Метафорические ассоциативные карты как психологический инструмент сейчас вошли в моду. Многие верят в то, что с их помощью можно найти выход из сложных ситуаций и даже поменять жизнь. Так ли это? Разбираемся с Натальей Олесик – радиодиджеем и ведущей тематических девичников с использованием метафорических карт.
Наталья Олесик получает образование психолога и использует метафорические карты как инструмент для исследования человеческой психики. По ее словам, метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) предлагают нам эффективный способ для знакомства с подсознанием. Карты могут помочь по-новому взглянуть на ситуацию и подсказать решение проблем, которые завели нас в тупик.
МАК карты: история создания
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) – это колоды карт с картинками, на которых могут изображаться разные жизненные ситуации, персонажи, предметы или животные. У этих карт нет изначально заданного значения, но они могут восприниматься как метафоры или подсказки для исследования различных аспектов нашей жизни.
– Интересна сама история возникновения метафорических ассоциативных карт (МАК), – рассказывает Наталья Олесик. – Первая колода была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским художником и искусствоведом, который хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода получила название «ОН» (междометие, в английском языке выражающее удивление). Психотерапевт Джо Шлихтер, оценив потенциал карт, совместно с Раманом разработал принципы их использования как психологического инструмента. Затем благодаря психотерапевту и издателю Моритцу Егетмейеру и его издательству ОН-Verlag карты распространились по всему миру, вслед за ними появилось большое количество других колод.
От психотерапии до настольных игр
– МАК-карты в психологии используются как проективная методика, – говорит Наталья Олесик. – При желании купить колоду карт и попытаться интерпретировать выбранные изображения можно и самостоятельно. Метафорические карты запускают мыслительный процесс, который помогает лучше себя понять, лучше осознать проблему. Казалось бы, обычные картинки, но инструмент удивительный. Имеет значение и то, как действует ведущий сеанса, который оперирует картами – это не обязательно должен быть психолог.
– Как вы пришли к работе с МАК? И почему решили использовать карты на своих девичниках?
– Несколько лет назад я пошла учиться на психолога. Меня всегда интересовало, как жить в ладу с собой и не стесняться проявляться в публичном пространстве, как эффективнее общаться с другими людьми, как лучше относиться к себе. Сферы, которыми я занимаюсь – публичные выступления, коммуникацию – от психологии отделить довольно сложно, это большая часть нашей жизни. Для меня определяющим на всех девичниках было стремление рассказать, как важно умение говорить о себе, реализовать свое право на высказывание, на существование.
Я создала курс ведения прямых эфиров в Инстаграме. Однако я поняла, что мне не хватает терминологии и инструментов, чтобы донести до людей важную информацию, сделать ее понятной и наглядной, и поняла, что МАК – идеальный инструмент для работы.
Сейчас, занимаясь конструированием публичных выступлений, я даю людям те инструменты, которые знаю и использую сама. Некоторым МАК помогает найти способ как принять свою новую социальную роль, как научиться говорить о себе по-новому.
– Какой была ваша первая встреча с метафорическими картами?
– Об этих картах я узнала случайно. Пошла в магазин, чтобы купить книгу по психологии и зависла около полки с колодами метафорических карт. Поняла, что они рождают во мне эмоциональный отклик, что мне нравится их рассматривать. Купила одну колоду, села разбираться и поняла, что нашла что-то очень классное. Попробовала не только на себе, но и на друзьях и родственниках – эксперимент получился интересный. В итоге стала изучать эту тему, читала литературу, смотрела вебинары для психологов, проходила обучение в своем вузе, где МАК-карты рассматривались как признанный психологический инструмент, и, когда появилось понимание, стала использовать карты в своей работе.
Принципы работы с картами
– Как происходит работа с МАК?
– Когда мы смотрим картинки на картах, они вызывают в нас эмоции. Карты работают в четырех направлениях:
- Снятие психологических защит. Когда человек не может напрямую рассказать о своих проблемах, ему могут помочь в этом метафорические карты.
- Обращение к подсознательному. Карты – это обращение к подсознанию, к зашифрованным для нас посланиям. И отсюда вытекают возможности, которые происходят за пределами оперативной работы сознания. Мы сами не знаем, что всплывет из нашего подсознания и как мы эти послания декодируем, отсюда и возглас «Ох», который дал название первой колоде карт. Изображение, неважно фигуративное или абстрактное, помогает проблему прочувствовать и высказать.
- Актуализация проблем. У карты есть основные фигуры и фон, и не обязательно, что человек, рассматривая карты, сразу заметит основную фигуру. Часто люди в первую очередь обращают внимание на детали, но и фон и фигура имеют значение.
- Поиск новых вариантов решения. Осознавая, додумывая увиденное, люди зачастую приходят к решениям, которые лежали на поверхности. Бывает, что человек приходит с одним запросом, а выясняется, что внимания требует совершенно другая проблема. Во время работы с МАК или после сессии людей нередко посещают инсайты, озарения. Однако к картам не стоит относиться как к лекарству и ждать от них чудес.
Вопросы и ответы
– Работа с метафорическими картами предполагает у ведущего сеансов базовые знания психологии?
– Я бы сказала, что это остается на совести ведущего, хотя хорошо было бы такие знания иметь. В принципе сеансы с МАК может вести любой, но если вы идете с серьезным психологическим запросом, лучше обращаться к специалисту – сеансы с МАК не заменят полноценной работы с психологом. Для меня скорее это коучинговый подход как в когнитивно-поведенческой психотерапии: клиент приходит с проблемой, а психолог помогает ему понять, что стоит изменить в мыслях и поведении, чтобы проблема разрешилась. Только в случае с МАК человек часто либо находит ответ сам, либо ему помогает групповая работа.
– Есть ли определенный алгоритм – какие вопросы надо задавать при взгляде на карты?
– Психолог часто спрашивает: какие ощущения появляются у человека, когда он рассматривает карту, что он чувствует, не возникают ли при этом зажимы в теле? Психолог пытается вытащить на свет эмоцию, которая, возможно, является ключом к распознаванию того, что происходит в подсознании. Что касается раскладов – тут многое зависит от фантазии ведущего сеанс. Если это работа с ресурсом – смотрим, в чем может быть препятствие для реализации цели и где стоит искать возможности. На эти вопросы помогут ответить разные тематические колоды карт.
– С каким количество карт лучше работать во время сессии?
– Обычно на моих встречах каждая женщина работает не более чем с тремя картами. Иначе можно запутаться от избытка информации. Я призываю женщин откликаться на свои импульсы – если она хочет взять две карты вместо одной, пусть берет.
Как выбрать колоду?
– С какими запросами обычно приходят дамы на ваши девичники?
– Чаще всего это проблема выбора – куда идти дальше, где искать свой путь. Приходят женщины, которые уже реализовались как мамы, зарекомендовали себя в какой-то деятельности и им хочется чего-то большего, хочется открыть новые смыслы. И карты помогают понять – решиться на новое приключение или нет.
– Как выбрать колоду в соответствии с запросом?
– Сейчас появилось огромное количество колод, которые позволяют пойти вглубь какой-то отдельной истории, например, позволяют работать с травмами, со страхами, с архетипами.
У меня, например, есть колода для работы со страхом публичных выступлений.
Есть светлые и темные колоды. Рисунки карт из темных колод могут быть страшными или неприятными для человека, он может испугаться, как-то себя негативно настроить. Поэтому с такими колодами я не рекомендую работать самостоятельно.
Есть настроенческие колоды, например, с благостными картинками, глядя на которые заряжаешься светлым, радостным настроением. Есть карты в виде комиксов, карты с посланиями и без посланий, карты, посвященные любовным отношениям. Есть методика по работе с икигай, эта японская философия помогает находить удовлетворение и радость от жизни.
Самосбывающееся пророчество
– Кто может взаимодействовать с картами самостоятельно, а кому без ведущего не обойтись? Если работать самостоятельно, как понять, какую колоду выбрать? Есть ли инструкции к колодам?
– Инструкции есть практически к любой колоде. Если человек обладает достаточным воображением, он может сам дать интерпретации увиденного и попытаться в этом разобраться. Но лучше если во время работы с картами рядом будет профессионал, который мог бы провести через разные этапы. Уточнить вопросы, к каким-то вопросам вернуться. От ведущего, а не только от клиента зависит то, насколько психологическая работа будет успешна.
Зачастую мы не можем помочь сами себе, для этого нам нужен другой человек. По той же причине у психолога есть свой психолог и есть супервизор. В процессе обучения психологу нужно пройти обязательное количество часов личной терапии, а психолог-супервизор помогает разобраться с кейсами в работе.
– Почему нельзя взять любую картинку, например из книги, или взять карту Таро и попытаться найти в ней послание? Ведь в любом случае мы что-то там для себя найдем.
– Просмотром ситуаций с помощью карт Таро я не занимаюсь, не берусь работать с картами, у которых уже есть определенные значения. Потому что в этом случае происходит программирование.
В психологии есть такое понятие, как «самосбывающееся пророчество», когда предсказание человека косвенно влияет на реальность так, что в итоге предсказание сбывается. По этой причине предсказательные практики вроде гадания на картах Таро я не люблю: тебе что-то сказали, и ты уверяешься, что так и будет, не можешь свернуть в сторону, не видишь других вариантов.
У метафорических карт нет изначально заданных значений и символов. Они работают как инструмент для инсайта (озарения. – Прим. ред.), как творческий инструмент. Лично мне нравится в метафорических картах то, что в них нет мистики – мы сами присваиваем им какие-то значения, либо, наоборот, отнимаем значения, и что-то перестает на нас влиять.
Важно проговорить чувства
– Если клиент не хочет работать с определенной картой, которую он вытянул, он может выбрать другую?
– Да, конечно, он может карту перетянуть – в открытую или в закрытую. Чаще люди тянут в закрытую – хотят посмотреть, что им выпало и удивиться. Когда человек выбирает карту в открытую, она может помочь ему определиться с настроением, с самоощущением.
– Одной карте можно адресовать только один запрос? Или запросов может быть несколько?
– С большим количеством запросов работать трудно. Лучше, если основной запрос будет один. Метафорические карты хорошо работают, когда у человека богатое воображение, когда он может проговорить свои чувства. Например, глядя на карту, он говорит: «Вот женщина смотрит на звезды, а на небе солнышко, а слева котик у реки». Из разрозненных фраз начинает складываться его индивидуальная история. Иногда человек на карте видит себя – или как главную фигуру, или как фигуру второго плана. Например, может осознать: «Я кот, который сидит у реки и ловит лапой рыбу». И отсюда может возникнуть понимание, что именно ему сейчас нужно делать.
Если инсайта нет
– Что делать человеку, если он, глядя на карты, ни с кем на картинке себя не ассоциирует и не может понять своих эмоций?
– Тогда я советую отпустить ситуацию, перестать об этом думать. Инсайт не приходит по плану, это подарок от твоего подсознания. Инсайт можно получить не только на сеансе, но и после него во время каких-то других дел.
Бывает, не срабатывают расклады, например, если у человека слишком сильная защита и он не может раскрыться. Умом он вроде бы понимает, что происходит, но докопаться до эмоций, которые внутри копятся и иногда переходят на телесный уровень (знаменитая психосоматика), не может. Иногда человек не пускает внутрь себя, потому что там очень больно. Но идти вглубь работы с болью должен специалист. Психологов и психотерапевтов этому специально обучают.
– Получается, боль нельзя изжить с помощью метафорических карт?
– Такие вещи сложно решить за один сеанс. Я бы сказала, что МАК все-таки дополнительный инструмент в психотерапии, карты не заменят индивидуальные сеансы с психологом.
– Кому не стоит взаимодействовать с метафорическими картами?
– Не стоит обращаться к МАК психически неустойчивым людям, тем, кто страдает пограничным расстройством личности, шизофренией и ОКР (обсессивно-компульсивным расстройством), в этих случаях карты могут стать провоцирующим фактором обострения заболевания. Не всегда специалист может сходу разобраться в каком состоянии находится клиент. Попытка пойти вглубь проблемы, разобрать ее чревата повышенной травматизацией для человека. Исходя из внутренних ощущений специалист понимает, в состоянии ли клиент работать с картами, к какой колоде ему лучше обратиться.
Запрос на перемены
– На сеанс с МАК можно прийти с запросом, который может радикально изменить жизнь? Например, глядя на картинку, получить ответ на вопросы типа – переезжать ли в другую страну, разводиться или нет, заводить ли еще детей, менять ли сферу деятельности?
– У нас зачастую с подобными запросами люди идут и к гадалкам, и к астрологам. Но в отличие от гадалок психолог никогда не будет давать совет или принимать решение за клиента. Он не может брать на себя такую ответственность – человек до всего должен дойти сам. Это можно сделать в том числе и с помощью метафорических карт.
– Были ли в вашей практике случаи, когда МАК помогали людям разобраться с проблемой, найти выход из ситуации? У многих ли женщин после девичников в жизни что-то поменялось? Что именно менялось?
– Могу привести топ-3 отзывов после девичников с метафорическими картами. Мне говорили: «Теперь я поняла, с чем мне на самом деле нужно работать» или «Я все поняла, теперь я на верном пути». Говорили: «Я не предполагала, что знакомство с собой может быть таким пронзительным». Некоторые осознавали, что пора менять отношение к себе: «Я так себе задолжала, так долго плохо думала о себе».
– И эти озарения во время сеансов выливались в действия?
– Да, были женщины, которые начали действовать, получив ответы на свои вопросы. Они проверяли свои гипотезы, начинали двигаться в нужном направлении. А при движении открываются новые горизонты – заранее не узнаешь, что там за углом. Конечно, любые перемены должны быть экологичными текущему состоянию человека. Не хочется испытывать ощущение, что тебя забросили в новую ситуацию как котенка вслепую – выплывай как хочешь или тони. Решаясь на перемены, стоит доверять своим внутренним ощущениям, опыту, а не только картам.
– Помогали ли вам метафорические карты разобраться с собственными запросами? Если да – вы могли бы привести пример?
– Как я говорила выше, психологу нужен свой психолог, чтобы разобраться в чувствах, в себе, совладать со страхом или с непонятной ситуацией.
Мы работали с МАК на сеансах с моим психологом, и это было невероятно круто! Я, как клиент, вынесла очень много из той встречи. Моя психолог помогла мне понять нечто важное про себя, и это что-то вылилось во фразу, сказанную на сеансе через карты – «Вспомни свою ценность».
Марина СИУНОВА