Карикатура Алексея Меринова
Карикатура Алексея Меринова
Мнение

На конец марта размер государственного долга Латвии составил 18,2 миллиарда евро – это примерно 9500 евро на каждого жителя страны, включая пенсионеров и маленьких детей. Причем за первые три месяца текущего года госдолг вырос на 544 миллиона евро, или 3%.

Большой или маленький у Латвии государственный долг? С точки зрения экономических рисков размер долга рассчитывают по отношению к ВВП страны. Так вот, в Латвии в конце 2023 года этот показатель составил 43,6% от ВВП.

С одной стороны, госдолг пока не достиг критических показателей и ниже норматива еврозоны в 60% от ВВП. С другой стороны, в Латвии наметилась негативная тенденция роста государственного долга – ведь еще в 2022 году он составлял 41,8% от ВВП.

Только за прошлый год госдолг вырос на 1,5 миллиарда евро. И если текущая тенденция продолжится, то уже к 2028 году госдолг достигнет 50% от ВВП. «Латвия не может себе позволить увеличить госдолг выше 50% валового внутреннего продукта, потому что необходимо сохранять подушку безопасности на случай потенциального кризиса, который всегда наступает неожиданно», – заявила председатель Совета фискальной дисциплины Инна Штейнбука.

■ ■ ■

Какие же риски несет государственный долг для экономики Латвии? Самый первый и наиболее актуальный риск – это процентные платежи по долгу, которые должна вносить наша страна.

В современной экономической системе государственный долг не надо выплачивать полностью, его надо рефинансировать – то есть делать новые долги, чтобы отдать старые. И теоретически такая модель может работать бесконечно. Но, кроме рефинансирования долга, надо ежегодно платить по нему проценты и вот эти процентные платежи ложатся тяжким бременем на плечи налогоплательщиков.

В предыдущие годы процентные ставки были на нулевом уровне, поэтому обслуживание госдолга обходилось Латвии дешево и государство занимало деньги без оглядки. Но с прошлого года процентные ставки резко пошли вверх и обслуживание долга стало влетать государству в копеечку.

Например, если в 2022 году общие процентные платежи по госдолгу составляли 164 миллиона евро, то в бюджете 2024 года они запланированы в размере 361 миллиона евро. Таким образом, за два года процентные платежи выросли более чем в два раза – на 119%, или 197 миллионов евро. А к 2027 году процентные платежи могут превысить 500 миллионов евро и составить 1,4% от ВВП. Эти деньги можно было бы направить на социальные нужды, выплату пенсий, образование, здравоохранение – но нет, каждый год их надо выплачивать кредиторам – за счет бюджетных средств. И чем выше долг, тем больше будут процентные платежи и нагрузка на бюджет.

■ ■ ■

Кроме того, высокий размер долга плохо влияет на репутацию государства, в результате чего снижается инвестиционная привлекательность. Большой госдолг может отпугнуть иностранных инвесторов, и в конечном результате экономический рост государства может замедлиться – и тогда экономическое отставание Латвии от соседей будет увеличиваться. Ну а в самом худшем случае государство может оказаться неспособным обслуживать госдолг и объявить дефолт. Впрочем, такой вариант Латвии пока не грозит.

■ ■ ■

И тут возникает еще один вопрос: почему же государственный долг у нас увеличивается?

С финансовой точки зрения государственный долг используется для финансирования дефицита государственного бюджета, поэтому можно сказать, что государственный долг – это накопленные дефициты бюджетов за предыдущие годы. Чем больше будет дефицит бюджета, тем быстрее будет расти госдолг. А по прогнозам Совета фискальной дисциплины, в этом году правительству Латвии не удастся уложиться в запланированный дефицит бюджета в 2,8% от ВВП, и он будет больше.

Согласно данным Министерства финансов, налоговые доходы государства за первые три месяца отстают от плана. Самые большие проблемы наблюдаются с налогом на добавленную стоимость: за первый квартал в государственный бюджет поступило на 111 миллионов евро меньше, чем в прошлом году. С подоходным налогом и обязательными социальными платежами дела обстоят получше, но они не могут выровнять общую ситуацию. В итоге общие налоговые доходы отстают от плана на 35,6 миллиона евро.

Если эта негативная тенденция продолжится, то к концу года дефицит бюджета может превысить 3% от ВВП.

«Если мы не сможем соблюдать новые финансовые правила Европы, то Европейская комиссия может вмешаться и потребовать консолидации бюджета, что ограничит возможность выделения дополнительного финансирования, например, сектору здравоохранения», – утверждает экономист Банка Латвии Бусбарде.

■ ■ ■

Согласно экономической теории, дефицит бюджета и уровень госдолга можно снизить за счет экономического роста, на что и делался изначальный расчет. Если ВВП Латвии будет расти быстрее, то люди будут зарабатывать больше, и тогда легче будет выплачивать процентные платежи по долгу.

Но позитивные прогнозы по экономическому росту в Латвии пока не оправдываются. Из-за сложной геополитической ситуации и войны на Украине снижаются экспортные возможности – в феврале общая стоимость экспорта оказалась на 7,4% ниже, чем в январе.

Кроме того, высокая инфляция подкосила покупательную способность жителей – люди стали меньше тратить и больше экономить. В результате оборот розничной торговли (потребительские расходы) в начале 2024 года оказался меньше, чем в 2023 году. Ну и плюс ко всему эксперты жалуются на старые проблемы – нехватку иностранных инвестиций, низкую производительность труда и нехватку квалифицированной рабочей силы.

Поэтому экономика Латвии растет очень медленно. Если при составлении бюджета экономический рост в 2024 году планировался в размере 2,5% от ВВП, то сейчас его снизили до 1,7%. И вполне возможно, что снижение экономического роста продолжится и дальше, ведь неблагоприятных факторов действительно много, тут как бы в минус еще не уйти.

■ ■ ■

В результате экономика Латвии оказалась под двойным ударом – с одной стороны, снижаются показатели экономического роста и налоговые доходы, с другой стороны – растут платежи по обслуживанию госдолга. Плюс ко всему политика увеличения оборонных расходов создает дополнительную нагрузку на бюджет. Соответственно, и дефицит бюджета тоже растет.

Есть два варианта решения этой проблемы. Согласно первому варианту, чтобы снизить дефицит бюджета, государству надо сокращать расходы. Поэтому Совет фискальной дисциплины призывает правительство в случае ухудшения базового сценария максимально экономить бюджетные средства. Также Совет фискальной дисциплины предлагает правительству разработать и реализовать налоговую реформу, которая снизила бы налоговое бремя для низкооплачиваемых работников и одновременно увеличила бы налоговые доходы для увеличения финансирования оборонных, социальных и других расходов. Только вот как это сделать? Боюсь, что все ограничится банальным повышением налогов. И сам режим экономии означает принятие непопулярных решений, плюс сокращение расходов может затормозить и без того слабый экономический рост.

Это мы уже проходили в 2008 году. Поэтому пока правительство пытается не предпринимать резких движений и обещает, что сокращений расходов не будет.

Но тогда остается второй вариант – финансировать рост дефицита бюджета за счет увеличения государственного долга, что собственно, правительство Латвии и делает. Поэтому госдолг и растет. В итоге правительство оказалось в тупиковой ситуации. Надо или резать расходы сейчас, что очень болезненно. Или оставить все как есть и жить в долг. Но в этом случае уже через несколько лет на большой дефицит бюджета обратит внимание Еврокомиссия и сама начнет закручивать гайки. Плюс ко всему расходы по обслуживанию госдолга возрастут. В обоих случаях жителей ждет затягивание поясов – или сейчас, или чуть попозже.

Есть, правда, третий вариант – надеяться на бурный экономический рост, который исправит ситуацию. Но такой вариант в условиях нарастания мирового геополитического напряжения, увы, маловероятен.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.