В этом году исполняется 65 лет, возможно, последней латышской актрисе советского кино. Она поздно начала, но быстро стала известной. И если бы не крах советского кинематографа, несомненно, достигла бы большего.
Тайная пионерка
Это Инара Слуцка, актриса театра и кино, а также театральный режиссер. Она родилась 17 декабря 1959 года в маленьком городке Салдус. «Я из тех людей, которые не могут гордиться своим своеобразным и насыщенным детством. Просто потому, что я очень мало об этом помню. В каком-то смысле это меня немного угнетает», – признавалась актриса.
«Мама работала на комбинате хлебопродуктов, и на складах было зерно. Мы с сестрой ползали по зерну и играли там в «секретики». Мы жили в Салдусе возле вокзала, мужчины грузили вагоны, и я помню арбузы красные, раскрывшиеся, упавшие на землю… Мне было около года, и я помню похороны дедушки. Там было какое-то белое-белое поле, могилы были без деревьев, в чистом поле, только забор вокруг него. Это была холодная зима».
Дедушку звали Тадеуш, прадедушку – Матеуш, возможно, они были поляками, но сама Слуцка точно не знает. Еe отец Янис – из Латгалии, а мама Франциска – из Слоки. Младшая сестра Элита пошла по дипломатической линии, была послом в Грузии, Армении и Израиле. По словам актрисы, с сестрой они в детстве не дружили, та однажды вытолкнула Инару из окна. К счастью, это был первый этаж.
В 1949 году отца выслали в Сибирь, а его братья ушли в национальные партизаны. Отец вернулся, очень не любил коммунистов и не хотел, чтобы его дети были пионерами. «От дороги до нашего дома было 300 метров, и я всегда снимала галстук в конце дороги», – вспоминала актриса.
В 14 лет Инара узнала, что в Риге есть школа с театральным уклоном. «Папа играл на аккордеоне, я три года училась играть на баяне, три года танцевала балет», – вспоминает она. После восьмого класса Инара уехала в Ригу, где училась в той самой 64-й средней школе. Уехала одна, снимала комнату с подругой.
«Когда я окончила эту школу, у меня не было намерения становиться актрисой. Я была убеждена, что это так очень трудно и так недостижимо, что надо иметь какой-то особый талант, чтобы решиться на это». Поэтому и поступать на актерский в консерваторию Инара не стала, год проработала на кафедре в университете и будущее свое видела ясно: финансово-торговый факультет. Но однажды случайно встретила педагога из театральной школы, который, узнав об этих планах, пришел в ужас. «По крайней мере, надо попытаться!» – сказал он, и это решающий импульс. В 1982 году Инара Слуцка окончила Латвийскую государственную консерваторию и начала работать в академическом драматическом театре им. А. Упита, ныне Национальном.
На млечном пути
Вскоре на неe обратили внимание кинематографисты, но сначала не везло. Алоиз Бренч хотел снимать ее в главной роли культового телефильма «Мираж». И даже были сняты кинопробы с обеими актрисами. Но в Москве выбрали Мирдзу Мартинсоне. Затем Инару утвердили на главную женскую роль в фильме «Каменистый путь», по Вилису Лацису. В главной мужской роли был Андрей Жагарс, но режиссеру вдруг показалось, что они друг другу не подходят. Поэтому сыграла Визма Квепа.
Первым фильмом Инары стал «Выстрел в лесу», об опасном труде лесника, которого сыграл Эдуард Павулс. Слуцка изображала там представительницу молодежи, но, по еe словам, фильм настолько запутался, что от молодежной темы пришлось отказаться. Потом был детектив «Когда сдают тормоза» Гунара Цилинского, где Инара сыграла молодого следователя. А потом – «Матч состоится в любую погоду».
Корифей латышского кино Роланд Калныньш снял контр-пропагандистскую ленту, разоблачающую нравы буржуазного спорта. Действие происходит в ФРГ. «Моя героиня – современная девушка, студентка, которая занимается поисками преступника. Пожалуй, главная черта ее характера – упрямство, что немаловажно в процессе раскрытия убийства», – рассказывала актриса.
Все эти фильмы можно отнести к категории забытых, как, впрочем, и следующий, принесший актрисе первую известность. Это фильм Яниса Стрейча «Свидание на Млечном Пути» по сценарию латвийской советской писательницы Ингриды Соколовой, она же Ида Левитаце. Эта мужественная женщина во время войны служила переводчицей во фронтовой разведке на Украинском фронте. Под конец войны была тяжело ранена: дом, в котором размещались разведчики, бандеровцы забросали гранатами, стены рухнули и придавили 21-летнюю переводчицу. Она осталась инвалидом. Писала автобиографическую военную прозу. Скончалась в 2012 году в возрасте 89 лет.
Актриса рассказывала: «Это история старшего лейтенанта Астры Леини, которая ищет своего возлюбленного, сражающегося в другом полку. Не только мои персонажи другие, но и условия съемок были совершенно другими. «Смерть на штрафной площадке» снималась преимущественно в павильоне, где царили уют и чистота. Абсолютной противоположностью этой цивилизованной жизни стала картина «Свидание на Млечном Пути». Война. Взрывы. Песок, пыль. Умирающие люди. Снимали мы в основном в Чернигове. Хотя мы были вместе каждый день в течение двух месяцев, мы не устали друг от друга. Актерский состав был очень большой и многонациональный, и скучать в таком меняющемся потоке людей практически невозможно. По сценарию единственная латышка в фильме – моя героиня. На съемочной площадке тоже было почти то же самое, лишь несколько эпизодических ролей сыграли латвийские актеры. Моими партнерами были актеры из Эстонии, Грузии, Киностудии Довженко и Черниговского театра. Для меня эти два месяца, проведенные вдали от дома, дали большую возможность мобилизоваться на работу». Позже вспоминала: «Помню, когда мы со Стрейчем начали работать над фильмом, у нас даже возник небольшой конфликт, потому что он, очень четко зная, чего хочет, часто не объяснял своих требований. Но на тот момент мне очень хотелось вникнуть во все до мельчайших подробностей».
Сам Янис Стрейч про этот свой фильм сейчас не вспоминает.
Странные фильмы
После этой картины Инару стали приглашать на другие киностудии. Она снимается в картине Одесской киностудии «В Крыму не всегда лето». Фильм Виллена Новака, незаслуженно забытый, рассказывает об обустройстве большевиками Крыма после Гражданской войны. И про организацию курортов под руководством брата Ленина – Дмитрия Ульянова. А самим Крымом руководил латышский революционер Юрий Гавен, которого с замечательным акцентом играет Валерий Баринов. А вот Инаре Слуцке снова не повезло, в роли жены Ульянова она появляется в самом конце. Хотя Дмитрий Ильич весь фильм о ней тоскует. С той поры Инара начала интенсивно сниматься – в 1988 году вышли четыре фильма с еe участием! Но кто их сейчас помнит?
Фильм «Дом без выхода» не назовешь удачей Дзидры Риттенберг. Но Инара Слуцка осталась довольна работой с режиссером. «Я точно знаю, что ни один мужчина не сказал бы мне того, что открыла мне режиссер Риттенберг. Вполне человеческие нюансы. Но мне тоже нужно их знать…» Был ещe один латвийский фильм – «Поворот сюжета», и два телевизионных – «Прошедшее вернуть» и эстонская четырехсерийная эпопея «Русалочьи отмели». Это чисто эстонское неторопливое кино из жизни рыбаков XVIII века. Слуцка там играет жену шведского помещика. Показывали по первой программе центрального телевидения с 12 июля 1989 года, может быть, кто и смотрел. Потом была неудачная «Загадка Эндхауза», попытка создать советского Пуаро. Журнал «Советский экран» писал про этот фильм: «Прибалтийские актрисы как-то излишне раскованы, причем не по-английски, а по-советски».
И тут мы подходим, пожалуй, к главному фильму Инары Слуцки. О котором до сих пор спорят. Который произвел такое сильное впечатление на множество советских телезрителей, что они все еще помнят этот свой детский страх. 22 декабря 1990 года, год до конца СССР. По телевизору показывают трехсерийный фильм «Посредник».
Те, кто читал и любил фантастическую повесть «Дом скитальцев» Александра Мирера, по первой части которой поставлен фильм, были разочарованы. Очень уж «по мотивам». Но мрачная атмосфера, тусклый цвет и прочая тарковщина создают нужное напряжение. В общем, в СССР высадился десант пришельцев, которые занимают тела людей при помощи устройства, называемого «посредник». Оно не действует только на детей и сумасшедших. Пришельцы хотят захватить телескоп, чтобы послать сигнал эскадре на орбите. Советские люди противостоят им, хотя сначала никто ничего не понимает. Инженер Замятин, сообщивший властям о вторжении пришельцев и их планах, застрелился, чтобы его тело не служило врагу.
Сильная сцена, когда его жена-врач, которую и играет Инара Слуцка, обнимает мертвого мужа, один из инопланетян направляет на неe посредника, но тот не действует на обезумевшую от горя женщину. Странный этот фильм – один из тех, по которым люди помнят актрису Инару Слуцку. И таких, прямо скажем, не так много.
Уж как в 1991 году рекламировали боевик «Волкодав»! Режиссeра Михаила Туманишвили, автора знаменитых фильмов про армию – «Ответный ход» и прочих. И сюжет острый – про двух детдомовцев, оказавшихся по разную сторону закона, будоражила умы неравнодушного зрителя. Повзрослев, Шура Волков стал на скользкую дорожку, а вот Вика Журавлева оказалась в рядах уголовного розыска. Теперь девушке необходимо внедриться к бандитам, и именно там она встречает друга своего детства, в которого она была когда-то влюблена. С одной стороны, влюбленных преследуют бандиты, с другой – продавшийся мафии милицейский начальник. Драки, погони, перестрелки...
Милицейскую суперменшу изображала Инара Слуцка. Про этот фильм она нигде даже не упоминает. «Сценарий «Волкодава» изобилует сюжетными натяжками и отсутствием элементарной логики», – писали критики. – В 1980-х годах авторы сего опуса могли, вероятно, рассчитывать на кассовый успех. Тогда мафиозно-милицейская чернуха еще только начинала экранный разгон…» В 1990-х этим было уже не удивить, на рынок хлынула аналогичная американская продукция.
Бесноватые 90-е
Тем не менее все 90-е годы Инара Слуцка стабильно появлялась на экране. Одни названия картин чего стоят: «Медитация насилия», «Обаяние дьявола», «Бесноватые», «Сатанинская история». Последний фильм – латвийский, по роману Регины Эзеры «Яйцо дракона». Снят в 1996 году, когда местных фильмов практически не было. О нем много писали, дали премию фестиваля «Балтийская жемчужина». И потом быстро забыли.
В начале этого века Инара Слуцка появилась в сериале «Борозды судьбы», в фильме «Стражи Риги». С 2008-го начала сниматься в России. «Я рада, что снова оказалась по ту сторону «занавеса» и смогла сниматься в России!» – говорила актриса о работе в фильме «Крылья ангела».
Газета «Диена» писала: «Съемки заставили актрису задуматься о том, что изменилось в России за многие годы, прошедшие с момента ее последнего проекта в соседней стране в 90-х. В плане взаимного общения атмосфера по-прежнему очень благоприятная. Теперь работа продвигается гораздо быстрее, и чувствуешь, что каждая минута – деньги. Поэтому работа очень плановая, съемочная группа строго придерживается графика». Актриса довольна отношением – сотрудники съемочной группы постарались выяснить ее предпочтения, как в плане проживания, так и в питании. В целях экономии фильм снимали в Киеве, а не в Москве, где действие фильма происходит по сценарию. «Киев – чрезвычайно чистый город, а украинцы – очень гостеприимные люди».
После этого Слуцка появилась еще в четырех российских проектах, последний – мини-сериал «Сын», датируется 2014 годом. Возможно, если бы не всем известные печальные обстоятельства актриса снималась бы там и дальше. Но пока это ее последняя работа в кино.
Послесловие
Зато в театре Инара Добилась многого, но уже как режиссер. Она не только ставит спектакли в Национальном театре, но и оперы в Оперном. Кроме того, в Музыкальной академии преподает вокалистам актерское мастерство.
Инара Слуцкая два раза была замужем. От двух браков у нее двое детей – Ленард и Мария. Соответственно 1985 и 1996 годов рождения. У Ленарда двое детей. «Имя Ленарду придумал его отец. Когда он мне это сказал, мы были на улице, и я сначала удивилась, но потом мне понравилось это имя. Моему сыну тоже нравится», – говорит актриса, не уточняя имя отца. Известно, что они познакомились во время учебы. Второй муж актрисы – Юрис Улманис, американский латыш, альпинист, переехавший в Латвию в 90-х годах. По-русски не говорит, чем гордится и выступает в прессе с соответствующими статьями. Совсем недавно призвал закрыть русский театр в Риге. В 2008 году желтая пресса сообщала об их разводе.
Сама Инара по-русски говорит хорошо, но признает, что за годы у нее появился акцент. Поэтому в российских фильмах ее переозвучивали. В одном интервью, говоря о своем депортированном отце, Слуцка вспоминала: «Об этом времени в Омской области папа мало что рассказал, кроме того, что в Сибири выжил благодаря картофельным шкуркам, оставленными русскими. Позже у папы всегда были и русские друзья. В моей семье никогда не ругали русских, кроме коммунистов».