На днях министр финансов Арвил Ашераденс предложил ввести новый налог на прибыль коммерческих банков. Похоже, что пока мы с вами считаем дни до зарплаты или пенсии, банки использовали кризис, чтобы повысить прибыль.

По данным Банка Латвии, в прошлом году финансовые учреждения страны заработали 325 миллионов евро – это на 13,9% больше, чем годом ранее. Ну а в масштабе стран Балтии банки так вообще заработали целый миллиард.

  • Прибыль Swedbank составила 135 миллионов евро, что на 55,17%, или 48 миллионов евро, больше, чем в 2021 году.
  • Luminor в прошлом году заработал 124,7 миллиона евро и рост прибыли составил 66,9%.
  • У SEB банка прибыль составила 80,4 миллиона евро, что на 29% больше, чем в предыдущем году.
  • Банк Citadele заработал 42,1 миллиона евро и прирост составил 44%.

Что же это за парадокс такой? Почему чем хуже населению, тем лучше чувствуют себя банки?

■ ■ ■

Как видно, в прошлом году банки действительно себя чувствовали очень хорошо. И одной из главных причин роста прибыли стало увеличение процентных ставок по займам. Как известно, Европейский центральный банк стал резко повышать базовую процентную ставку – с нуля до 3,5%. Как следствие, латвийские банки также подняли процентные ставки на кредиты и стали больше зарабатывать.

Главный фокус состоит в том, что процентные ставки по кредитам банки Латвии увеличивают быстрее, чем ставки по депозитам. В результате доходы банков растут быстрее расходов, что позитивно влияет на прибыль.

Данные Банка Латвии подтверждают эту версию. Так, средняя ставка по кредитам для домохозяйств с 4% в декабре 2021 года выросла до 7,1% в декабре 2022 года, или на 3,1%. В том числе по ипотечным кредитам рост средней ставки составил 2,1% – с 2,2 до 4,3%.

А вот по срочным банковским вкладам средняя ставка выросла на 1,25% – с 0,05% в декабре 2021 года до 1,3% в декабре 2022 года. Это значит, что вкладчикам не светит такая сверхприбыль от повышения ставок ЕЦП, какую получают сами банки.

А по обычным остаткам денег на наших счетах рост ставок вообще был минимальным – с минус 0,01 до 0,03% – всего лишь на 0,04%. Как видим, действительно, рост процентов по кредитам опережает рост ставок по депозитам.

При такой тенденции прибыль банков в 2023 году может вырасти еще больше, чуть ли не до миллиарда евро в одной только Латвии.

Естественно, прибыль, полученная из-за роста процентных ставок, будет не совсем справедливой, поэтому у членов правительства и появилась идея обложить такую сверхприбыль дополнительным налогом.

На данный момент вопрос налогообложения банков активно обсуждается в правящей коалиции и уже получил поддержку ряда политиков.

■ ■ ■

Правда, финансовые эксперты дополнительное налогообложение банков оценивают негативно. По их мнению, дополнительный налог снизит финансовую устойчивость банка, что в итоге приведет к снижению темпов кредитования. Плюс в Америке еще не закончился банковский кризис и банкам на всякий случай надо иметь дополнительные резервы.

В Банке Латвии также считают, облагать налогом прибыль банков надо в самом последнем случае. Хотя сам президент Банка Латвии Мартиньш Казакс признает, что банки сейчас торопливо снимают сливки и при этом ничем не желают рисковать: выдают кредиты вяло и их кредитная политика могла быть поактивнее. Вместо введения дополнительного налога Казакс рекомендует банкам увеличить качество и доступность своих услуг.

■ ■ ■

Во-первых, по словам Казакса, банкам необходимо повысить депозитные ставки для жителей и предприятий. А именно, сделать так, чтобы депозитные ставки для клиентов оперативно следовали за базовой ставкой ЕЦБ.

Ставки по депозитам в Латвии не должны быть ниже, чем в других странах Балтии, в том числе в Эстонии они пока значительно выше.

Во-вторых, необходимо снизить расходы клиентов банка, особенно комиссионные.

■ ■ ■

Предложения вроде бы красивые, но можно ли будет их реализовать на практике? Увы, но у властей нет никаких инструментов, способных заставить банки повысить ставки по депозитам и активнее выдавать кредиты.

По теории, эту работу должна выполнять конкуренция. Чтобы привлечь и удержать клиентов, банки должны предлагать дешевые и качественные услуги. Только вот конкуренция в банковском секторе Латвии слабая и фактически не работает. Плюс крупнейшие банки принадлежат иностранным инвесторам, которые в первую очередь заинтересованы в получении прибыли.

Со стороны политиков вот уже лет десять звучат призывы увеличить темпы кредитования, только вот особой реакции не было. Поэтому можно сказать, что критическая ситуация уже наступила и пришло время подстегнуть банки специальным налогом.

■ ■ ■

Тем более что некоторые европейские страны уже повысили налоги для банков. Например, в Испании в течение двух лет (2023 и 2024 год) будет действовать новый налог – примерно 5% с чистого процентного дохода и банковских комиссий.

За счет этого налога испанские власти рассчитывают собрать 1,5 миллиарда евро для борьбы с влиянием инфляции. Кроме того, дополнительным налогом обложили и энергетические компании, получающие сверхприбыль.

А в Великобритании обсуждается увеличение подоходного налога для банков с 25 до 33%.

Но самый актуальный пример для нас – это Литва, которая также вводит дополнительный налог на банки. Думаю, именно инициатива литовских политиков побудила и наших политиков к аналогичным действиям.

В начале марта Министерство финансов Литвы и Центральный банк Литвы предложили обложить рекордно высокие прибыли банков «налогом солидарности» до 60%, доходы от которого можно было бы направить на укрепление национальной обороны.

■ ■ ■

Министр финансов Литвы Джинтаре Скайсте утверждает, что обычно банки зарабатывают около 300 миллионов евро в год, но текущие прогнозы показывают, что в этом и следующем году прибыль литовских банков может превысить один миллиард евро.

Министр считает, что сами банки вообще не планировали такую большую прибыль. Этому в большей степени способствовали не деловые решения банков, а внешние факторы, такие как решение Европейского центрального банка о повышении процентных ставок.

«Мы предлагаем временный сбор солидарности, доход от которого можно было бы использовать для покрытия растущих в настоящее время расходов на национальную оборону», – сказал Скайсте.

Министр поясняет, что налог на солидарность будет применяться к банкам, в которых вклады резидентов Литвы достигают не менее 400 миллионов евро.

Налог будет применяться к той части чистой прибыли банков, которая превышает среднюю прибыль за последние четыре года более чем на 50%. Эта сумма будет облагаться налогом по ставке 60%.

Ожидается, что государственный бюджет Литвы может получить от этого налога 510 миллионов евро.

■ ■ ■

Надо отметить, что литовский вариант дополнительного банковского налога очень справедлив – облагаться будет только сверхприбыль банков, поэтому финансовая устойчивость и кредитоспособность банков никак не пострадают – банки смогут продолжать свою деятельность в прежнем объеме.

Если проводить аналогии, то и банки Латвии в этом году могут заработать миллиард евро.

Так, в январе прибыль банков составила 51,9 миллиона евро – это на 49,1% больше, чем в январе 2022 года – прибыль действительно растет очень высокими темпами и дальше будет еще больше.

И если ввести литовскую модель налога в Латвии, то бюджет также смог бы получить дополнительные 500 миллионов евро. И этих денег хватило бы, чтобы покрыть потребности Министерства здравоохранения.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.