Проект государственного бюджета на 2026 год передан в Сейм. Политики в качестве приоритета при распределении средств выбрали оборону, и это решение вызвало неоднозначную реакцию. Многие жители, особенно те, у кого есть проблемы со здоровьем, считают такой выбор несправедливым. А руководитель медицинского центра Jelgavas Klīnika Кинтия Барлоти уверена: без сильной системы здравоохранения невозможно говорить о безопасности.

Для обороны государства нужны здоровые люди!

– Да, я понимаю, что в последние годы геополитическая ситуация и необходимость укрепления обороноспособности Латвии сделали безопасность одним из государственных приоритетов, – говорит Кинтия Барлоти. – Но давайте разберемся, что такое безопасность. Одним из важнейших ее компонентов является здоровый человек, без него ни армия, ни оборона невозможны. Политикам надо понять: безопасность – это не только покупка танков и защита границы, это способность людей защищать себя и своих близких. Если латвийцы в большинстве своем будут больными, значит, защищать страну будет просто некому.

– Наверное, страну, в случае чего, будут защищать молодые парни, а они в целом более здоровые люди, чем все остальные?

– Вы ошибаетесь, на самом деле многие молодые люди, желающие поступить на службу в латвийскую армию, не проходят медицинский отбор. По данным Министерства обороны, 7,4% призывников признаны негодными к службе по состоянию здоровья, а 14,7% имеют ограничения к службе.

Где лояльность – там и сила

– В ближайшие годы Латвия собирается взять огромный кредит – восемь миллиардов евро – и направить эти деньги не на здравоохранение, а исключительно на оборону, – продолжает наша собеседница. – Как это воспринимают молодые люди – будущие защитники страны, чьи родители не могут позволить себе частную медицину? Что чувствуют их отцы и матери? Думаю, точно не заботу государства о них.

Поэтому, если страна берет кредит, часть этих средств надо направить на развитие системы здравоохранения. Ведь в приоритетах государства – демография, а демография напрямую зависит от здоровья родителей, бабушек и дедушек, словом, от здоровья всей семьи.

Повторю: если уж мы берем на себя долг, который будем выплачивать не только мы, но и наши дети, то разумно использовать эти деньги так, чтобы укрепить здоровье нации, а не только ее вооружение.

Если этого не сделать, то население сократится само по себе и уже некого будет защищать. Люди умрут не из-за военного вторжения, а из-за неполученной медицинской помощи.

Низкие расходы на здравоохранение

– Думаю, политики на это ответят, что сейчас все страны Балтии в одинаковом положении, мол – такая обстановка в мире и ничего нельзя поделать.

– Нет, не во всех странах ситуация похожая. К сожалению, именно в Латвии самые низкие расходы на здравоохранение в пересчете на одного жителя. В Эстонии и Литве на человека выделяется гораздо больше средств на медицинское обслуживание, чем в Латвии. Значит, соседние государства понимают необходимость заботы о своих людях уже сегодня, а Латвия – нет.

В результате те латвийцы, у которых нет денег на частную медицину, вынуждены стоять в длинных очередях, чтобы попасть на обследование за государственный счет, а остальные идут к частным специалистам, оплачивая медуслуги из собственного кармана.

Таким образом государство фактически стимулирует рост частной медицины, доступной только обеспеченным людям. Получается, здоровье становится привилегией богатых людей, а это прямой путь к социальному неравенству. Жаль, что политики не понимают: только здоровая нация рождает лояльных граждан.

Профилактика – вот что главное

– Может быть, министр здравоохранения Хосам Абу Мери просто не осознает масштаб проблемы?

– Осознает. Министр неоднократно подчеркивал: «Безопасная Латвия невозможна без здоровых жителей».

– А что означают эти красивые слова на деле?

– Что государству нужно инвестировать не просто в медицину, а в профилактику – в раннее выявление заболеваний и их предотвращение. Это даст гораздо больший эффект, чем лечение запущенных болезней, когда ситуация уже критическая. Латвия стремительно стареет, растет число хронических больных. Но это еще не все!

В течение ближайших двадцати лет число трудоспособных жителей сократится примерно на 20%, а к 2030 году на одного работающего будет приходиться один пенсионер.

– Это вы к чему говорите?

– К тому, что, по моему мнению, государство обязано особенно заботиться о тех, кто сейчас работает, ведь именно они формируют бюджет. Поэтому нужно всеми силами замедлить рост хронических заболеваний у молодых людей. Если этого не сделать, нагрузка на систему здравоохранения возрастет в разы. Профилактика – это не второстепенная задача, это основа всего.

Пандемия коронавируса ясно показала, к чему приводит отсутствие профилактических мероприятий. Мы до сих пор видим людей, чье здоровье серьезно ухудшилось только потому, что во время пандемии они не пошли к врачу, не проверились и не получили лечения. Сейчас их гораздо сложнее лечить, болезни в запущенном состоянии. Иногда у меня самой опускаются руки – потому что ты видишь, как постепенно нация теряет здоровье.

Вчера, сегодня, завтра

– Давайте поговорим о финансировании на 2026 год. Его выделили больше, чем на этот год, или меньше?

– Формально – больше. Но это не означает, что в следующем году медицинские услуги станут доступнее. Нет, не станут, и даже более того – очереди увеличатся.

– Почему?

– Потому что за прошедший год все подорожало, и расходы на медицину – не исключение. Повышение бюджета на здравоохранение направлено лишь на то, чтобы не допустить еще больших очередей, но на их сокращение это никак не повлияет. Каждый год я слышу о росте бюджета на здравоохранение, но как руководитель медицинского учреждения вижу: очереди не уменьшаются.

– Из-за чего?

– Из-за недостатка государственных квот.

Если квота закончилась, мы можем предложить пациенту только платную услугу, и люди постепенно привыкают к этому, начинают пользоваться платными приемами, потому что у них выхода нет.

– Министр здравоохранения Хосам Абу Мери сказал, что очереди возникают из-за того, что люди записываются сразу в несколько медицинских учреждений и затем в четыре из пяти не приходят.

– Да, такая проблема есть, однако я считаю, что запрет записываться сразу в несколько учреждений сократит длину очередей на 20%. Поэтому я уверена в том, что нужно увеличить прибавку к бюджету здравоохранения в несколько раз. Только тогда можно будет говорить о реальных переменах, а не о косметических улучшениях на бумаге.

Нехватка специалистов

– На что, по-вашему, в первую очередь нужно было бы выделить дополнительное финансирование: на повышение зарплат медикам, увеличение квот, внедрение новых технологий, строительство больниц или что-то другое?

– Прежде всего – на людей, Латвии катастрофически не хватает медицинских работников. Наша клиника могла бы оказывать на треть больше услуг – так как на все медицинские услуги спрос колоссальный, – но специалистов не хватает.

– Почему Латвии не хватает медицинских работников?

– Многие врачи уходят в частный сектор или вовсе уезжают за границу. Возможно, если бы государство платило врачам и медсестрам столько же, сколько они получают в частной медицине или за рубежом, проблем с кадрами не было бы.

Есть и еще одна проблема: тарифы на оплату медицинских услуг не пересматривались годами, хотя выросли цены на электричество, оборудование, расходные материалы. Все подорожало, а тарифы остались прежними.

Особенно остро это чувствуется в сфере ультразвуковой диагностики – будь то обследование груди, брюшной полости или других органов. Реальная стоимость такого обследования 60–70 евро, но государство по квотам компенсирует медицинским учреждениям значительно меньше. Аналогичная ситуация со стоматологической помощью детям: врачи не могут работать себе в убыток, поэтому все чаще отказываются от приема детей по пациентским взносам.

В результате мы видим замкнутый круг. Медики уезжают, пациенты страдают. А чем дольше хронический больной не получает помощи, тем выше риск, что он либо не дождется ее вовсе, либо получит ее слишком поздно – когда болезнь уже перейдет на следующую стадию и потребует гораздо больших затрат на лекарства и лечение.

– Но ведь есть врачи, которые продолжают работать по государственным квотам...

– Да, но вы верно сказали: врач работает только до тех пор, пока есть государственная квота, как только она заканчивается, то прием пациентов прекращается. Поэтому многие врачи вынуждены брать по три-четыре места работы, чтобы обслужить пациентов по квотам. Такая ситуация не устраивает ни пациентов, ни самих врачей. Налоги растут, а доступность медицинских услуг остается прежней. Ну и не будем забывать о том, что работать по квотам врачам попросту невыгодно. Вот и выходит, что в Латвии не хватает ни специалистов, ни денег, чтобы оплатить их труд. Средняя очередь к врачу-специалисту – от двух месяцев до полугода.

Запишите меня на обследование!

– На какие обследования и к каким специалистам сегодня самые длинные очереди?

– Например, на прием к кардиологу можно ждать запись почти год, а иногда и дольше.

Но самая большая проблема – попасть к эндокринологу по государственной квоте, ждать там в среднем девять месяцев.

В нашей клинике работают всего два эндокринолога, и то не каждый день. Они приезжают, можно сказать, как гастролирующие артисты, потому что работают сразу в нескольких местах – трех, пяти, иногда даже больше.

И тут я снова возвращаюсь к квотам. Врач не просто так ездит по городам, он вынужден это делать и работать там, где остались квоты. Тот же эндокринолог объезжает всю Латвию, работает по дню в каждом месте…

– Тем не менее записаться к нему за государственный счет – задача невыполнимая для всех жителей городов Латвии!

– Да, потому что квот не хватает.

– В этом году люди стали чаще или реже обращаться к врачам по сравнению с прошлым годом?

– Очереди остались такими же, потому что медицинские центры обслуживают столько пациентов, сколько позволяют ресурсы. Все приемы расписаны полностью, и разницы по сравнению с прошлым годом практически нет.

– А какие медицинские услуги пациенты чаще всего не могут позволить себе оплатить, хотя они крайне важны?

– Прежде всего маммография. Если делать ее платно, обследование обходится больше чем в 100 евро, и это ощутимая сумма. Надо, чтобы женщина могла пойти на маммографию за государственный счет, и не только тогда, когда ей придет приглашение на то обследование, а когда в этом возникнет необходимость. Но если у человека есть направление и приглашение на бесплатный скрининг, этим правом обязательно нужно пользоваться. 

Другая дорогая, но необходимая процедура – гастроэндоскопия. Ее рекомендуется проходить каждые два года после пятидесяти лет, но из-за высокой стоимости люди часто избегают обследования. При наличии направления от семейного врача оно оплачивается государством, но очередь на это обследование, особенно если пациенту требуется наркоз, – огромная.

«Утверждать такой бюджет недопустимо!»

Кабинет министров предлагает в 2026 году увеличить финансирование здравоохранения на 36 миллионов евро. Однако профсоюз работников здравоохранения и социального ухода Латвии (LVSADA) утверждает, что отрасли нужно дополнительно 650 миллионов евро.

«В проекте бюджета не предусмотрено существенного дополнительного финансирования здравоохранения. Расходы на медицину в следующем году не увеличатся, а уменьшатся в перерасчете на ВВП, – сказано в обращении профсоюза. – Таким образом, нарушаются «Основные направления общественного здравоохранения на 2021–2027 годы».

Согласно расчетам Министерства здравоохранения, разница между предусмотренным в основных направлениях и выделенным правительством финансированием здравоохранения в настоящее время составляет около 650 млн евро. Следовательно, доступность и качество медицинской помощи в следующем году не улучшатся, а ухудшатся».

Европейская комиссия после тщательной оценки ситуации в этом году рекомендовала Латвии:

• обеспечить, чтобы государственное финансирование покрывало растущие потребности не только в сфере обороны, но и здравоохранения и социальной защиты;
• укреплять достаточность и доступность системы здравоохранения, в том числе обеспечивая дополнительные человеческие и финансовые ресурсы.

Правительство Латвии игнорирует эти важные рекомендации и планирует «морить голодом» систему здравоохранения страны, считают в LVSADA: «Таким образом, Кабинет министров подготовил проект государственного бюджета на 2026 год, который приведет к противоположному эффекту – снизит конкурентоспособность государства, нанесет ущерб устойчивости Латвии и подорвет социальную справедливость. Утверждать такой проект государственного бюджета недопустимо!»

Платный круговорот

– Но есть еще одна, на мой взгляд, совершенно абсурдная проблема. Если пациент не может дождаться своей очереди и обращается к платному врачу, все дальнейшее лечение автоматически становится для него платным, – продолжает наша собеседница. – Иными словами, если частный специалист обнаружит у человека онкологию, то пациент не сможет получать услуги по так называемому «зеленому коридору» за государственный счет. Это парадокс. Получается, что человек вынужден сидеть и ждать своей очереди на государственный прием, даже если ему плохо, если есть основания для волнений.

Больной знает: если пойдет к платному врачу, то потом не сможет рассчитывать на бесплатное лечение, а ведь лечение онкологических заболеваний стоит колоссальных денег: лекарства, химиотерапия, процедуры – все это очень дорого и люди не в силах оплатить лечение самостоятельно.

Так что пациенты ждут приема к врачу и очереди растут. Поэтому тысячи латвийцев вынуждены выбирать между ожиданием и разорением. Пока система устроена таким образом, очереди в медицине будут только увеличиваться.

Обязательное прохождение обследования

– Поэтому если мы говорим о готовности к чрезвычайным ситуациям, все должно начинаться с основ – со здорового человека, – повторяет наша собеседница. – Государство обязано обеспечить людям доступные лекарства и медицинскую поддержку, без этого никакая система не будет устойчивой.

– А видите шаги нашего правительства, которые улучшают систему здравоохранения?

– Определенные шаги предпринимаются. Например, были снижены цены на лекарства, и от этого есть небольшой эффект.

– Какие у вас есть предложения для улучшения доступности медицинских услуг?

– Главное: пересмотреть распределение бюджета и направить больше средств именно на медицину. Но есть и еще одно решение: я считаю, что необходимо внедрять обязательную профилактическую медицину. Чтобы человек понимал: пока он еще здоров, ему нужно обследоваться, проверять свое состояние. А у нас люди идут к врачам, когда уже есть проблемы.

– Что это значит на деле?

– Я считаю, что если бы существовала государственная медицинская страховка с обязательным условием: раз в год проходить профилактический осмотр, – это решило бы массу проблем. Например, если человек не прошел обязательное обследование, то он лишается каких-то льгот или дополнительных услуг. Это стимулировало бы людей заботиться о себе.

Сейчас все наоборот: многие вообще не обращаются к врачам, пока болезнь не достигнет тяжелой стадии, когда лечение требует больших затрат и сложных процедур.

– Так может быть, люди не ходят к врачу как раз потому, что на визит огромные очереди, а на частную медицину у них нет денег?

– Но ведь есть еще и оплаченные государством профилактические скрининги, на которые надо обязательно приходить, но люди не ходят. Каждая женщина, например, должна регулярно проходить маммографию, хотя бы раз в год сдавать анализы и проверять общее состояние здоровья, если есть показания – делать денситометрию костей. В этом и заключается суть профилактической медицины.

Но далеко не все спешат пользоваться возможностью пройти бесплатные проверки. Семейным врачам приходится звонить и напоминать пациентам, чтобы они пришли на обследования. 

Даже в нашей клинике бывает, что очередь переполнена, а бывает наоборот – остаются свободные места, и мы готовы принять больше женщин на маммографию или другие скрининги. Но в целом вы правы – медицина должна быть доступна в любой момент, причем за государственный счет.

– Как вы думаете, политики осознают проблему хронического недофинансирования медицины?

– Конечно, осознают. Но одно дело – стоять у трибуны, защищать бюджет и утверждать, что медикам «и так достаточно их зарплат», и другое – в своей личной жизни столкнуться с необходимостью срочного лечения…

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.