«Я сидела на диете, худела, затем срывалась, набирала вес и ненавидела себя, упрекая в безволии. Затем начинала все заново, и так на протяжении 30 лет», – говорит психолог, специалист в сфере РПП (расстройство пищевого поведения) Юлия Постоева. Она из собственного опыта знает, как ведут себя люди с РПП, почему у них не получается сбросить вес и каких результатов можно достичь после окончания лечения.

От любви до расстройства

Юлия согласилась рассказать свою историю в надежде, что другие латвийцы увидят в ней себя и это побудит их осознать свою проблему и обратиться за помощью к специалисту.

– Очень многие люди, как и я сама когда-то, считают, что с их психикой все в порядке. И они только по слабоволию вечно сидят на диетах, едят раз в день, а потом наедаются на ночь или сметают все, что под руку попадется. На самом деле расстройство пищевого поведения не имеет отношения к силе воле или характеру человека. Это такая же болезнь, как депрессия, – рассказывается наша собеседница. – А болезнь диетами не лечится...

Но это я сейчас такая умная. Долгие годы эта мысль мне даже в голову не приходила.

– Как складывалась ваша история?

– Следует сказать, что я никогда не была хрупким ребенком. Возможно, причина этого в генетике (по разным исследованиям, генетическая наследственность РПП составляет от 58 до 88%). Свое дело сделали и строгие пищевые правила, которые царили в доме моей бабушки. Там было принято всем вместе сесть за стол и есть, даже если ты не голоден. Я послушно садилась и ела, привыкая не слушать свое тело. Мне говорили: «Села за стол – значит, должна покушать». Кстати, такие установки являются одной из причин для возникновения РПП, и они весьма часты в семьях.

РПП – это психические расстройства, имеющие биологическую основу (диеты, строгие пищевые правила, которые внедряются в поведение человека с целью похудеть). У 23% людей с РПП есть суицидальные мысли или намерения.

Романтика помогает похудеть?

По словам Юлии, в первый раз она сбросила вес в 18 лет, из-за стресса перед поступлением в вуз. Причем произошло это случайно.

– Мои мысли были связаны с экзаменами, новой жизнью, поэтому в тот период я садилась за стол, только когда испытывала чувство голода, и выходила из-за стола сразу после насыщения. Еда в тот момент только помогала поддерживать мою жизнедеятельность, я не придавала пище бОльшее значение, чем нужно, – говорит Юлия. – Сейчас я понимаю, что в тот период неосознанно придерживалась интуитивного питания, а тогда я об этом даже не задумывалась!

За три летних месяца Юлия похудела на 20 килограммов и изменилась настолько, что бывшие одноклассники перестали ее узнавать.

– И так совпало, что в это время у меня впервые начались романтические отношения. Я тут же связала это событие с моим новым внешним видом. Возможно, именно в этот момент я попала в замкнутый круг РПП – «недовольство своим телом – диета – срыв – переедание – стыд/вина – недовольство своим телом и т. д.». Но если в детстве причиной переедания была моя генетика и семейные установки, то потом была виновата уже я сама. Мое сознание поставило знак равенства между худобой и интересом ко мне со стороны мужчины. Мысль о том, что в другом весе я тоже могу быть привлекательна, что полные девушки тоже крутят романы, мне даже в голову не приходила, – улыбается Юлия.

Каждый день на весы

Юлия рассказала, что таким образом она попала в замкнутый круг. Чуть что было не так (как в романтических отношениях, так и просто в жизни), как она садилась на диету, но никогда не была довольна результатами. Недовольство собой было одинаково сильным как при ее максимальном весе в 140 кг, так при минимальном в 60 кг.

– Иногда я выдерживала диеты до конца, иногда срывалась. Но каким бы ни был результат, я всегда была огорчена и без конца думала о том, сколько вешу, как выгляжу и что мне следует есть (чаще – не есть), – рассказывает Юлия. – Наверное, на свете не было такой диеты, которую я бы не проверила на себе. Я сидела на кефирной диете, монодиете, лиепайской диете доктора Хазана, диете Дюкана, стокгольмской диете, проходила множество детокс-курсов. Это была не жизнь, а ад. Я теряла 10 кг, а затем набирала 15 кг, сбрасывала 15 кг, поправлялась на 20. Многие диеты «работают» только один раз, а во второй раз килограммы уже не хотят уходить. Но вместо того, чтобы проанализировать и понять это, я все время винила себя, что не могу стать худой, как девушки с обложки журналов, называла себя слабачкой и укоряюще говорила себе: «На кого ты стала похожа!» И это еще самые «теплые» слова, которые я от себя тогда слышала.

От цифр на весах – а взвешивалась я ежедневно – зависело мое настроение на день. А потом любимая родственница посоветовала чудо-таблетки, которые оказывали слабительный эффект. Я их употребляла шесть лет и сейчас могу сказать, что это было огромной ошибкой для моего здоровья, последствия которой я ощущаю до сих пор. Понимала ли я тогда, что ненавижу свое тело и это не является нормой для психики здорового человека? Нет! Я была уверена, что я полностью здорова, но слабохарактерна...

Пойми себя и изменись

Юлия не скрывает, что такие качели очень ее измотали, она устала от самой себя. Поэтому однажды решила: если вес раз и навсегда изменять не получается, надо изменить то, что в ее силах – профессию. Так Юлия пошла получать высшее образование в сфере психологии.

Именно психология помогла Юлии вырваться из замкнутого круга «диета-срыв-ненависть к своему телу-диета». Ее дипломная работа была посвящена пищевому поведению, поэтому Юлия начала более осознанно подходить к своему питанию и восприятию себя. А когда еще через несколько лет она стала изучать курс под названием «Доказательная психотерапия расстройств пищевого поведения», то к ней пришло осознание, что она многие годы страдала от расстройства пищевого поведения, а конкретно от нервной булимии.

Кстати, этой же болезнью страдала принцесса Диана. Нервная булимия является самым «секретным» расстройством пищевого поведения из-за сильного чувства стыда, которое испытывает человек.

– Таким образом я смогла принять свое тело и даже ощутить благодарность, что оно выдержало все издевательства, которые я творила с ним! – признается Юлия. – Принятие своего тела – это огромный прогресс для тех, кто ненавидел себя. После 30 лет мучений я почувствовала себя свободной. Мне помогла учеба, но обычно РПП само собой не уходит, в идеале с человеком должна работать команда специалистов: семейный врач, психотерапевт, психиатр и специалист по питанию. И все специалисты должны знать, что такое РПП и как оно проявляется. Но, к сожалению, в наших реалиях такой тандем практически невозможен.

Строгие пищевые правила

– Вы несколько раз упомянули, что человек редко осознает, что у него РПП. Что может указывать на наличие РПП, как самому понять, что у тебя есть проблема психологического характера?

– На это может указать совпадение трех факторов:

Первое. Сверхценность формы и веса тела – ригидные убеждения о значимости веса и фигуры. Да, все женщины чем-то да недовольны в своей фигуре, но если настроение женщины напрямую зависит от цифры на весах, то это тревожный звонок.

Второе. Соблюдение строгих пищевых правил, диет, исключение определенных групп продуктов.

Третье. Переедание и компенсация этого.

– А на социальную жизнь РПП оказывает влияние?

– Конечно, и еще какое! Например, женщина после набора веса решает не выходить в люди до тех пор, пока не похудеет. Ни встреча с друзьями, ни поход в театр не заставит ее выйти из дома.

Другой пример. Многие люди с РПП предпочитают кушать в одиночестве, чтобы другие (коллеги или члены семьи) не видели, что он ест. Это не чудачество, это – расстройство пищевого поведения!

Нередко человек с РПП предпочитает есть ночью или поздно вечером. Но если при этом он потребляет четверть от общего объема пищи, это может говорить не о безобидной привычке есть на ночь, а об определенном РПП (синдром ночной еды). Особенно если человек наедается поздно вечером минимум дважды в неделю и при этом даже не представляет, сколько он съел и что именно.

На РПП может указать даже запланированное переедание, когда человек всю неделю строго держит себя в руках, но знает, что в субботу он оторвется и будет есть все, что видит. Это не логично продуманный план, это – ДИЕТА, которая может привести к РПП!

А сейчас скажу то, что многих удивит. Страстное увлечение здоровым питанием тоже может привести к орторексии. Это опасный вид расстройства, о котором большинство людей даже не догадывается.

– А что это такое – орторексия?

– Патологическая фиксация на здоровом питании, которая может привести к серьезным физическим и психологическим последствиям. В отличие от других расстройств пищевого поведения, орторексия не связана с желанием похудеть, а сосредоточена на навязчивом стремлении к «чистоте» и «правильности» питания.

Нормальное питание

– Действительно, удивительно. Но что же на самом деле является нормальным питанием?

– Прежде всего нормальное питание – это вариативное питание, то есть сегодня ты можешь поступить так, а завтра иначе. Но начну с азов. Нормально есть когда голоден, а не когда позвали к столу. Нормально выбирать те продукты, которые вам нравятся, а не те, которые кажутся правильными или соответствуют принципам выбранной диеты. Нормальное питание – есть до момента насыщения, а не останавливать себя только потому, что так нужно.

– Нормально ли заедать проблемы?

– Регулярно – нет, но если ты иногда даешь себе разрешение что-то съесть, потому что тебе грустно, скучно или просто потому, что эта еда тебе очень нравится, то это соответствует принципам нормального питания.

– Оставлять еду на тарелке или съедать все до конца. Какой вариант соответствует принципу нормального питания?

– Оба варианта. Нормальное питание – когда ты оставляешь несколько печенек на тарелке «на завтра». Так же нормально съесть их прямо сейчас, потому что они вкусные. Главное, иметь доверие к своему телу и позволить ему ошибаться в вопросах питания, так как еда – не вся жизнь, а лишь часть ее. Проще говоря, нормальное питание может меняться в зависимости от чувства голода, расписания, доступа к еде и твоих ощущений. В противовес этому, расстройство пищевого поведения и ненормальное питание – это жесткие рамки, это мысли только о еде, это бесконечное принуждение себя к чему-то, что связано с едой.

Результат лечения РПП

– Что поможет избавиться от РПП?

– Работа со специалистом по пищевому поведению. Если кто-то думает, что от РПП его может избавить спорт, очередная диета, процедуры красоты, замужество, какой-то марафон, то он ошибается. Во всем мире, и в Латвии тоже, РПП относится к проблеме психологического характера, эта болезнь, как и любая другая, имеет свой клинический код.

Важно понимать: цель лечения РПП – это не про похудеть, а про восстановление пищевого поведения и работа с образом тела. Но результат лечения – в виде побочного эффекта – часто приводит к снижению веса, так как человек перестает переедать, восстанавливает свое пищевое поведение и как приятный бонус – худеет.

К сожалению, не все врачи могут понять, что у их пациента имеется РПП и потому начинают его неверно лечить.

– Что вы имеете в виду?

– Например, человек с лишним весом приходит к эндокринологу или специалисту по питанию. Скорее всего, и тот, и другой сразу пропишут ему диету. Но человеку с РПП на первом этапе лечения диеты строго противопоказаны.

– Почему?

– Потому что диета означает ограничения, которые на первом этапе лечения вредны. Негативно относишься к своему телу – садишься на диету. Держишь ее, затем срываешься, переедаешь и вновь наступает недовольство собой. Я по такому замкнутому кругу ходила в течение 30 лет.

Причины РПП

– Какие самые частые причины РПП?

– Причин развития РПП множество. Вот только часть из них:

  • Генетическая предрасположенность. Если в семье были случаи расстройства пищевого поведения, то гены могут сделать нас более уязвимыми к таким проблемам.
  • Гормональные изменения, которые могут повлиять на аппетит и пищевое поведение. Иногда наше тело «сбивается» с правильного пути, и это отражается на наших привычках.
  • Высокая масса тела в детстве.
  • Психологические факторы. Наше внутреннее состояние и эмоции играют огромную роль в том, как мы относимся к пище.
  • Диеты и жесткие пищевые правила.
  • Низкая самооценка. Когда мы не уверены в себе, это может заставить нас стремиться к недостижимым идеалам, в том числе внешности и веса.
  • Перфекционизм. Желание всегда быть идеальным может привести в том числе к строгому контролю за весом.
  • Стресс и тревожность. Они могут провоцировать переедание или, наоборот, отказ от пищи, как способ справиться с эмоциями.
  • Травматический опыт. Травмы, пережитые в детстве или юности, могут стать спусковым крючком для расстройств.
  • Социальные факторы. То, как мы воспринимаем себя, часто связано с нашими близкими и с обществом, в котором мы живем. Например, мама вечно сидела на диетах и ругала себя за лишний вес. Дочка это слышала и когда выросла, начала делать то же самое.
  • Навязанный социальными медиа образ идеала красоты. Это создает давление и заставляет стремиться к таким же стандартам, даже если они по физиологическим причинам нереалистичны.
  • Семейная динамика. Отношения в семье могут сильно влиять на наши привычки. Например, избыточный контроль или критика со стороны значимых взрослых могут создать уязвимость к расстройствам пищевого поведения.
  • Культурные ожидания. В некоторых культурах существует сильное давление соответствовать определенным стандартам внешности, что может стать триггером для расстройств.

«Ого, уже вторая булочка?»

– А еще к развитию нарушения пищевого поведения может привести фудшейминг, – продолжает наша собеседница. – Фудшеймингом называется критика пищевых привычек, и это явление в Латвии очень распространено.

Фудшейминг может проявляться в разных формах и ситуациях, например, в обыденных комментариях, которые человек слышит в семье («Зачем взял вторую булочку?» или «Ты не должен есть после шести вечера!»). Коллеги на работе, возможно из хороших побуждений, тоже нередко занимаются фудшеймингом. Кто из нас не слышал, что «людям с большим весом не стоит есть мороженое» или «тебе лучше пить кофе без сахара».

Кроме того, популярные блогеры и пользователи соцсетей часто публикуют посты, осуждающие пищевые привычки других.

– К чему может привести фудшейминг?

– Он может стать катализатором для развития анорексии, булимии и компульсивного переедания, особенно среди подростков и молодых людей. Также возможны проблемы с самооценкой, так как постоянная критика пищевых привычек человека подрывает уверенность в себе и формирует негативное восприятие собственного тела. А еще люди, испытывающие фудшейминг, могут начать избегать всего, что связано с едой на людях, чтобы не подвергаться критике. А еще фудшейминг может вызывать чувство вины и стыда, приводя к повышенной тревожности и стрессу.

– Кто чаще всего страдает РПП?

– Заболеть РПП могут люди независимо от возраста, пола, этнической принадлежности или социально-экономического статуса.

Наиболее часто РПП встречается у подростков и молодых женщин в возрасте от 12 до 25 лет, потому что этот период сопровождается значительными физическими и эмоциональными изменениями, что может способствовать возникновению проблем с восприятием собственного тела.

Женщины подвержены РПП в два с половиной раза чаще мужчин. Это связано с более высоким давлением со стороны общества, чтобы соответствовать определенным стандартам красоты. Отмечу, что мужчины реже обращаются за помощью к специалистам.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.