Необходимо внести изменения в закон о труде, чтобы предотвратить дискриминацию латышей на рынке труда, заявил президент Эгил Левитс в традиционном обращении по окончании весенней сессии Сейма.
Президент подчеркнул, что в Латвии есть свой государственный язык, которого должно быть достаточно во всех жизненных и рабочих ситуациях. По мнению президента, работодатели должны понимать, что Латвия - национальное европейское государство с общим государственным языком.
"Только в исключительных случаях допускается требовать знания иностранного языка на рабочих местах, где это объективно необходимо, например, если приходится работать с иностранными туристами или соответствующими зарубежными странами. Это должно быть четко регламентировано в законе о труде. Поправки должен внести еще этот Сейм", - сказал Левитс.
По словам президента, возможно, общее требование к знанию иностранных языков могло бы относиться только к английскому языку, являющемуся сегодня основным языком международного общения, но и его следует тщательно продумать.
Обращаясь к депутатам, Левитс отметил, что латвийское общество открыто для всех, кто хочет интегрироваться на основе закрепленных в Конституции ценностей. Этими ценностями являются латышский язык как единственный государственный язык, идентичность Латвии как национального государства, наша принадлежность к западному демократическому миру.
"Выбор интеграции на основе этих ценностей сделала большая часть наших меньшинств, в том числе осудив российскую агрессию на Украине. Все они патриоты Латвии и не имеют проблем ни с общим государственным языком, ни с латышским характером нашей страны", - сказал Левитс.
Он также отметил, что некоторые люди, чей родной язык русский, сейчас переживают кризис идентичности: "моральный авторитет их историко-культурного истока, России, подорван, но они все еще затрудняются ответить на основной вопрос, кто виноват в войне и военных преступлениях на Украине".
"Мы знаем, что многие немцы за пределами Германии испытали подобные страдания после того, как нацисты пришли к власти в 1933 году. Нелегко мириться с ощущением, что твоя страна происхождения стала преступной. Возможно, говоря с ними, мы сможем помочь им немного отрегулировать их политический и моральный компас", - сказал президент.
По мнению Левитса, правильны несколько недавних решений Сейма, которые предусматривают противодействие любому "прославлению российской империалистической идеологии" в публичном пространстве, выступление против Латвийского государства и его граждан. Он подчеркнул, что Латвия как демократия никому не навязывает свой выбор, а предлагает возможность формировать свою принадлежность к современному, демократическому, человечному обществу.
"Бессмысленно обвинять демократическую Латвию в неспособности интегрировать убежденных "путинистов". Это выбор этих людей. Они хотят пользоваться свободами и возможностями европейского государства, но мысленно продолжают жить в мире агрессивной империалистической идеологии России. Их нельзя интегрировать, если они сами не изменят эту абсурдную позицию", - сказал Левитс.
В своем обращении президент также подчеркнул, что решение о сносе "памятника оккупантов" в Пардаугаве знаменует собой символический поворотный момент, подводя черту под правом России культивировать в Латвии свои империалистические идеологические ритуалы. Также, по мнению Левитса, решение о запрете российских телевизионных "пропагандистских каналов" является правильным, поскольку антидемократическая пропаганда не подпадает под свободу слова.