кто читал эту книгу? Единицы! Замечу, что шестиклассникам того времени, которые читали этот роман, многие слова в нем не были известны. Но ничего, ребята справлялись!
Как развивать язык, как узнавать новые слова и начинать ими пользоваться, если избегать книг, в которых эти слова упоминаются? Другое дело, что все надо делать постепенно. И снова приведу в пример советские мультики. Раньше дети с помощью мультфильмов сталкивались с незнакомыми им понятиями (плуг, кушак, карета) и к моменту открытия новой книги знали их. А сейчас мультфильмы упрощены донельзя. Так что, когда современные дети берут книгу из классической литературы, для них незнакомых слов гораздо больше.
Теперь о том, почему читающий ребенок сегодня сродни чуду. Дело в том, что любовь к чтению сегодня никем не прививается. Раньше массовыми тиражами издавались недорогие, красочные книжки, выпускались детские журналы. Для малышей – «Веселые картинки», «Колобок», «Мурзилка». Задачей специализированных детских изданий являлось не столько развлечение, сколько просвещение маленького читателя, в том числе расширение его словарного запаса.
Поэтому правильно делают учителя, которые задают на лето не абы какие книги – лишь бы ребенок читал, а проверенную временем классическую литературу. Уверен, интерес к чтению из-за этого не убьешь, даже несмотря на обилие незнакомых слов. А если интереса к чтению нет совсем, то даже самая простенькая книга со словами «вынос мозга», «прикольно», «круто» в восприятии ребенка не сможет конкурировать с мобильным телефоном.
– А стоит ли заставлять детей читатель? Сейчас есть тик-токеры, которые на своем бедном, но «прикольном» языке пересказывают сюжеты известных произведений.
– Это суррогат, от которого ноль пользы. Родителям, ребенок которых прослушал краткий сюжет книги, стоит попытаться все-таки дать ребенку книгу, чтобы он сам ее прочитал.
Это страшное слово «домашка»
– Раньше только дети радовались каникулам, а сейчас к ним присоединились родители, которые в течение учебного года также загружены выполнением домашних заданий вместе со школьником. Что происходит? Почему-то наши родители с нами за домашней работой столько не сидели.
– В том, что ребенок не способен самостоятельно выполнить домашнее задание, прежде всего виноват современный «прогрессивный» методический подход. Учебники теперь составляются максимально креативно, однако без всякой логики. По современному учебнику невозможно понять материал, а затем выполнить домашнюю работу. Я убежден, что по каждому предмету у ребенка должен быть учебник, в котором простым и понятным языком даются основные знания по предмету, в котором нет ничего лишнего, только четкий «скелет» по теме. Раньше именно такие учебники и были. Перед тем, как учебник попадал к ученику, его тщательно тестировали и проверяли, насколько все в нем ясно, четко и логично.
Из-за сегодняшних учебников родители вынуждены сидеть с детьми и разбираться в материале. Если измученный родитель не станет этого делать, то ребенок самостоятельно материал не поймет и домашнюю работу не выполнит.
– Почему учебники из понятных и логичных превратились в непонятно что?
– Потому что теперь учебники и домашние задания (согласно методическим материалам) зачастую составляются людьми, которые в школе и дня не проработали. Им хочется сделать что-то оригинальное, то, что будет отличаться от старых методов образования. Но какое отношение их амбиции имеют к толковым учебникам, толковым домашним заданиям? Ровным счетом никакого: суеты много, толку ноль! Если с ребенком 7–12 лет не сидит родитель или репетитор, скорее всего, он станет отстающим учеником.
И еще одно замечание: многие учителя задают домашнюю работу, но не проверяют ее. Ученики это давно поняли и такому учителю показывают абы как сделанное задание. Правильно оно сделано или нет, учитель не смотрит. Это сильно расхолаживает желание дома что-то делать.
Переход на латышский язык обучения
– В следующем году родителям придется еще больше вникать в уроки, так как начнется досрочный перевод образования на латышском языке. Впрочем, чиновники в этом видят одни лишь плюсы для русскоязычных детей.
– В том-то и дело, что плюсы видят только чиновники, которые наверняка в школе не преподавали и не знают, как это делать. Когда ребенок начинает учиться в школе, он порой недостаточно владеет даже своим родным языком. Это нормально, учитель должен с этим работать. Но представьте, как себя чувствует ребенок, когда ему начинают преподавать на чужом языке? Мы чуть ранее говорили о том, что дети не хотят читать развлекательную книжку, если в ней много незнакомых слов, а тут – не развлечение, а урок, и незнакомых слов не несколько, а все. Сможет ли ученик удержать внимание при объяснениях учителя? Будет ли он пытаться что-то понять? Сомневаюсь. Да, если с таким ребенком по вечерам будет сидеть измученный после работы родитель или нанятый репетитор, то через какое-то время ребенок выучит латышский язык и, возможно, даже начнет понимать предмет. Но каких усилий это потребует?
А если денег на репетитора нет, и сил помогать ребенку в учебе у родителя тоже нет, значит, ребенок станет неучем, изгоем в классах, он будет чувствовать себя неудачником. Ему же никто не объяснит, что другие дети понимают предмет не потому, что они более умные и способные, а из-за того, что с ними занимались родители или репетитор.
Ну и еще. Переход на латышский язык обучения приведет к массовым увольнениям русских учителей пенсионного возраста. Учителей уже сейчас не хватает, а после увольнений дефицит только усилится. Поэтому со всей ответственности заявляю, что в ближайшие годы нас ждет катастрофа в сфере образования.
– Я слышала, что правительство собирается создать ускоренные курсы по обучению педагогов.
– Вот именно – ускоренные курсы! Чему могут научить на ускоренных курсах? Хороший учитель – это педагог с опытом, со знанием многих методик преподавания, это штучный и эталонный образец! Он будет вынужден уйти на пенсию, а вместо него появится юный недоросль, наспех подготовленный на ускоренных курсах? Ну-ну.
– Но учителя, которые знают латышский язык, все-таки останутся работать в школе.
– Одно дело – говорить на чужом языке, и другое – преподавать на нем, уметь объяснить предмет. Это разные вещи, и очень жаль, что чиновники не желают понимать этого.
Об учителях
– Есть мнение, что учителя очень поменялись, из тех горящих своим делом педагогов, какие были раньше, мало кто остался в школе.
– А кто в этом виноват? На протяжении десятилетий у нас без конца третируют учителей. Сегодня на педагога давят со всех сторон, заставляя выполнять кучу задач, которые он делать не должен и за которые не выплачивают достойного вознаграждения. Взять хотя бы бесконечные курсы по повышению квалификации, на которые учителя должны в обязательном порядке ходить после работы. Представитель какой еще профессии обязан тратить свое личное время на посещение того, что ему не нужно и неинтересно? А курсы эти не нужные и неинтересные, так как их содержание часто составляют далекие от школьных проблем люди. Они крайне выгодны организаторам курсов – на них хорошо зарабатывают, но у учителей они вызывают лишь недоумение.
Знаете, чем на курсах занимаются опытные учителя? Например, под руководством юной девочки – руководителя курсов, взрослые дамы перекидывают друг другу мячик, выдавая при этом какую-то информацию по предмету, который преподают. Это называется «креативная методика обучения».
Курсы повышения квалификации учителей – это чаще всего бестолковая говорильня, во время которой лекторы с умным видом пересказывают давно известные банальности. Но без регулярного прохождения этих курсов и получения соответствующего сертификата учитель, независимо от стажа и опыта работы, подлежит увольнению. Так о каком огне в глазах вы говорите?
А еще учителям без конца надо готовиться к различным аттестациям и аккредитациям, а также к проверкам, которые организуют чиновники сферы образования, чтобы как-то оправдать получение своих замечательных зарплат. Вопрос у меня один, и он риторический: где учителю взять время, чтобы готовиться к уроку?
Если говорить об учителях из школ нацменьшинств, то они, кроме всего прочего, замордованы еще и регулярными проверками на знание государственного языка.
Как быть и что делать?
– Что надо делать с латвийской системой образования, чтобы она заработала в пользу детей?
– Прежде всего, перестать бесконечно истязать наши школы различными реформами и многообразными «улучшениями». Нужно отнестись с уважительным вниманием к старой проверенной системе образования.
Кстати, на международных олимпиадах по точным наукам с завидным постоянством побеждают азиатские школьники. Так может не зря в Китае за основу образовательной системы взят опыт именно советской системы образования?
– Что еще надо сделать?
– Вернуть в процесс обучения межпредметные связи. Например, раньше, если на уроке истории детям рассказывали про походы Наполеона, то в то же время на уроках литературы ученики проходили соответствующие той эпохе произведения Пушкина и Лермонтова. Если раньше в 6-м классе на уроках истории я рассказывал о великих географических открытиях, то примерно в это же время на уроках географии дети изучали океаны и континенты Земли.
Но самое важное – следовало бы ввести правило, согласно которому любой чиновник из Министерства образования должен иметь опыт работы школьным педагогом.
Ведь сегодня зачастую систему образования у нас реформируют и преобразовывают те, кто не проработал в школе ни единого дня.
Я твердо убежден: только школьный учитель со стажем, со знаниями и глубоким пониманием школьной специфики имеет право планировать и осуществлять любые реформы школьного образования.
Ольга ВАХТИНА