Как известно, в июле в Латвии был зарегистрирован один из самых высоких показателей инфляции в еврозоне – 21,5%. Выше инфляция была только в Эстонии – 23,2%. Литовцы от нас тоже не намного отстали – у них инфляция составила 20,9%. А вот средний показатель инфляции по еврозоне составил всего 8,9% – более чем в два раза ниже, чем в Латвии. Почему же в нашей стране цены растут быстрее, чем в других?

Согласно экономической теории, единая валюта требует одинаковой инфляции. Валюта в еврозоне одна – евро, поэтому и цены должны расти одинаково. Почему же тогда в еврозоне наблюдается такой разброс?

Врезка по месту

Самая же низкая инфляция в июле была зафиксирована на Мальте – 6,5%. Далее идут Франция – 6,5%, Финляндия – 8%, Италия – 8,4%, Германия – 8,5%. В большинстве же стран еврозоны инфляция колеблется на уровне 9–10%.

■ ■ ■

На прошлой неделе министр финансов Янис Рейрс попытался дать объяснение высокой инфляции в странах Балтии, в том числе и Латвии.

По версии министра, больше всего на инфляцию влияет рост цен на энергоносители. А Латвия очень сильно зависит от внешних поставок энергоресурсов, поэтому и цены у нас растут стремительно.

Вторая причина в том, что во время пандемии коронавируса Латвия осуществляла очень масштабную программу поддержки населению. По мнению Яниса Рейрса, в 2021 году Латвия занимала третье место в Евросоюзе по объему выделенной помощи населению. Эти деньги влились в домохозяйства и стали одним из источников инфляции. После отмены ограничений люди активно стали тратить деньги, что и привело к росту цен.

Третье оправдание такое: Эстония сделала второй уровень пенсионной системы добровольным, люди стали забирать свои пенсионные накопления и активно их тратить.

■ ■ ■

Увы, аргументы министра финансов звучат неубедительно. Сейчас практически вся Европа зависит от поставок энергоресурсов – это общая проблема. Мало того, есть страны, которые зависят от поставок энергоресурсов сильнее, чем Латвия. Например, Австрия и Венгрия, не имеющие выхода к морю и альтернативных путей поставок, очень сильно зависят от энергоресурсов из России. Но тем не менее инфляция в этих странах намного ниже, чем в Латвии.

Что же касается господдержки во время пандемии, то она была предусмотрена для того, чтобы снизить для жителей негативный эффект от потери доходов во время ограничений. То есть нет речи о раздаче каких-то лишних денег, которые жителям якобы теперь некуда тратить. Я допускаю, что кто-то мог разбогатеть на государственной поддержке, но такими вопросами уже должна заниматься прокуратура.

Ну а последний, третий аргумент Яниса Рейрса совсем не убедителен. Да, Эстония отказалась от обязательного второго пенсионного уровня, но это произошло больше года назад, задолго до роста инфляции.

■ ■ ■

Какие же еще факторы действительно вызывают в Латвии рекордный рост цен? С точки зрения ценообразования все издержки можно разбить на четыре основные группы: расходы производителей на приобретение материалов, расходы на зарплату, налоги и прибыль предпринимателя. Все эти четыре группы можно регулировать, а значит и не допускать повышения цен.

Зарплаты оставим в стороне, они в Латвии на инфляцию особо не влияют. Главным источником инфляции действительно являются цены на сырье и в первую очередь на энергоресурсы.

Но надо учитывать, что пик роста цен на мировых финансовых рынках закончился. Федеральной резервной системе США через повышение процентных ставок удалось сбить цены на главные биржевые товары. Например, пошли вниз цены на продукты питания (скажем, пшеницу), металлы и даже нефть. В результате в США инфляция снизилась с 9,1% до 8,5%.

В Латвии же пока признаков снижения инфляции нет. Что могло сделать государство в этой кризисной ситуации? Первое и главное, это снизить косвенные налоги – НДС и акциз – что повлияет на продажную цену всех товаров. Ярким примером является Франция, где наблюдается одна из самых низких инфляций в Евросоюзе. Дело в том, что во Франции проводится ярко выраженная антиинфляционная политика – снижены налоги на энергоносители, а производители получают субсидии для удержания цен. При этом сейчас во Франции активно обсуждается вопрос о государственном регулировании цен.

В Германии многие корпорации работают с убытками, но все же стараются не повышать цены. При этом большинство европейских корпораций отказались от выплаты дивидендов.

Что же касается Латвии, то у нас антиинфляционной политики нет вообще. Отношение Министерства финансов и Банка Латвии к инфляции следующее – цены растут, потому что растут. Министерство экономики вроде бы работает над антиинфляционным планом, но в его реализацию пока не верится.

■ ■ ■

Интересно, что правительству высокая инфляция очень выгодна, ведь благодаря росту цен можно решить многие экономические проблемы – за счет населения, разумеется. Например, высокая инфляция приводит к росту налоговых доходов государства. Главный налог в Латвии – это НДС, который начисляется с продажной стоимости товаров и услуг. Чем выше будет цена товара и услуги, чем больше будет сумма налога.

Так, за первые семь месяцев этого года бюджетные сборы по НДС составили 1 миллиард 944 миллиона евро – это на 351 миллион, или 22%, больше, чем за тот же период в прошлом году.

Кроме того, за счет инфляции можно снизить государственный долг – он просто обесценивается. В бюджете на 2022 год был запланирован госдолг в размере 50% от ВВП, но реальные данные будут ниже. Так, в первом квартале 2021 года долг по отношению к ВВП составлял 45,5%, в четвертом квартале 2021 года – 44,8%, в первом квартале 2022 года – 42,8%. Как видно, благодаря инфляции госдолг по отношению к ВВП снижается.

А раз все так хорошо, то зачем с инфляцией бороться? Ведь инфляция в данном случае выступает скрытым налогом, который решает бюджетные проблемы. Поэтому, когда правительство говорит, что оно оказывает поддержку населению во время ограничений коронавируса и роста цен на энергоносители, это не совсем так. На самом деле эту поддержку жители оказывают сами себе – через инфляцию. С одной стороны, людям предлагают некоторые пособия и дотации, но с другой стороны, доходы людей обесцениваются от инфляции. Причем от инфляции люди теряют больше, чем получают в виде пособий.

■ ■ ■

Мало того, нежелание правительства ограничивать инфляцию негативно влияет и на предпринимателей. Ведь инфляция – это отличный предлог для повышения цен. Все повышают, и я повышаю. Напомним, что при переходе с лата на евро был введен жесткий контроль за тем, чтобы предприниматели не завышали цены. И результат оказался отличным – переход с лата на евро прошел для латвийской экономики почти незаметно.

Точно такой же контроль не помешал бы и сейчас. Но его нет. Поэтому нельзя проверить, в каких случаях рост цен был обоснованным, а в каких – нет. И кто-то на этом может хорошо заработать.

В итоге можно сделать следующий вывод – по размеру инфляции можно определить, как правительство на самом деле заботится о своих гражданах. И получается, что страны Балтии о своих жителях заботятся меньше всего.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.