Этим летом на Европу обрушилась невиданная жара и засуха. Во многих странах обновляются температурные рекорды, даже в традиционно прохладной Великобритании воздух прогревался до 40 градусов по Цельсию. Согласно оценкам Еврокомиссии, засуху переживает половина территории ЕС.

Вкупе с энергетическим кризисом и постковидной инфляцией нынешний климатический катаклизм грозит поставить крест на восстановлении европейской экономики – второй крупнейшей в мире после США.

В конце августа Англия официально объявила засуху на значительной части острова, а вечером того же дня тревожные новости пришли уже с континента. Уровень воды в главной европейской водной артерии – реке Рейн – упал ниже 40 см, что сделало ее практически непригодной для судоходства.

По Рейну возят нефтепродукты, металл и сырье. Когда он пересох в 2018 году, немецкая экономика недосчиталась 0,2% роста. Сейчас экономисты прочат ущерб до 0,5% ВВП, что в нынешних ценах составляет более 20 миллиардов евро.

Баржи и танкеры частично еще могут ходить по Рейну, но далеко не полностью загруженными, поэтому перевозка сырья (угля, мазута, стали) и готовой продукции (оборудования, машин) обходится дороже и постепенно становится нерентабельной.

В итоге немецкие и итальянские заводы и электростанции вынужденно жгут больше дорогого газа, чем подрывают планы ЕС сэкономить его на зиму. А то и вовсе закрываются, несут убытки и повышают цены – и этим еще больше тормозят европейскую экономику.

Франция, Испания и Британия уже ввели ограничения на воду для граждан, фермеров и промышленности, а Италия, Португалия и Польша настоятельно рекомендовали экономить воду. В некоторых районах людям запрещают поливать огороды и мыть машины.

Еврокомиссия, в свою очередь, призвала не сбрасывать сточные воды в реки, а использовать очищенную городскую канализационную воду для полива полей.

■ ■ ■

В обмелевших и высыхающих реках на поверхность проступили тревожные предупреждения, оставленные нашими предками. Это так называемые «голодные камни», которые видны лишь в периоды сильных засух, и на них высечены послания о прошлых природных катастрофах, вызванных нехваткой воды, и связанных с этим бедствиях. Самая старая надпись на «голодном камне», обнаруженном в Эльбе, датирована 1616 годом и гласит: «Если узришь меня – плачь». Увы, и в наше время сельское хозяйство продолжает зависеть от засух.

Из-за жары в Испании не уродились оливки, а она производит половину всего оливкового масла в мире. В Италии и Португалии тоже неурожай из-за засухи. Поскольку воды нет, деревья не дают молодых побегов, и урожай следующего года также под вопросом. Испания в этом сезоне выжмет всего миллион тонн оливкового масла, что на 30% меньше, чем годом ранее. В результате уже через пару месяцев, когда закончатся старые контракты, оливковое масло может подорожать еще на 20–25%.

С урожаем пшеницы все в порядке, потому что его уже почти собрали, а вот более поздние культуры, прежде всего кукуруза и подсолнечник, пострадают от засухи. Их урожай сократится на 8–9% и окажется намного ниже среднего за последние пять лет, предсказывает научный центр при Еврокомиссии.

Особенно пострадают от засухи зерновые на юге Франции, на севере Италии, в центральной Германии, в Испании, Португалии, Румынии и Венгрии.

В Италии так вообще объявлено самое засушливое лето за всю историю наблюдений начиная с 1800 года, а самая крупная река Италии По практически полностью пересохла.

■ ■ ■

Животным тоже приходится непросто – на полях сочная трава превратилась в сено. В Швейцарии, например, отправили шесть армейских вертолетов на помощь пастухам. За две недели они должны доставить полмиллиона тонн воды для нескольких тысяч коров, овец и свиней на альпийских пастбищах.

Если скотина продолжит недоедать, а фуражного зерна не хватит на всех из-за неурожая, тогда упадут и вес, и надои. В результате вырастут цены на мясо и молоко.

Недостаток воды привел к падению выработки электроэнергии на европейских гидроэлектростанциях примерно на 20%. Сильнее других пострадали Испания и Италия.

В Норвегии также пересыхают водохранилища. В результате ГРЭС производят меньше электроэнергии, а ведь Норвегия традиционно экспортирует ее в соседние страны. Теперь же они вынуждены жечь газ и уголь.

Причем все это надолго. Даже если осень будет дождливой, в чем синоптики пока сильно сомневаются, для восполнения водохранилищ потребуется еще и снежная зима.

Атомные электростанции тоже не могут решить проблему – температура в реках и озерах слишком высока для охлаждения реакторов. Да и самой воды начинает не хватать. Казалось бы, в жаркую погоду должна помочь солнечная энергетика. Но нет – стандартные батареи рассчитаны на температуру окружающей среды в 25 градусов, а в жару их эффективность падает.

■ ■ ■

Пострадала от жары и латвийская энергетика.

По данным предприятия Augstsprieguma tīkli, в июле Латвия произвела только 38% от потребленной электроэнергии. В июле в Латвии было произведено 208 029 мегаватт-часов (МВт * ч) электроэнергии, что на 25,4% меньше, чем в июне, а по сравнению с июлем 2021 года снижение составляет 32%. Потребление электроэнергии составило 544 121 МВт * ч, что на 1% больше, чем в июне, и на 9% меньше, чем в июле прошлого года.

Таким образом, в июле было произведено 38% от потребленной в стране электроэнергии, что является падением по сравнению с июнем, когда было произведено 52% необходимого количества, недостающее количество в июле – 336 092 МВт * ч – было импортировано из соседних стран. В натуральном выражении наибольшее падение производства электроэнергии наблюдается на Даугавской ГЭС. Из-за ремонта гидросооружений и низкого уровня воды крупные гидроэлектростанции не могут накапливать воду и производить электроэнергию. В результате образовавшийся дефицит электроэнергии в регионе привел к резкому скачку цен.

В июле второй месяц подряд в Латвии была достигнута исторически самая высокая среднемесячная цена на электроэнергию с момента открытия рынка электроэнергии – 304,96 евро за мегаватт-час.

В среду, 17 августа, цена на электроэнергию на бирже Nord Pool для Латвии ровно на час достигла потолка в 4000 евро/МВт * ч, это абсолютный рекорд.

■ ■ ■

Экономический ущерб от засухи и жары не ограничивается урожаем и энергетикой. Людям тоже приходится непросто – не все способны выдерживать стандартный ритм работы в жаркую погоду, особенно если работа на открытом воздухе. И самозанятые, и бизнес вынуждены сокращать рабочие часы в ущерб доходам.

Из-за лесных пожаров страдает и туристическая отрасль, и население. Десятки тысяч человек уже эвакуировали из районов лесных пожаров во Франции, Испании и Португалии. Кроме того, жаркая безветренная погода способствует концентрации вредных веществ в атмосфере, особенно в крупных городах.

В итоге, по самым оптимистичным расчетам, общие убытки от жары могут составить 0,2% от ВВП – а это десятки миллиардов евро.

Дмитрий СМИРНОВ, экономист


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.