Недавно министр здравоохранения Хосам Абу Мэри заявил, что в этом году дополнительного финансирования на медицинские услуги не будет. Значит ли это, что на многие медицинские обследования и процедуры пациенты смогут записаться только в 2025 году?

Для паники нет оснований?

Ежегодно осенью медицинские учреждения объявляют, что выделенные государством квоты на посещения врачей по пациентским взносам уже закончились, так как за первое полугодие было оказано больше услуг, чем запланировано. В ответ на это правительство традиционно находит возможность выделить дополнительное финансирование. Например, в 2023 году больницы страны столкнулись с огромными финансовыми проблемами, и правительство в сентябре выделило 41,3 млн евро.

Но в августе этого года после объявления о том, что опять возникла переработка квот, Хосам Абу Мэри решил изменить традицию под названием «Квоты закончились? Сейчас добавим!». Он заявил: «В этом году не планируется выделение дополнительного финансирования, поэтому медицинским учреждениям, начиная с осени, придется оказывать услуги в соответствии с реальными возможностями и объемом финансирования, указанном в их договоре с государством!»

Пациенты запаниковали. Однако парламентский секретарь Министерства здравоохранения Артем Уршульский и директор Национальной службы здравоохранения Латвии Арис Каспарян заявили «МК-Латвии», что осенью и зимой этого года люди по-прежнему смогут получать медицинские услуги за государственный счет.

– В начале года сфере здравоохранения уже было выделено дополнительное финансирование в размере 16 миллионов евро. Запланированный объем финансирования составил 642 миллиона для амбулаторных услуг и 676 миллионов для стационарных. Этих денег должно хватить до конца года, – заявил Артем Уршульский. – Министерство планирует финансирование на один год, медицинские учреждения каждый год получают 1/12 часть из запланированных средств. Заявления руководителей медучреждений: «У нас закончились деньги на оказание медицинских услуг» не соответствуют действительности, нельзя потратить то, чего нет. Другими словами, квоты на осенние месяцы и декабрь на счет медицинских учреждений еще не пришли, а значит, не могут быть потрачены. Нет таких услуг, за которые бы государство перечисляло деньги в январе на весь год вперед.

Причина переработок

Если ежегодно увеличивается количество выделенных государством квот, то почему медицинские учреждения каждую осень заявляют о нехватке средств? Директор Национальной службы здравоохранения Арис Каспарян объяснил главную, но не единственную причину:

– Многие медицинские учреждения действительно оказывают услуги не на ту сумму, которую им выделило государство с расчетом на каждый месяц, а в соответствии со спросом. В результате в первую половину года попасть к врачу за государственный счет легче, а во второй половине года – сложнее. Более того, во второй половине года некоторые медицинские учреждения отказываются предоставлять пациентам нужную услугу, призывая позвонить через несколько месяцев, когда «государство вновь даст квоты». Мы хотим изменить эту практику. Если медицинское учреждение будет работать в соответствии с выделенными квотами, то люди смогут в любое время года записаться на необходимую им медицинскую услугу за государственный счет.

Латвийцам надо знать: медицинское учреждение НЕ ИМЕЕТ ПРАВА отказаться предоставлять пациенту услугу за государственный счет. Оно обязано записать человека на конкретный день и время, если время ожидания визита не превышает шести месяцев. Если время ожидания превышает этот срок, работник регистратуры обязан создать лист ожидания и связаться с пациентом, как только освободится место на визит к врачу или обследование, – сказал Арис Каспарян. – Снова подчеркну: в этом году общий объем финансирования, выделенный на услуги, по сравнению с 2019 годом увеличился на 500 миллионов евро. Поэтому нельзя сказать, что медицинские услуги за государственный счет недоступны.

«Приходите завтра!»

Это заявление удивило «МК-Латвию». По мнению пациентов и врачей, очереди на медицинские консультации и обследования в этом году не только не уменьшились, но даже наоборот – выросли. Стало практически невозможно за государственный счет попасть на МРТ, эхокардиограмму, УЗИ груди и т. д. На просьбу поставить в очередь сотрудники регистратуры отвечают отказом, объясняя, что годовая квота на эту услугу уже израсходована.

– Как уже было сказано, выделенные квоты чисто физически не могут закончиться, медицинское учреждение получает их раз в месяц, – заявил директор НСЗ Арис Каспарян. – Но мы знаем, что в медицинских учреждениях часто именно так и говорят пациенту, объясняя отказ записать его в очередь на услугу. Поэтому если вы слышите слова «Квота израсходована, в записи отказано», стоит позвонить в центр обслуживания клиентов НСЗ (тел. 80001234), где все жалобы регистрируются и передаются специалистам по контролю.

– Что конкретно сделает сотрудник НСЗ, получив такую жалобу?

– Он анонимно позвонит в медицинское учреждение и в виде контроля попросит записать его на ту же услугу, которую хотел получить пациент. Если он тоже получит ответ «Квоты закончились», то это будет служить основанием для проверки работы медицинского учреждения. Чем чаще нам будут звонить люди и рассказывать об отказе записать их к врачу, тем быстрее мы сможем принять меры по устранению этой проблемы.

Где переработка?

Директор Департамента лечебных услуг Национальной службы здравоохранения Алда Рейника отметила, что в первом полугодии переработка медицинских учреждений по амбулаторным услугам составила 6%, по стационарным – 4%.

Самая частая переработка касалась услуг дневного стационара в общей хирургии, отоларингологии, реабилитации и гинекологии.

А вот услуги без переработки или с незначительной переработкой в основном оказывались амбулаторно – например, консультации гинекологов, отоларингологов, неврологов, а также ряд диагностических исследований – рентген, ультрасонография, электрокардиография, компьютерная томография.

Время ожидания – шесть месяцев

– Вы сами сказали, что порой медицинскую услугу приходится ждать шесть месяцев и больше. Вы считаете этот срок приемлемым?

А. К.: – Я не считаю, что ждать медуслугу шесть месяцев, это нормальная ситуация. Но Национальная служба здравоохранения не выделяет деньги на услуги здравоохранения, она только администрирует квоты, выделенные государством.

К обсуждению вопроса присоединилась директор Департамента медицинских услуг Министерства здравоохранения Санита Янка.

– В Латвии, как и во всем мире, используют алгоритмы обследования пациентов. Согласно этим алгоритмам пациент должен сначала пройти одно обследование, и только если оно не помогло определить состояние его здоровья, направляется на следующее. Но пациенты этого часто не понимают, просят врача выписать им направления на множество разных обследований и таким образом увеличивают очереди на них.

Например, есть два дорогостоящих обследования – магнитный резонанс и компьютерная томография. Они очень востребованы, но у каждого из них есть своя сильная сторона. Только в очень редких случаях пациенту надо пройти оба обследования.

– Далеко не всегда пациент идет на обследование, потому что это взбрело ему в голову. Обычно пациент пытается записаться на обследование по рекомендации своего лечащего врача, но очередь ожидания составляет несколько месяцев. Особенно сложно получить услугу эхокардиографии.

С. Я.: – Да, на это обследование действительно большая очередь. Но знаете ли вы, что вначале стоит пройти не это обследование, а лабораторный тест NT-proBNP. (От редакции: этот тест полезен в клинической диагностике сердечной недостаточности в неясных случаях с неоднозначной клинической картиной или смешанной этиологией заболевания). И только если тест NT-proBNP показал отклонения от нормы, следует записаться на эхокардиографию. Если все пациенты будут следовать этому алгоритму, очередь на эхокардиографию уменьшится.

Cito значит срочно!

– Часто для определения тактики лечения пациент должен как можно раньше пройти обследование. Но размер очереди это не позволяет сделать.

С. Я.: – Согласна, иногда пациенты могут подождать обследование пару месяцев, а есть случаи срочные. В этой ситуации врач должен в направлении написать слово Cito, что означает – «Срочно» и поставить сверху свою печать. Для подобных случаев медицинское учреждение во время формирования очереди оставляет в ней свободные «окна».

Получив такое направление, работник регистратуры обязан записать пациента в обход очереди.

Поэтому, если в направлении у пациента отсутствует слово Cito, значит, его врач не считает, что случай является срочным... Направление со словом Cito можно выписывать как в бумажном, так и в электронном виде.

Замечу, что в последние годы НСЗ сформировало несколько приоритетных групп пациентов, которые могут получить услугу вне общей очереди. Это не только онкологические пациенты, получающие услуги в рамках «зеленого» и «желтого» коридоров, но и беременные женщины при любых проблемах со здоровьем, а также люди, у которых есть болезни сердца и сердечно-сосудистой системы. Для этих групп пациентов установлен срок, в течение которого они должны получить обследование. Поэтому если врач уверен, что пациенту надо срочно пройти обследование, на которое большая очередь, он должен поспособствовать быстрому прохождению обследования.

Добавлю, что сейчас идет работа над дальнейшем определением конкретных случаев (диагнозов, болезней), которые дают право на получение обследования в срочном порядке.

Новая услуга

Недавно Национальная служба здравоохранения ввела новую услугу. Зайдя на сайт www.latvija.gov.lv в раздел Valsts apmaksāti veselības aprūpes pakalpojumi («Оплаченные государством услуги здравоохранения»), можно получить информацию об оказанных вам услугах за прошлый и текущий год, их стоимости в рамках государственного финансирования, а также узнать, сколько было за эти услуги заплачено из государственного бюджета.

Выбор сделан!

– Чуть ранее было сказано, что причина очередей не только в недостатке государственного финансирования. Какая еще причина может быть?

С. Я.: – Многие люди предпочитают записываться на медицинскую услугу к определенному врачу либо хотят пройти обследование в определенном медицинском учреждении. Это влияет на размер очереди в данном конкретном медицинском учреждении. Вот и получается, что в одном учреждении на определенную услугу громадная очередь, а в другом ее нет, или более того – медицинское учреждение не смогло освоить выделенную квоту за предыдущие месяцы. Поэтому призываю латвийцев звонить в НСЗ (тел. 80001234) и узнавать, где самая короткая очередь на нужную им услугу. Также эту информацию можно узнать на сайте www.rindapiearsta.lv, там есть данные о примерной длине очереди в разные медицинские учреждения Латвии.

Перераспределение квот

– Да, люди часто хотят пойти на обследование или консультацию к конкретному врачу. Но если вы видите популярность конкретного врача, может быть, стоит выделить ему больше квот, чем менее востребованному доктору? Или медицинскому учреждению, которое по каким-то причинам регулярно перерабатывает, дать больше квот, чем тому, у кого они остаются неизрасходованными?

Арис Каспарян: – Именно в этом и состоит наш план, мы собираемся перераспределить деньги, забрав их у того учреждения, которое не освоило квоты, и отдав тому, на услуги которого большой спрос. Но пациентам стоит знать, что НСЗ не выделяет квоты на оплату работы конкретных врачей, их выделяют медицинскому учреждению в целом. Медицинское учреждение принимает на работу сотрудников и планирует график приема пациентов.

– Если смотреть на доступность медицинских услуг за государственный счет через электронную программу записи пациентов, видно, что одно и то же медицинское учреждение в Даугавпилсе регулярно радует наличием свободных мест. А вот в Риге записаться к докторам определенных специальностей и на обследования – задача гораздо более сложная.

А. К.: – Если какое-то медицинское учреждение в регионе не сумело освоить квоты, мы передадим их другому учреждению, которое находится в том же регионе. Но не будет такого, что квоты будут «забраны», например, у даугавпилсской поликлиники и направлены в рижскую поликлинику. Только в случае, если все медицинские учреждения конкретного региона не смогли освоить квоты, финансирование будет переведено в другой регион.

– Как часто вы проверяете, освоило ли медицинское учреждение выделенные квоты, и перераспределяете финансирование?

– Два раза в год. Один раз – по истечении шести месяцев и второй раз, когда закончился третий квартал.

– Почему не чаще? Мне кажется, регулярное перераспределение средств могло бы поспособствовать уменьшению очереди и отсутствию переработок...

А. К.: – Мы не можем пересматривать освоение квот чаще, это приведет к увеличению административной нагрузки как на работников НСЗ, так и на администрацию медицинских учреждений. Кроме того, медицинским учреждениям будет сложнее планировать работу врачей и формировать очередь.

А еще, если, допустим, раз в месяц пересматривать финансирование, можно совершить ошибку. Например, востребованный врач в течение месяца был на больничном, в результате квота на его услугу оказалась невостребованной. Если эти деньги отобрать и отдать другому медицинскому учреждению, то люди вообще не смогут попасть к определенному врачу за государственный счет...

– По какому принципу медицинское учреждение осенью и зимой этого года сможет получить бОльший объем финансирования, чем был запланирован?

А. К.: – Если мы увидим, что оно оказывает услуги большому количеству пациентов, чем другое учреждение.

Записались и не пришли!

– Есть еще одна причина, по которой увеличивается очередь на оплаченные государством медицинские услуги. По нашим данным, около 20% пациентов, которым удается записаться к врачу за государственный счет, не приходят на визит, – продолжил Арис Каспарян. – В результате государство оплачивает простой врача, медицинское учреждение теряет квоту, а другие пациенты лишаются возможности попасть к доктору своевременно. НСЗ сейчас работает над электронной записью, чтобы с одним направлением можно было записаться только в одно учреждение, а не во многие одновременно.

«Надо платить больше!»

– Есть мнение, что причиной очередей становятся маленькие государственные тарифы на оплату докторов. Врачи, работающие по договору с государством, зарабатывают гораздо меньше «частников», и не хотят принимать пациентов по квотам.

А. К.? – Да, отдельные тарифы действительно не слишком высоки и специалисты не заинтересованы приходить работать в государственный сектор. Но это касается не всех специалистов. Eсть государственные тарифы, сопоставимые с тарифами «частников».

В то же время тарифы на оплату работы врачей регулярно пересматриваются, и если есть финансовая возможность, то их повышают.

УЗИ или маммография

– Тем не менее уже сейчас есть такая проблема, что женщины не могут попасть на УЗИ груди за государственный счет, а вот к частному врачу – хоть завтра. А ведь медики говорят, что своевременная диагностика рака молочной железы напрямую влияет на лечение болезни.

С. Я.: – Самый эффективный метод диагностики рака молочной железы – это маммография. Это обследование надо проходить регулярно. А УЗИ назначают, только если при маммографии что-то было найдено и требуется уточнение. Замечу, что мы регулярно посылаем женщинам приглашение пройти маммографию за государственный счет, но на обследования приходит только 40% женщин.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.