В конце 2021 года немало шума наделало решение Рижской думы запретить установку новых газовых котлов. В самоуправлении говорят, что к этому нас обязывает взятый Брюсселем зеленый курс. Но недавно оказалось, что Европа свою точку зрения может и поменять.
В Латвии культивируется мнение о том, будто производство теплоэнергии необходимо переводить на биомассу. Для этого тепловые предприятия должны сменить оборудование, отказаться от газа и начать сжигать в своих топках древесную щепу.
Но на прошлой неделе депутат Европарламента Инесе Вайдере сообщила, что Еврокомиссия планирует ограничить использование древесины для получения энергии: «Планируется ввести так называемый каскадный принцип, в соответствии с которым дерево следует пускать в первую очередь на производство вещей с высокой добавленной стоимостью».
Одновременно против зеленого курса пошел и президент Франции Эммануэль Макрон, который 10 февраля объявил, что стране необходимо восстановление ядерной энергетики. В течение ближайшего десятилетия Франция могла бы на своей территории построить шесть новых ядерных реакторов и рассмотреть возможность строительства еще восьми.
■ ■ ■
Что же получается? В мире постепенно приходят к мнению, что получать энергию из древесной щепы – это слишком большая роскошь. У нас же в Латвии власти продолжают давить на производителей, требуя модернизации технологий, то есть – открытия котельных на щепе.
Нельзя спорить с тем, что в отопительном сезоне 2021/2022 латвийские производители тепла, использующие щепу, смогли предоставить клиентам более дешевую теплоэнергию. Но чуда не случилось: в конце 2021 года и в начале 2022-го стоимость щепы резко рванула вверх. Со стоимостью газа она, конечно, не сравнялась, но выросла вдвое.
Результат налицо. Еще осенью 2021 года руководитель Rīgas siltums Нормунд Талцис с гордостью рассказывал, что предприятие заранее закупило щепу на весь отопительный сезон по очень хорошим ценам. А в январе, на заседании жилищной подкомиссии Сейма, тот же Талцис был вынужден признать, что поставщики щепы разорвали контракт. Им оказалось дешевле выплатить неустойку, чем продавать Риге щепу по цене намного ниже рыночной.
Теперь Rīgas siltums объявил новый конкурс на закупку щепы уже по обновленным двойным ценам. И заодно сообщил Государственной комиссии по регулированию услуг, что планирует новое досрочное повышение тарифа: с 11 марта – до 74,08 евро за мегаватт-час. Таким образом в марте тариф на тепло для рижан вырастет сразу на 11% по сравнению с февралем. А по сравнению с тарифом, действовавшим в марте 2021 года, повышение составит 67%.
Важно!
Rīgas siltums планирует новое повышение тарифа на теплоэнергию с 11 марта – до 74,08 евро за мегаватт-час. Но для потребителей тариф вырастет только до 68 евро за мегаватт-час. Разницу производителю доплатит государство.
Но вернемся к щепе, на которую делает ставку наше государство. Почему она подорожала? Ответ простой: стоимость щепы постепенно подтягивается за ценами на газ и реагирует на повышенный спрос на древесину.
Важно знать, что в истории Латвии были периоды, когда щепа считалась не самым выгодным топливом для производства теплоэнергии. Если цены на газ резко упадут (а такое вполне возможно), то котельные на газе снова смогут поставлять своим клиентам более дешевое тепло, чем котельные на биомассе.
Кроме того, чем больше котельных переходит на щепу, тем стремительней растет спрос и цена на этот ресурс. Надо учитывать, что если все котельные перевести на щепу, то на всех этой биомассы может не хватить.
■ ■ ■
В целом можно прийти к выводу, что наша цивилизация оказалась в энергетическом тупике. Ископаемые энергетические ресурсы (нефть, газ, уголь) являются исчерпаемыми и их запасы подходят к концу. Существуют разные прогнозы, но реальный дефицит нефти может возникнуть уже через 10–15 лет.
Запасов газа больше, но они тоже рано или поздно закончатся, особенно при очень интенсивном освоении. Поэтому многие страны в долгосрочном периоде планируют отказаться от ископаемых энергетических ресурсов – на том основании, что они просто закончатся и в будущем станут очень дорогими.
Кстати, сейчас мы уже наблюдаем первые признаки возможного дефицита энергоресурсов. Все месторождения, дающие ресурсы по невысокой себестоимости, уже давно разведаны и потенциал добычи там ограничен. А освоение новых месторождений стоит дорого и возможно только при очень высоких ценах.
В результате мы и получаем ситуацию, в которой даже небольшие изменения предложения вызывают резкий рост цен на ресурсы. И с щепой и древесиной та же история.
■ ■ ■
Увы, зеленая энергетика полностью не сможет заменить ископаемую энергетику. Ее производственные мощности ограничены (невозможно на каждом углу наставить ветряных генераторов и солнечных батарей). Производительность ветряных генераторов и солнечных батарей зависит от погодных условий, поэтому они не всегда способны производить необходимый объем энергии. И в случае непогоды необходимы резервные источники энергии, которые зеленая энергетика предоставить не может.
А также производство зеленой энергии стоит очень дорого. А если еще создавать резервные накопители для непогодных условий, то цена вообще получится нереальной.
На данный момент энергетическая проблема решается за счет сокращения потребления. Высокие цены на энергию сокращают спрос и потребление. В итоге мы можем прийти к тому, что потребление энергии станет роскошью и будет доступно только небольшому количеству людей. Для цивилизации это тупиковый вариант развития.
■ ■ ■
Единственный выход в данной ситуации – использование новых технологий. На мой взгляд, пока производить дешевую электроэнергию в огромных объемах способна только атомная энергетика.
Так что не случайно президент Франции Эммануэль Макрон объявил о планах построить в стране еще 14 новых ядерных реакторов. Производство такой энергии безопасно и будет способствовать отказу от ископаемого топлива.
Выступая на заводе энергетической компании, Макрон объявил о планах строительства шести реакторов нового поколения к 2035 году. В то же время глава государства выступил против отключения старых реакторов во Франции и сообщил о решении максимально продлить срок их эксплуатации, но не в ущерб общей безопасности. «Я прошу изучить перспективу продления срока службы реакторов в течение ближайших 50 лет в тесном контакте с органами безопасности атомной энергетики», – сказал Макрон.
Интересно, что даже у наших соседей в Эстонии пошли разговоры о строительстве собственной АЭС уже к 2031 году. По словам председателя правления Eesti Energia Хандо Суттера, атомная электростанция с подходящей площадью в Эстонии сможет заработать только примерно в 2040 году. Между тем компания Fermi Energia, планирующая строительство атомной электростанции в Эстонии, поставила перед собой цель начать производство энергии уже в 2031 году.
Вы удивитесь, но главной проблемой этого проекта пока называется отсутствие атомных реакторов малой мощности. Самые маленькие из существующих реакторов имеют мощность 1200 мегаватт, тогда как потребление Эстонии, например летом, составляет всего 700 мегаватт.
Получается, что пока Латвия продолжает сжигать в топках леса, более мудрые страны Европы отказываются от этих дедовских методов. Они выбирают более рациональные методы производства тепла, а мы снова тащимся в хвосте.
■ ■ ■
А напоследок расскажу вам, что Европейская комиссия недавно предложила включить ядерную энергетику в список зеленых инвестиций. Против этого пока выступили Германия, Австрия и Люксембург.
Сама Германия планирует закрыть все атомные электростанции в ближайшем будущем: по мнению немецких политиков, они недостаточно безопасны.
Если противники ядерной энергетики победят, то на дешевую энергию нам рассчитывать не стоит.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист