Обрушившееся на Латвию несколько недель назад ненастье не обошло стороной и садово-огородные участки. Некоторые наделы земли на длительное время ушли под воду, на других шквальный ветер попортил деревья и кустарники, сбил на землю недозревший урожай. Агроном Валентина Поле считает, что мы не можем предотвратить стихийные бедствия, зато они напоминают нам об основополагающих вещах, про которые в «мирное время» мы часто забываем.
Бережем деревья. А людей?
Оторванные ветки, сломанные стволы и вырванные с корнем деревья – вот что нам оставила на память буря. Тысячи садоводов на следующий день кинулись на огороды, чтобы проверить, не повалил ли ветер их яблони и сливы.
– Если в других европейских странах больше всего обеспокоены, как защитить деревья от пожаров, то в Латвии всегда определяющую роль имел ветер. Научными исследователями давно доказано, что в нашем регионе это самая разрушительная природная стихия. Поэтому рядом с деревьями нельзя строить, например, игровые площадки. Не надо находиться поблизости от них, когда начинается буря, – напоминает Валентина Поле. – Во времена моего детства по стране прокатился ураган, ломавший березы, как спички. Я видела, как едущую по дороге машину накрыла огромная старая липа…
Агроном рассказала «МК-Латвии» о важных правилах ухода за деревьями, которые делают их сильнее и повышают шансы выжить во время бури. Например, у правильно обрезанного дерева с прореженной кроной парусность будет меньше, чем у заросшего.
Много не значит хорошо
– Этот год очень наглядно показал, что оставлять избыточный урожай на ветках плодовых деревьев – это неправильное решение. При сильном ветре такое дерево просто сломается. У нас в домашнем саду растут старая вишня и яблоня, но они устояли во время последней бури, потому что на них не было избыточного урожая, – поясняет специалист.
Валентина Поле говорит, что нормирование урожая плодовых деревьев, во-первых, бережет ветки от слома, во-вторых, позволяет растению не тратить слишком много энергии и быть устойчивее к зимовке, а в-третьих, обеспечивает огородника более вкусными и качественными плодами. При нормировании плодовые деревья дают урожай ежегодно, а не периодически – раз в два года.
Правильнее всего оборвать лишние плоды, когда завязи еще маленькие, но уже после того, как закончился их естественный сброс. Причем лучше это сделать поздней, чем не сделать совсем, поскольку такая тактика позволяет сохранить плодовое дерево еще на десятки лет.
Если чрезмерно увешенное плодами дерево вынуждено постоять в воде после затопления, то зиму оно, вероятно, уже не переживет.
– Яблоки должны висеть на расстоянии примерно пятнадцати сантиметров одно от другого. Кроме того, рекомендуется оставлять одно яблоко примерно на 25 листьев. На сливе плоды должны располагаться на расстоянии не менее пяти сантиметров друг от друга. Груши тоже нужно проредить, в первую очередь убирая те, что растут в тени – они все равно не будут красивыми. Это может показаться смешным и незначительным, но только до того момента, когда под тяжестью избыточного урожая начинают ломаться ветки. А ведь мы, агрономы, постоянно говорим садоводам, что прореживать урожай нужно обязательно. Это часть летнего ухода за плодовым садом, – поясняет Валентина Поле. – Да, на картинках в Интернете и фотографиях на страницах журналов обычно на ветках очень много плодов. Это выглядит привлекательно и тем самым сбивает людей с толку. Но в реальной жизни ваш сад не должен так выглядеть. Если у самого хозяина сада рука не поднимается оборвать лишнее, то просите это сделать соседа. И не надо ужасаться! Морковь же вы прореживаете? Вот и плоды нужно прореживать. А те, что останутся на ветках, пусть наполняются солнечным светом, теплом и сладостью.
А где ваша канава?
Проезжая по Юрмале даже через неделю после бури, на параллельных улицах можно было заметить совершенно разные картины: где-то сухо, а по соседству дачные участки с теплицами тонут в воде.
По словам агронома, вопрос затоплений, в том числе и садов с огородами, начал вставать четыре десятка лет назад и с тех пор становился только актуальней. Дело в том, что при строительстве нового жилья и перестройке старого хозяева повсеместно засыпали землей мелиорационные канавы. Двадцать лет назад Валентина Поле своими глазами наблюдала это в Юрмале.
– Я тогда подумала: во время ливня тут все смоет. Человек, покупая недвижимость, не знает, что раньше тут работала система отвода воды, а теперь ее нет.
Чтобы понять, насколько ваш участок защищен от избыточной воды, Валентина Поле советует найти его на сайте melioracija.lv.
– Если участок уже затопило, то спасти что-то вряд ли возможно. Но нужно понять, какая мелиорационная система предусмотрена по вашему адресу, и насколько реальная ситуация соответствует планам. Если система присутствует, нужно найти эти отводки, понять, работают ли они и где расположены стоки и колодцы. В своем саду мы специально откапывали дренажную трубу и своими глазами видели, как там бежит вода. Затем мы ее аккуратно вернули на место. А очень часто эти трубы не учитывают, когда что-то строят или копают в земле глубже чем на семьдесят-восемьдесят сантиметров. Получается, что люди сами уничтожают мелиорационные системы, – посетовала Валентина Поле.
Испытание не на жизнь, а на смерть
Есть четыре фактора, от которых зависит благополучие ваших посадок: кислород, солнечный свет, температура и вода.
Если сад сильно затоплен, то выкапывать многолетние растения с целью пересадить их в другое место, по мнению специалиста, это такое же рискованное мероприятие, как и оставить их ждать своей участи в воде. Агроном говорит, что в теории многолетние растения могут вынести затопление на протяжении двух недель. Но каждый из этих дней, когда корни находятся без доступа кислорода, несет вред.
– Причем малине легче перенести наводнение, чем дереву. Если хоть какой-то побег выживет, то малина восстановится. Если же погибают сливы, яблони, абрикосы, вишни, груши, то уже безвозвратно, – объясняет агроном. – Кусты тоже могут погибнуть, но у них процент выживаемости выше. А когда затопило клубнику, ее проще посадить заново, тем более что на третий год она все равно теряет урожайность. Если посадки молодые или у вас редкий сорт, то клубнику можно смело пересаживать – сейчас для этого хорошее время, – объясняет Валентина Поле.
Агроном рекомендует не спешить выкапывать «загрустившие» растения, а продолжить наблюдать за ними. Наш климат и природа сами стимулируют рост растений.
– Наблюдение за садом – одна из главных тактик ухода, – напоминает агроном. – Желательно осматривать его каждый день, чтобы получить понимание, как чувствуют себя растения, как реагируют на вмешательство и восстановятся ли они вновь.
Яблоки на траве. Что же нам с ними делать?
Из-за бури многие сады оказались усыпаны недозрелыми яблоками. Люди интересуются, как с ними лучше поступить и можно ли их отдать для выжимания сока. Валентина Поле не советует делать сок только из яблок ранних сортов, таких как «цукуриньш», «балтайс дзидрайс», «рожабеле». Сок более поздних яблок, которые были сбиты ветром совсем незрелыми, может горчить и такие плоды лучше скормить диким животным или отправить в компост. Вывоз яблок в лес нужно согласовать с местным обществом охотников и владельцем леса. Также незрелые плоды могут заинтересовать приют Mežavairogi, где содержат медведей.
Если вы решите отправить яблоки в компост, нужно следить, чтобы они не составляли большую часть общей массы. Компост только из яблок будет готов для использования в саду года через три. Лучше всего перекладывать яблоки слоями соломы, которая будет впитывать жидкость и ускорять процесс приготовления.
– Чтобы не перетаскивать тяжелые яблоки, некоторые садоводы выкапывают канавку, складывают в нее опавшие плоды и засыпают сверху землей. Потом на это место можно посадить тыквы или кабачки, – рассказала Валентина Поле. – Но такого избытка яблок на земле после бури быть не должно, это говорит о ненормированном урожае.
Вилена КРАСНИТСКАЯ, ведущая рубрики «Садовый вопрос»