Этой осенью – 65 лет со дня безвременной кончины Жерара Филипа. Раз уж мы вспоминаем звезд французского кино и их след в сердцах советских зрителей, то можем смело сказать: ни одного французского актера не любили в Советском Союзе так, как Жерара Филипа. В том числе, конечно, и в Латвии.
Тут сошлось много факторов. Филип воплощал в себе идеал романтического героя: красивый, умный и мужественный, он стал настоящим открытием для советских зрителей. Его образы были далеки от привычных советских героев. К тому же западных фильмов на советских экранах тогда было не так много.
И, возможно, самое главное. Артист, как и его жена, поддерживал французских коммунистов и даже записал пластинку с чтением отрывков из трудов Карла Маркса и из «Манифеста Коммунистической партии». Неудивительно, что советские власти его привечали.
Папа фашист
Жерар Альбер Филип родился 4 декабря 1922 года в Каннах. Рассказывая биографию артиста, советские авторы не акцентировали внимание на том, что его отец Марсель был владельцем отелей на Лазурном Берегу и в Париже, состоял в националистической партии и во время оккупации сотрудничал с нацистами. За что после войны был заочно приговорен к смертной казни и конфискации имущества. Бежал в Испанию и стал учителем французского языка в Барселоне. Жерар, его старший брат Жан и их мать Анна часто навещали его.
Как известно, немцы вначале поделили захваченную Францию на оккупированную и свободную зону, куда входил и Лазурный Берег. Именно там Жерар познакомился со многими артистами, искавшими убежища, и решил стать актером. Дебютировал в пьесе, премьера которой состоялась 11 июля 1942 года в Каннском казино. В ноябре немцы заняли свободную зону. Но Жерар гастролировал с театром по всей стране, а в 1943 году поступил в консерваторию. В последний момент он присоединился к Сопротивлению и даже принимал участие в освобождении Парижа в августе 1944 года.
В 1950 году Жерар Филип стал одним из первых, кто подписал Стокгольмское воззвание о запрете применения ядерного оружия. Вступил в Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира, возглавляемый Фредериком Жолио-Кюри.
Добро пожаловать!
Первым фильмом, где Жерара Филипа увидел советский зритель, стал двухсерийный фильм «Пармская обитель» по мотивам романа Стендаля. Он вышел в прокат в 1953 году и собрал 26,6 миллиона зрителей. В то время как во Франции его посмотрели 6,1 миллиона. Во второй раз фильм вышел на экраны в 1972 году. «Сохранены мятежный дух романа, протест писателя против насилия, деспотизма и тирании», – писала «Ригас Балсс».
В 1955 году слава Жерара Филипа в СССР достигла апогея. В январе на экраны вышел «Фанфан-Тюльпан» (1952). Можно сказать, главный фильм актера, ставший его визитной карточкой. Озвучил певец и актер Владимир Трошин. За первый год фильм посмотрели 33 миллиона зрителей, больше, чем все остальные фильмы Филипа в советском прокате. Фильм шел на советских экранах очень долго, его можно было увидеть и в 70-х годах. Из-за прелестей Лоллобриджиды имел гриф «Детям до 16...», стершийся со временем. Да и не было в Советском Союзе подростка, который не смотрел этот фильм.
Два раза он прошел по Центральному телевидению – в 1986 и 1988 годах. В знаменитой картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещeн» (1964) мы видим, как фильм про Фанфана показывают в пионерском лагере, некоторые моменты закрывают книгой, дети спрашивают директора: «А Фанфана не убьют?» Трудно представить, что пионеры до этого фильм не видели.
В августе 1955-го журнал «Смена» писал: «Советская молодежь заинтересовалась жизнью Жерара Филипа и в своих письмах просила рассказать о нем. Хорошо зная скромность Жерара Филипа, редакция все же решила обратиться к нему с просьбой рассказать о себе читателям «Смены». Недавно мы получили от него письмо, которое публикуем в этом номере». В письме актер сообщал, что сейчас снимается в фильме «Большие маневры», поведал о других планах, но самое главное было дальше: «По окончании съемок я присоединюсь к делегации деятелей французского кино», которая познакомит москвичей с лучшими французскими фильмами, выпущенными за последние десять лет».
Кроме письма, в журнале была большая статья о Жераре Филипе с подробностями съемок в «Фанфане-Тюльпане»: «Жерар Филип во время дуэли получил удар шпагой в руку, а его партнер был ранен в колено. Во время съемок пожара и взрыва Фанфан – Жерар Филип был действительно отброшен взрывной волной в стог сена. К счастью, лицо его оказалось обожженным лишь незначительно».
Без белья
15 октября 1955 года Жерар Филип с делегацией французских кинематографистов прилетел в Москву, на открытие «Недели французского кино». Побывал на Красной площади и в МГУ на Ленинских горах. Девушки с филологического факультета презентовали ему книгу Виктора Гюго на французском языке, и актер тут же прочитал им оттуда одну из глав. На стадионе «Динамо» сделал символический удар по мячу в матче сборных СССР и Франции. Потом Жерар посетил Киев и Ленинград.
В октябре того же года вышла еще одна экранизация Стендаля – «Красное и черное». Еe появление на советском экране как раз было приурочено к Неделе французского кино. Картина собрала в прокате 24,8 миллиона зрителей. «Роман, как и фильм, обличает нравы дворянско-буржуазного общества и показывает трагическую судьбу молодого человека из народа, вставшего на путь индивидуалистической борьбы с аристократами и погибшего в этой неравной борьбе», – писала газета «Красное знамя» из Даугавпилса.
1 октября 1955 года в Москве состоялась мировая премьера нового фильма «Большие маневры». Но в прокат он вышел гораздо позже.
Уже давно существует легенда, что некий французский актер, побывав в Москве на выставке легкой промышленности, закупил образцы советского женского нижнего белья и устроил его показ в Париже. Обычно называют Ива Монтана, но есть версия и с Жераром Филипом. Это, конечно, миф. Нет никаких доказательств обратного – ни воспоминаний очевидцев, ни публикаций в прессе, ничего.
Последние годы
С июля 1957 года советские зрители могли увидеть Жерара Филипа в производственной драме. Сам он в письме рассказывал советским читателям: «Я буду сниматься в фильме, посвященном строительству плотины в горах («Большая плотина»). Я выступлю в роли инженера, вынужденного по болезни оставить начатое им строительство. Перед тем, как уйти, он подготавливает заместителя и добивается у администрации премии для рабочих...»
Фильм снят в 1955 году и назывался «Лучшие годы». Но даже любимый актер не заставил советских людей смотреть картину с таким сюжетом. Она не только провалилась в прокате, но даже отзывов в прессе не оставила.
В апреле 1958-го вышли «Приключения Тиля Уленшпигеля» (1956) – единственный фильм Жерара, где он выступил в качестве режиссера, вместе с Йорисом Ивенсом. «Рассказывает о борьбе свободолюбивого народа Фландрии против господства испанских оккупантов в одной нидерландской провинции», – анонсировала «Ригас Балсс». О фильме много писали во время его съемок, но ожидания оказались завышены. Во Франции картина подверглась жесткой критике, все отмечали, что она просто плохо снята. Что поставило крест на режиссeрских амбициях Филипа. Ни во Франции, ни в СССР фильм успеха не имел.
После этого Жерар Филип надолго исчез с советского экрана. «Что делает Жерар Филип?» – спрашивали в ноябре 1958 года читатели газеты «Падомью Яунатне». Газета отвечала: снимается в таких-то фильмах, играет в театре. А ещe он «хороший семьянин, любит тишину и деревню, где старается с женой и детьми проводить каждую свободную минуту и где прошeл его отпуск этим летом». А в 1959 году Жерар Филип побывал на Кубе и общался с Фиделем Кастро.
Печальный конец
26 ноября 1959 года ТАСС передало: «Как сообщают из Парижа, в возрасте 36 лет скончался известный французский киноактер Жерар Филип».
Он умер 25 ноября и это было неожиданно для всех. 5 ноября актер был госпитализирован в парижскую клинику, где у него был диагностирован рак печени. Но жена и врачи скрывали от него правду, говоря, что это была успешная операция по удалению гнойного воспаления. В соответствии с его последней волей Жерар Филип был похоронен в костюме дона Родриго, главного героя пьесы «Сид» Корнеля.
А в марте 1968-го на советские экраны вышел фильм «Монпарнас, 19» (1957), о художнике Амедео Модильяни. «Показывает на экране последний год жизни Модильяни, его неравную борьбу с окружающей капиталистической действительностью» – «Ригас Балсс». 13000000 зрителей.
И, наконец-то, в феврале 1969 года вышла картина «Большие маневры». Действие происходит перед Первой мировой войной. Красавец-офицер Арман де ла Верн (Жерар Филип) заключает со своими друзьями пари. Он обязуется до начала манeвров соблазнить неприступную девушку – Мари-Луизу Ривьер (Мишель Морган).
Фильм цветной, очень красочный, насчет количества зрителей данные расходятся. По одним данным, 20,9 миллиона советских зрителей, по другим – 28,8. Во Франции, кстати, всего 5,3 миллиона за первый год. У фильма было две версии финала. Судя по всему, в СССР показывали печальный конец, где героиня Мишель Морган умирала.
И уже в разгар «перестройки» состоялось последнее пришествие Жерара Филипа на советский экран – фильм 1952 года «Ночные красавицы». О мечтах молодого и бедного композитора, в которых эти красавицы ему и являются.
Всего Филип снялся в 32 фильмах, советские зрители видели немного, и к тому же, были лишены главного. Современники рассказывали, что одной из главных составляющих обаяния Жерара был его чарующий голос. В советском прокате Филипа озвучивали малоизвестные актеры – Виктор Рождественский, Олег Голубицкий.
Жерар Филип ни разу не выбирался лучшим актером года читателями журнала «Советский экран», потому что они начали это делать с 1962-го.
Послесловие
Смерть Жерара Филипа вызвала волнения во Франции. Но и во всем мире его вспоминали ещe долго. В 1969 году в Польше выяснилось, что два самых популярных в стране актера – Збигнев Цибульский и Жерар Филип. При этом оба уже умерли. В латышских газетах и журналах 60-х годов в годовщину смерти Жерара Филипа регулярно публиковались воспоминания о нем, переводы с французского.
В 1977 году народный поэт Имант Зиедонис опубликовал знаменитую «Поэму о молоке». В одной главе долго перечисляются коровы и их приметы. А про корову по имени Звайгала, с белым пятном на лбу, поэт говорит: «Звезды – общая наша болезнь. Чем меньше имеем мы на земле, тем сильнее тянемся к звездам. У Звайгалы во лбу Жерар Филип».