22 марта исполнилось 110 лет со дня рождения актeра театра и кино Георгия Жжeнова.
Он был седьмым ребeнком булочника Степана Жжeнова – отца девятерых детей от двух браков, который перебрался в Петроград из села Кесова Гора. По воспоминаниям актeра, жили они прямо в пекарне, и жили очень бедно – глава семейства был прижимист, суров, любил выпить и к воспитанию подходил по принципу «живы, и ладно!».
Будущий актeр учился в школе с физико-математическим уклоном, но никакого интереса ни к математике, ни в целом к учeбе у него не было, зато он не представлял жизни без цирка. После седьмого класса юноша одолжил документы у старшего брата и поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадноциркового училища как Борис Жжeнов – в училище принимали с 16, а ему было только 15. Правду сказал только после того, как убедился, что его не выгонят.
Простой парень
Уже на следующий год вместе с однокурсником они поставили авторский акробатический номер и начали выступать в Ленинградском цирке-шапито как дуэт «2-ЖОРЖ-2». На арене его заметили работники киностудии «Ленфильм» и пригласили в эпизод первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь», а потом сразу же предложили главную роль в фильме «Ошибка героя». После съeмок Жжeнов бросил цирк и в 1932 году поступил в Ленинградский техникум сценических искусств.
Режиссeрам типаж простого мужественного парня нравился, поэтому к моменту окончания он уже снялся в нескольких фильмах, включая легендарного «Чапаева». После выпускного его преподаватель Сергей Герасимов позвал актeра в драму «Комсомольск». С этих съeмок началась история, которая перевернула всю его жизнь.
Трудные годы
В 1936 году за антисоветские высказывания был отправлен в лагеря старший брат актeра, а всю семью Жжeновых выслали в Казахстан как неблагонадeжных. Только что получивший диплом Георгий отказался выезжать и был арестован, но по ходатайству Сергея Герасимова его быстро освободили, и актeр смог приступить к работе. «Комсомольск» снимали в Комсомольске-на-Амуре, где полным ходом шла стройка оборонных заводов. В поезде до места съeмок 22-летний Георгий Жжeнов познакомился с американским атташе, они разговорились и расстались на дружеской ноте. Позже ещe раз пересеклись на спектакле в Большом театре и перекинулись парой слов, а потом за Жжeновым приехал «воронок» и отвeз его в НКВД.
В 1938 году актeр получил обвинение в шпионаже и был отправлен в ссылку на колымские золотые прииски. Жжeнов был уже женатым человеком и на последнем свидании перед этапированием сказал жене – актрисе Евгении Голынчик, чтобы не ждала и устраивала свою жизнь.
На Колыме он прожил шесть лет – работал на приисках и лесоповале, диспетчером, шофeром, хлеборезом, а уже перед освобождением начал выступать на сцене Магаданского музыкального и драматического театра. Тогда это был один из самых роскошных театров Крайнего Севера – там работало много творческой интеллигенции из числа репрессированных, в труппе было около 200 актeров, костюмы привозили из Большого театра, декорациями и афишами занимались известные художники. В театре Георгий Жжeнов познакомился со второй женой – ленинградской актрисой Лидией Воронцовой, также осужденной за связь с иностранцами. Они поженились в 1945 году, у них появилась дочь Елена, а вскоре оба вышли на свободу и… разъехались по разным городам. Правда ненадолго – обоих арестовали повторно по старым обвинениям и отправили в Норильск, где они и развелись.
На свободе Георгий Жжeнов пробыл три года. Поражение в правах не давало ему вернуться в Ленинград или осесть в столице, и сначала актeр работал на Свердловской киностудии, а потом в театре города Павлово. За это время он успел сняться в фильме «Алитет уходит в горы», но на момент премьеры снова был в ссылке и работал в Норильском Заполярном театре драмы. На его сцене Жжeнов познакомился с актeром Иннокентием Смоктуновским, с которым позже снимется в пяти фильмах, и своей третьей женой – актрисой Ириной Махаевой. Она была из «вольных» – приехала работать по приглашению директора театра, а потом именно она ездила на Лубянку и добивалась снятия со Жжeнова всех обвинений.
Возвращение
В 1955 году Жжeнов был полностью реабилитирован и вернулся в Ленинград. Его приняли в Театр на Литейном и восстановили на киностудии «Ленфильм». На вопросы о том, как ему удалось выжить и выстоять, актeр отвечал, что никогда не паниковал, не строил иллюзий, «был человеком малоинтеллигентным и попусту не оскорблялся». Он знал, кто на него донeс, но никогда не называл его фамилию.
С Ириной они через 10 лет развелись, несмотря на появление дочери, – у актeра начался роман с актрисой театра им. Ленсовета Лидией Малюковой. Она стала четвeртой и последней женой Жжeнова. В этом браке у актeра появилась ещe одна дочь, и все три в будущем выбрали творческие профессии – художник, хореограф и актриса.
Самый востребованный
В 60-х Георгий Жжeнов стал одним из самых востребованных драматических актeров. О своeм прошлом он не распространялся, так что многие партнeры по сцене и съeмочной площадке даже не догадывались, через что пришлось пройти этому сдержанному доброжелательному человеку. Первой заметной ролью после возвращения на экраны стал инженер Бобров из фантастического фильма «Планета бурь» 1961 года, а к концу десятилетия Жжeнов был уже кинозвездой – он снялся в комедии «Берегись автомобиля», военных фильмах «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна» и сыграл главную роль в шпионской драме «Ошибка резидента». Зрители могли бы его увидеть и в знаменитой мелодраме «Три тополя на Плющихе», но после долгих сомнений режиссeр выбрала Олега Ефремова.
Выбор актeров на главные роли в трилогии про перевербованного агента многих удивил – Георгий Жжeнов провeл 17 лет в ссылках, Михаил Ножкин был под запретом как бард-диссидент, но съeмки курировали спецслужбы, и кандидатуры были отобраны явно неслучайно. Когда за роль в «Ошибке резидента» актeру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тeплую камеру…». Позже он сыграл генерала КГБ в драме «Меченый атом» – в ролях, на которые его приглашали, можно было увидеть или иронию судьбы, или некую попытку компенсировать то обвинение, которое украло у него почти два десятилетия.
На пике славы
В 70-х Георгий Жжeнов был на пике славы – он переехал в Москву и стал актeром театра им. Моссовета, получил Государственную премию за роль генерала Бессонова в драме «Горячий снег» и звание народного артиста. Он сыграл главные роли в драмах «Вся королевская рать», «Конец Любавиных», «Ищу мою судьбу», «Выбор цели», «Однофамилец», а в 1980 году вышел советский блокбастер «Экипаж». На роль командира экипажа Тимченко режиссeр Александр Митта сначала пригласил актeра Алексея Петренко, но тот отказался «сниматься в железе», и на роль утвердили Жжeнова. «Экипаж» был одним из самых знаменитых фильмов с участием Георгия Жжeнова – он занял 6-е место в списке лидеров кинопроката за всю историю СССР.
Квартиру пилота Тимченко снимали в квартире самого Георгия Жжeнова – актeр жил в доме на Зоологической улице. В 2010 году на фасаде была установлена мемориальная табличка.
В 80-х Жжeнов снялся в двух фильмах про шпиона Тульева – «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент», но предложений стало гораздо меньше, а потом он и вовсе покинул экраны на 10 лет. Актeр работал в театре, где играл уже вместе с младшей дочерью, писал мемуары и занимался военно-шефской работой и работой в Комиссии по помилованию.
Послесловие
О сценариях, которые ему изредка присылали, говорил, что ему заранее жаль потерянного времени. Когда в 1999 году вышел фильм «Ворошиловский стрелок» – актeр очень расстроился, что при подборе актeров на роль Афонина режиссeр Станислав Говорухин не вспомнил о нeм, ведь именно такого героя он ждал!
В 1998 году Георгий Жжeнов сыграл лейб-медика Виллие в исторической драме «Незримый путешественник» и больше в кино не снимался. Последние годы он отдал театру и общественной деятельности.