Премьер-министр Великобритании Лиз Трасс официально объявила об уходе с этого поста после 44 дней пребывания. Трасс подчеркнула, что пришла к власти «во времена большой экономической и международной нестабильности».

Поразительно, что это самый короткий срок пребывания в должности премьера Великобритании за всю историю. Выборы нового лидера консервативной партии и премьер-министра пройдут на следующей неделе.

«Хаос» – это слово чаще всего используется британской прессой для описания ситуации с правительством Лиз Трасс. Кое-кто из высокопоставленных консерваторов сегодня утром утверждал, что у премьера осталось только «12 часов, чтобы сохранить свою работу» - и затем она вылетит с поста. Так и случилось.

Первые полосы британских СМИ полны рассказов о скандале в палате общин. Такого, пишут журналисты, не было никогда в новейшей истории страны. Крики, слезы, драки…

Выступая перед законодателями, Трасс в среду извинилась и признала, что допустила ошибки за шесть недель своего пребывания в премьерской должности, но продолжала настаивать на том, что «взяла на себя ответственность и приняла правильные решения в интересах экономической стабильности страны».

Пока она выступала, депутаты от оппозиции вопили: «В отставку!» На это премьер ответила: «Я боец, а не сачок».

Но многие в Британии предпочли, чтобы Трасс поскорей ушла. Неудачный экономический план ее кабмина спровоцировал финансовые потрясения и политический кризис, который привел к смене главы казначейства, многочисленным политическим разворотам и нарушению дисциплины в правящей Консервативной партии. План необеспеченных налоговых сокращений на 45 миллиардов фунтов вызвал потрясения на финансовых рынках, подорвав курс фунта и увеличив стоимость государственных займов Великобритании.

«У клоунской машины тори оторвались колеса», – под таким язвительным заголовком вышла передовая статья в Daily Mail. И для сарказма, надо признать, есть все основания.

Трасс столкнулась с беспорядком в парламенте в среду вечером из-за голосования по гидроразрыву пласта для добычи сланцевого газа — совсем неэкологичной практики, которую Трасс хочет возобновить в стране, несмотря на сопротивление многих консерваторов. При значительном консервативном большинстве в парламенте призыв оппозиции к запрету гидроразрыва пласта был отклонен, но некоторые законодатели были в ярости из-за того, что организаторы Консервативной партии заявили: голосование, дескать, будет рассматриваться как вотум доверия премьеру, не иначе.

Законодатели сообщили: помощники Трасса силой заманивали депутатов в кулуары для голосования, чтобы заставить их проголосовать против запрета. Представитель Даунинг-стрит заявил в четверг, что тори, которые не участвовали в голосовании в среду вечером, подвергнутся дисциплинарным взысканиям.

Но и это не все: депутат от лейбористской партии Крис Брайант сказал, что «видел, как с членами парламента занимались физическим рукоприкладством… и над ними издевались». Тори это отрицали. Спикер палаты общин сэр Линдсей Хойл объявил о начале расследования инцидента. Появились даже слухи о том, что отвечающая за партийную дисциплину консерваторов Венди Мортон и ее зам подали в отставку. Но через несколько часов в офисе Трасс, однако, сообщили: оба остались на своих местах.

То, что парламентарии распускают руки – весьма яркая иллюстрация хаотичного состояния, в которое погружается возглавляемая Трасс правящая партия, многие из членов которой мечтают сбросить госпожу премьер-министра с консервативного корабля.

Не тревожным звоночком, а настоящим ревом гудка стала для Лиз Трасс отставка с поста министра внутренних дел Суэллы Браверман. Формально она нарушила правила, отправив официальный документ со своей личной электронной почты. Но Браверман использовала свое заявление об отставке, чтобы раскритиковать Трасс: «Работа правительства зависит от людей, которые берут на себя ответственность за свои ошибки. Притворяться, что мы не совершали ошибок, вести себя так, как будто все не видят, что мы их совершили, и надеяться, что все волшебным образом исправится, — это несерьезная политика».

«У меня есть опасения по поводу курса этого правительства, — заявила Браверман. – Мы не только нарушили ключевые обещания, данные нашим избирателям, но у меня есть серьезные опасения по поводу приверженности этого правительства выполнению взятых на себя обязательств».

Этот шаг ушедшего министра внутренних дел стал для нынешнего премьера тем, чем прошедшим летом для Бориса Джонсона стала повлекшая за собой обвальную череду уходов членов кабмина отставка канцлера Риши Сунака. Пока же во главе МВД вместо Браверман оказался Грант Шаппс (между прочим, известный сторонник того же Сунака).

И это на фоне того, что Лиз Трасс только на прошлой неделе уволила своего канцлера (то есть министра финансов) Кваси Квартенга после того, как провалился финансовый план правительства по выходу из кризиса.

В четверг утром еще один член парламента от тори, Шерил Мюррей, заявила: «Я возлагала большие надежды на Лиз Трасс, но после того, что произошло прошлым вечером, ее положение стало несостоятельным». Другой депутат-консерватор, Саймон Хоар, заявил, что у Трасс есть «около 12 часов», чтобы развернуть корабль правительства и сохранить свою должность. По словам политика, в партии присутствует «пессимизм» по поводу исправления ситуации: «Я думаю, что сегодня и завтра будут критические дни».

Пока консерваторы ломали между собой копья из-за Лиз Трасс, оппозиция наблюдала за междоусобной схваткой тори не без удовольствия. Как заявила депутат от Лейбористской партии Рэйчел Маскелл, в Великобритании есть «два премьер-министра», намекнув на то, что де-факто главой правительства многие считают нового канцлера казначейства Джереми Ханта. «Кажется, там две политики по любому вопросу и полный хаос, – говорит она. – Это несправедливо по отношению к обществу. И дело не в том, что нам нужна смена премьер-министра. Нам нужна смена правительства».

Экс-советник по нацбезопасности лорд Рикеттс констатировал: Трасс не «не имеет стабильного большинства и власти над своими депутатам». По мнению Рикеттса, новые всеобщие выборы стали бы «нормальным» способом для палаты общин разобраться в текущей ситуации.

А поскольку опросы общественного мнения дают Лейбористской партии большое и растущее преимущество, многие консерваторы теперь считают, что их единственная надежда избежать поражения на выборах — отстранить Трасс.

Но для Консервативной партии ситуация чревата немалой опасностью – ведь непонятно, на кого менять Лиз Трасс. В прессе звучало немало имен потенциальных сменщиков ее на посту партлидера – от проигравшего ей на внутрипартийном конкурсе Риши Сунака до нового канцлера Джереми Ханта. Однако пока ни одна из называемых фигур не выглядит хотя бы приблизительно приемлемой для всех тори.


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.