Facebook.com / Jaunā Vienotība Rīga
Facebook.com / Jaunā Vienotība Rīga
Жизнь

Недавно мэр Риги Вилнис Кирсис побывал в эфире Латвийского радио – 4. Не грозит ли самоуправлению банкротство? Что для рижан изменится в социальной сфере? Когда столица отремонтирует аварийные дороги? Кирсис ответил на вопросы ведущей передачи «Открытый разговор» Ольги Князевой и главного редактора «МК-Латвии» Маргиты Спранцмане.

«У нас и свои писатели есть»

Недавно стало известно, что Рижская дума поддержала идею переименовать несколько улиц столицы. Улицу Маскавас, например, планируется назвать улицей Латгалес. Новые названия самоуправление присвоило ул. Пушкина, Тургенева, Лермонтова и Гоголя, а также ряду других.

– Как вы прокомментируете переименование улиц?

– Эта идея первично исходит от моих коллег (из Национального объединения. – Прим. ред.), при заключении коалиционного соглашения они настаивали на том, чтобы Рижская дума рассмотрела этот вопрос. В своей фракции мы решили, что в принципе поддерживаем смену названий, но голосование по этому вопросу будет свободным. 

– Вы сами поддерживаете эту идею?

– Я думаю, что мы ясно и понятно должны показать свою солидарность с Украиной. Намерения Путина восстанавливать империю, собирать исторические земли... Этому не место в Риге. Мы не будем лить воду на мельницу имперского мышления, у нас есть свои художники и герои.

– То есть улицы Тургенева и Пушкина в Риге служат укреплению имперского мышления России?

– В какой-то мере да. В свою очередь у нас есть замечательный художник Пурвитис, но в Риге улицы его имени нет. Есть в Латвии и другие люди искусства, так зачем же нам прославлять художников и писателей из другого государства?

– Сколько стоит переименование улиц?

– Думаю, речь идет о десятках тысяч евро. Потребуется поменять таблички на домах, внести изменения в базы данных. Но это не те деньги, которые могли бы повлиять на наше решение.

– После этого в Риге останутся еще памятники или другие объекты, которые вы считаете объектами оккупационного наследия?

– Пока нет.

– То есть от всего ненужного избавились?

– Да, требования закона в этом отношении мы выполнили.

– А планирует ли самоуправление устанавливать новые памятники взамен снесенных?

– Безусловно, дискуссии об этом ведутся, например, есть предложения по установке памятника Аспазии. Сейчас мы планируем начать обустраивать мемориал жертвам трагедии в Золитуде, хотя это несколько другая история... Что касается художественных памятников, то идея каждого из них должна созреть. Например, требуется время на проведение архитектурного конкурса. Так что быстро новые памятники не появятся, хотя подобные идеи в воздухе витают.

«Это неадекватные зарплаты!»

– Недавно в СМИ обсуждали руководителя бюро бывшего мэра Риги Мартиньша Стакиса, трудовые доходы которой в отдельные месяцы достигали 11000 евро. Имеются ли у ваших советников и помощников такие зарплаты?

– Я не знал, что в бюро бывшего мэра были такие зарплаты. У моих советников и близко такой зарплаты нет, их доходы в несколько раз ниже. Я считаю названную зарплату неадекватной, хотя подобное происходило во все времена. Например, руководитель бюро мэра Ушакова была одновременно устроена в предприятие Rīgas ūdens и тоже получала немалые доходы. Согласен, чтобы получить хорошего сотрудника, сегодня ему надо предложить хорошие условия, но в любом случае 11000 евро – это зарплата руководителя крупного предприятия, а никак не советника мэра.

– Вы будете разбираться с этим вопросом? Не усматриваете ли в этом разбазаривания денег самоуправления?

– Видите ли, назначать такие зарплаты не запрещено. Вопрос стоит иначе, то есть насколько это этично или логично. Здесь можно требовать от господина Стакиса только политической ответственности. Можно ли его привлечь к юридической ответственности, я не уверен.

«Надо требовать политической ответственности за такие дела!»

– Недавно принят бюджет Рижской думы на 2024 год и заявлено, что он во многих смыслах будет рекордным. Например, власти выделили дополнительно 21 миллион евро на социальную сферу. Что благодаря этому изменится в жизни рижан?

– О бюджете я хотел бы поговорить более широко. Самая большая проблема, которую мы должны были решить при рассмотрении этого бюджета, это повышение зарплат для педагогов, особенно – для работников детских садов. Это потребовало большого финансирования, но мы его нашли.

Что касается социального блока, то из-за инфляции существенно выросли расходы на социальные услуги, которые мы закупаем у Красного Креста, Латвийского общества самаритян и других партнеров. Большая часть из дополнительно выделенного 21 миллиона евро уйдет именно на то, чтобы покрыть повышение цен на эти закупаемые услуги.

Вдобавок у нас есть центры длительного социального ухода, там годами не делался ремонт. Мне стыдно за то, как они выглядят! В этом году мы выделили инвестиции на ремонт этих центров. Конечно, сразу отремонтировать все пансионаты не получится, поскольку центры при этом должны продолжать работу. Однако уже известно, что деньги будут вложены в центры «Стелла Марис», «Межциемс», «Гайльэзерс».

Также мы повысили и зарплаты социальных работников. Это было необходимо, поскольку  наших специалистов уже начинали переманивать, например, в Министерство благосостояния.

«Это двойная игра министерства...»

– Еще 240 миллионов у вас запланировано на инвестиционные проекты. Что именно будет сделано на эти средства?

– Самый большой наш объект – это четвертая очередь строительства Южного моста. Но по этому поводу еще продолжаются переговоры с правительством.

Строительство четвертой очереди Южного моста в Риге оказалось под большим вопросом. Проект должен был соединить переправу с Елгавским шоссе, но пока неизвестно, будут ли выделены на это необходимые 80 миллионов евро из фондов ЕС.

Далее 35 миллионов выделено на восстановление покрытия улиц. Это очень много, ведь в последнее десятилетие на эти цели тратили только 1–1,5 миллиона евро в год. Именно по этой причине мы видим сегодня так много ям.

Еще надо отметить блок образовательных учреждений. Тут у нас запланировано продолжать ремонты школ. А если все получится, то в этом году мы хотели бы приступить к строительству полностью новой школы на границе районов Чиекуркалнс и Межапарк. В этом районе нет учебного заведения, а нужда в нем у населения есть.

– Интересно! Вокруг говорят о закрытии школ, а в Риге вдруг решили строить новую.

– Проблема закрытия учебных учреждений касается в основном регионов. В Риге же на протяжении последних лет мы упорядочиваем школьную сеть, каждый год реформируем и объединяем школы. Полупустых школ в нашем городе нет. Например, в Межциемсе сейчас построено много новых домов, и там жителям также нужна новая школа.

– Вернемся к тому, что Рига в этом году может и не получить европейское софинансирование на строительство упомянутой вами четвертой очереди Южного моста. Есть ли у Риги свои деньги, чтобы закончить стройку?

– Новость о лишении нас европейского софинансирования стала неприятным сюрпризом со стороны нового министра, поскольку его предшественник закладывал этот проект в планы. Но пока окончательного решения по этому вопросу нет, ведутся переговоры с Министерством финансов и все еще есть надежды, что европейские деньги будут выделены и мы сможем двигаться со строительством четвертой очереди Южного моста дальше.

Конечно, Рига могла бы попытаться занять средства на эти цели и справиться своими силами. Но со стороны министра тут такая двойная игра.

– Почему же?

– Дело в том, что самоуправление не может просто обратиться в банк за деньгами, оно должно получить разрешение правительства. Годовой лимит новых займов для всех самоуправлений страны составляет 120 миллионов евро, и понятно, что если Рига получит разрешение на такой кредит, то остальным самоуправлениям ничего не останется. Едва ли Министерство финансов на это пойдет.

Так что мы попали бы в замкнутый круг – с одной стороны, нам говорят: «Берите кредит», а с другой – не предоставляют такой возможности.

Вспомним еще о том, что в Риге имеется порт, обслуживающий всю Латвию. Из этого порта крестьяне могут отправить свое зерно на экспорт, сюда приходят товары, которые затем развозят по регионам, и так далее. Но сеть магистральных улиц Риги не приводили в порядок с советских времен. И рижане страдают от того, что по маленьким улицам ездят грузовые фуры. Я считаю, что это проблема не только для Риги и необходимо на уровне правительства позаботиться о том, чтобы грузовые машины попадали в Рижский порт по единой крупной магистрали.

На исправление ошибок потребуется четыре-пять лет

– В этом году бюджет ремонта городских улиц достиг 35 миллионов евро, однако еще несколько месяцев назад вы сами утверждали, что в поддержание транспортной сети нужно вкладывать не менее 40 миллионов евро в год. Почему снова не удалось найти нужную сумму?

– Нам нужно посмотреть на историю вопроса. Когда я стал отвечать за инфраструктуру Риги, на ремонт дорог ежегодно тратили почти в 40 раз меньше, чем необходимо. В мое время финансирование удалось поднять до 10 миллионов евро в год, а в этом сезоне наконец-то сделан следующий шаг – выделены более 30 миллионов. Понятно, что за один год трудно найти в бюджете нужные деньги и создать систему, которая способна такие суммы освоить.

Но моя абсолютная цель – это в ближайшие два года достичь финансирования на ремонт дорог в размере 40–50 миллионов евро в год.

Чтобы вы поняли суть проблемы, скажу, что в Риге тысячи километров асфальтированных улиц. Асфальт, как любая вещь, имеет свой срок годности, он составляет примерно 10 лет. Если раз в 10 лет дорожное покрытие не поменять, появляются трещины и ямы. Так вот, во многих местах у нас асфальт лежит еще с советских времен, и не удивительно, что дороги в плохом состоянии.

– То есть отдельные улицы не ремонтировали более 30 лет?

– Да, где-то 30 лет, где-то 20. У нас за прошлые годы накопились большие проблемы, но не буду лгать и скажу сразу, что быстрого решения не будет. Даже если мы станем вкладывать в ремонты 40–50 миллионов евро в год, нам потребуется не менее четырех-пяти лет, чтобы рижане реально заметили изменения к лучшему.

– Какие участки дорог в плохом состоянии вы планируете отремонтировать уже в этом году?

– В первую очередь это дороги в Вецмилгрависе, Яунциемсе, на ул. Бикерниеку, 2-я линия Чиекуркалнса, Улманя гатве. Все эти улицы планировалось отремонтировать уже в прошлом году, но из-за политического кризиса в Рижской думе работы перенесены на 2024-й. Конечно, к этому списку прибавятся и новые улицы, ждущие немедленного ремонта.

Что у Риги  в копилке?

– Планы Рижской думы впечатляют, но городской бюджет принят с дефицитом. Скажите, это не создает угрозы для финансовой стабильности самоуправления? Не возникнет ли угрозы банкротства города, как это происходит сейчас в Резекне?

– Я попытаюсь ответить вам на примере семейного бюджета: как частное лицо, вы какое-то время можете тратить больше денег, чем зарабатываете, если ранее вы создали накопления. У Риги такие накопления имеются, они составляют примерно 150 миллионов евро. Таким образом дефицит бюджета в 2024 году – это не проблема.

– Появилась информация, что новая колея Rail Baltic к 2030 году не дойдет до Риги. Чего же ради мы терпим такие ремонтные ограничения в центре города?

– Я действительно не могу гарантировать, что к 2030 году железная дорога пройдет через Ригу, потому что это проект Министерства сообщения. Рига является в этом проекте только партнером. От нее зависит только интеграция железной дороги в городскую инфраструктуру, строительство велодорожек, переходов и т. п. В переговорах с правительством я настаиваю, что основная трасса Rail Baltic должна идти через Ригу, в противном случае для Латвии в ней нет никакого смысла. Но все в руках Министерства сообщения.

Страхования здоровья для пенсионеров не будет

– Хочу напомнить, что в 2017 году во время предвыборной кампании вы обещали снизить билеты на транспорт на 60%, утеплить 300 домов, создать 250 рабочих мест для инвалидов, предоставить 4000 квартир в аренду молодым семьям, ввести страхование здоровья для пенсионеров. Что с этими планами?

– Должен сказать честно, в 2017 году у меня не было такого опыта в Рижской думе, какой есть сейчас. Теперь я вижу, что многие проблемы куда более болезненны, чем мне казалось в прошлом.

– То есть – не ждать?

– Нет, идеи не забыты, например, утепление зданий пошло гораздо быстрее. Но я вижу, что сейчас абсолютным приоритетом для Риги является приведение в порядок инфраструктуры: дорог, мостов, велодорожек.

– Не все важные решения требуют большого финансирования. Например, Юрмала уже ввела для своих жителей бесплатный проезд на электричках до Риги. А Рига много лет обещает, что мы сможем пользоваться городским э-талоном в электричках, однако все остается на уровне обещаний. Что с этим проектом?

– Вы затронули очень болезненный вопрос о том, как распределяется финансирование между самоуправлениями. К сожалению, подоходный налог поступает в то самоуправление, где человек ночует, то есть задекларирован. Например, один человек в Риге дает экономике больше в три раза, чем один человек в Юрмале. Но если мы посмотрим на доходы бюджета, то окажется, что в Юрмале они больше, чем в столице. В результате Юрмала и позволить себе может больше, чем столица: вводит 90-процентные скидки по налогу на недвижимость, проезд в поездах, какие-то новые доплаты. А Рига, как донор, может позволить себе меньше, чем получатель. Как мэр, я говорил об этом с правительством и продолжу это делать. Если бы мы ежегодно не платили в Фонд выравнивания самоуправлений 135 миллионов евро, которые затем перераспределяют между другими городами, то могли бы позволить себе намного больше. Наверное, мы и правда должны поддерживать другие самоуправления, но поддержка должна быть логичной.

Чем поможет мэр?

– Можно ли записаться к вам на прием?

– Да, все депутаты, и мэр в том числе, раз в месяц обязаны вести прием жителей. Ко мне можно записаться у моих помощников.

Записаться к мэру Вилнису Кирсису можно у его помощницы Индры Риньке по телефону +371 67012222 или электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.. Прием идет на латышском языке. Считайтесь с возможным длительным ожиданием приема.

– А чем, собственно, мэр способен помочь рижанину?

– Я не смотрю на эти встречи, как на способ решить проблему конкретного человека, поскольку в Риге около 600 000 жителей и выслушать всех невозможно. Но прием посетителей помогает мне идентифицировать проблемы в системе и исправить их. Я знаю, что были мэры, которые приглашали писать им лично в Твиттере и обещали все проблемы решить. Но на поверку – это именно тот способ, который помогает ничего не решать. В то же время мэр не должен отрываться от земли. Так что весной, когда немного потеплеет, я снова начну ездить по районам, говорить с жителями и знакомиться с их проблемами.

«Снежные билеты» никто не отменял

– Вы упомянули, что в Риге около 600000 жителей. По данным разных служб, в рабочие дни в город на работу приезжает еще около 200 000 человек. Это люди из других самоуправлений, которые могли бы жить в Риге и платить налоги здесь. Как город может их залучить к себе?

– Это возможно. Я считаю, что этому мешает в первую очередь проблема с жильем. Сегодня Риге невозможно снять или купить квартиру по разумной цене. В городе необходимо строить больше домов. В то же время многоквартирные дома, построенные в советское время, нуждаются в ремонте и утеплении. Но наши жители до сих пор не осознают своей ответственности за эти процессы. Так что дома, в которых живут до 70% рижан, очень непривлекательны. В результате получается, что люди выбирают для жизни Рижский район, например, Олайне, Огре и другие города. Следует работать над тем, чтобы такие семьи захотели переехать в Ригу, именно так мы сможем получать часть их подоходного налога и еще активней развивать строительство и инфраструктуру.

Кроме того, я выступаю за то, чтобы поступления от подоходного налога разделить на две части. Половину налога должно получать самоуправление, где человек работает, а вторую половину – самоуправление, где человек задекларировал свое место жительства. Напомню, что сейчас 100 процентов налога поступает по месту жительства человека. А в Киеве, где я только что был в командировке, налог в полном размере поступает по месту работы человека.

– А есть ли в правительстве политическая воля на то, чтобы изменить налоговую систему?

– От таких изменений в выигрыше осталась бы только Рига. Остальные самоуправления потеряли бы в деньгах. Так что тут один мой голос – против голосов 40 других самоуправлений, в таких условиях провести идею практически невозможно...

– Последний вопрос. Жители спрашивают, почему в этом году Рига не вводила «снежные билеты», которые во время метели позволяют автовладельцам бесплатно пользоваться общественным транспортом?

– Мы не отказались от этой идеи и даже один раз объявили «снежные билеты» в начале зимнего сезона. Но в дни февральских метелей нас подвели метеорологи: своевременно не объявили о снегопаде. В будущем при условии, что дума будет получать информацию о непогоде вовремя, «снежные билеты» будут использоваться снова.


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.