Новости о том, что многим школам грозит закрытие или реорганизация, будоражат общество. Разбираемся в том, что происходит.
Недавно комитет Рижской думы по образованию, культуре и спорту поддержал ликвидацию четырех основных школ: Белорусской основной школы, Рижской Восточной основной школы, основной школы Балтмуйжас, основной школы имени Сергея Жолтока.
По факту эти образовательные учреждения войдут в состав других, более крупных школ и многие дети продолжат обучение в тех же зданиях.
Но в целом в Латвии царит тревога, ведь в ближайшее время может быть объявлено о реальном закрытии десятков школ. Почему это происходит?
Что решил МОН?
В прошлом году Министерство образования и науки (МОН) представило основные критерии для реорганизации сети школ. Одно из главных условий, при соблюдении которого школам сохранят госфинансирование – определенное количество учащихся в разных группах классов. Статус школы и то, будет она начальной, основной или средней, определяет самоуправление.
Многие школы критериям МОН не соответствуют и в скором времени рискуют быть закрыты, если самоуправления не возьмут их финансирование на себя.
Правда, как подчеркивают в МОН, в большинстве случаев речь идет не о закрытии школ, а о смене степени образования, например, со средней школы – на основную или с основной школы – на начальную. Однако для многих школ и такие решения будут болезненными.
Цифра
В 2023 году в Латвии были закрыты или реорганизованы 52 школы, сообщает МОН.
«Цель этой реформы – разрушить и опустошить»
На портале manabalss.lv в августе 2023 года появилась общественная инициатива LAUKU MAZAJĀM VIDUSSKOLĀM – BŪT! («Маленьким сельским средним школам – быть!»). Она уже собрала 11890 подписей и была подана в Сейм.
Автор инициативы Маргарита Колосова в телеинтервью сказала: «Как сельский житель, я вижу, что цель этой школьной реформы – разрушить и опустошить села. Похоже, министерство не понимает, для кого предназначены школы – для детей или для учителей».
Маргарита четко обозначила цель инициативы: «Я хочу, чтобы Министерство образования при проведении школьной реформы исходило не только из цифр в таблицах, а понимало, что за каждой цифрой стоит ребенок, семья, учитель и будущее поселка. Поэтому я призываю отказаться от количественного критерия о плотности распределения средних школ в регионах как от основного, и закрепить в законодательстве качественные критерии, начиная с результатов централизованных экзаменов, чтобы средние школы могли сохранить свой статус».
Школам – быть?
В январе в соцсетях была запущена акция #skolāmbūt (школам быть), к которой присоединились более 180 школ. В знак солидарности с защитниками школ учителя и ученики исполняли гимн Латвии.
В начале года в Фейсбуке завирусился пост, которым поделились более 2,7 тысяч человек. В посте приводилась карта школ, подлежащих реорганизации, и говорилось о том, что МОН планирует закрыть или реорганизовать по всей Латвии 277 школ и о том, что лишь 47 школ признаны соответствующими критериям МОН. Однако эту информацию Министерство образования опровергло: «Эта карта не соответствует действительности. Всего в Латвии работают 563 муниципальные школы, а распространители этой карты говорят, что половина из них «не соответствует».
В своем сообщении МОН подчеркнуло, что не имеет права открывать, закрывать, реорганизовывать школы или менять в них степень обучения, подобные решения – компетенция самоуправлений. Однако решения самоуправлений напрямую зависят от критериев МОН – и получается замкнутый круг.
В знак протеста – на баррикады
Некоторые школы открыто выражают свое несогласие с решениями краевых властей. Например, в приморском поселке Мерсрагс учителя, родители и ученики не поддержали идею думы Талсинского края превратить среднюю школу в основную, закрыв 10–12-е классы. С посылом, что детям Мерсрагса нужна школа, по всему поселку жители развесили детские школьные рюкзаки. Пока вопрос о реорганизации школы Мерсрагса в думе Талсинского края отложен.
В январские дни, когда в Латвии вспоминали защитников баррикад 1991 года, в другом приморском поселке Энгуре учителя и ученики устроили пикет протеста рядом со средней школой, которую Тукумская дума из-за несоответствия критериям МОН предложила переделать в основную. Участники акции жгли костры и возвели баррикады из парт и брусьев. При том, что демографическая ситуация в Латвии ухудшается, в Энгуре количество жителей увеличивается. Однако большого притока детей, желающих учиться в средней школе, нет.
Замдиректора школы Каспар Карклиньш обратился с речью к собравшимся: «Грустно, что нам нужно снова идти на условные баррикады, чтобы отстоять свое право выбирать, где нашим детям учиться, где они будут заниматься спортом и музыкой… За право сказать Министерству образования: мы не только цифры в таблице Excel! Мы – люди, каждый со своими надеждами на будущее».
Судьба школы в Энгуре
В разговоре с «МК-Латвией» директор средней школы в Энгуре Илзе Калнозола призналась, что коммуникация с самоуправлением проходит нелегко. Но есть шансы, что школа получит «статус доступности», то есть не будет реорганизована, потому что поблизости нет других школ.
Сейчас в средней школе Энгуре учатся 28 человек, в среднем по 10 человек в классе. По словам директора, ученики ездят в Энгурскую среднюю школу со всего побережья – с Рагациемса, Клапканциемса, Берзциемса, из Мерсрагса:
– Если нашу школу закроют, многим детям станет сложно добираться до места учебы. Поэтому, скорее всего, нам присвоят «статус школы доступности» (в исключительных случаях МОН сохранит госфинансирование школам, которые нельзя закрыть, так как поблизости нет других школ. – Прим. авт.).
Как считает Илзе Калнозола, искусственно количество учащихся в средней школе не увеличишь:
– Если ребята после 9-го класса решили идти в училище получать профессию, их не удержишь в средней школе, а таких ребят у нас много. Можно уговорить продолжать учебу тех, кто еще не определился, и тех, кто хочет поступать в вузы.
Мнения пользователей Фейсбука
«19 миллионов евро (а может, и больше?) было потрачено на создание бракованной программы «Школа 2030»! Может, пора начать называть имена авторов?» – пишет Гатис.
«Закрытие небольших сельских школ – одна из причин того, что число жителей в стране уменьшается, а регионы Латвии пустеют, – пишет Гунтис. – За последние 23 года в Латвии было закрыто 400 школ! Что делать? Государство должно финансово поддерживать содержание сельских школ, устанавливать надбавки сельским учителям по сравнению с городскими учителями; оказывать финансовую поддержку многодетным молодым семьям на селе».
«Есть нарекание, что сельские школы тратят деньги, которые можно было бы вложить более рационально, – пишет выпускник Рудзатской средней школы Давид. – Потому что житель села – как бы уже не полноценный член общества. Он как-нибудь все равно выживет, заткнется, успокоится… В то время, когда почти все инвестиции сосредоточились в Риге и других крупных городах, жители регионов не роптали, а смирились с существующим положением. Единственное их желание – сохранить школы, чтобы дать своим детям лучшее будущее. Но теперь и это отнимают. Неужели мы настолько недальновидны, что начнем экономить за счет своего будущего?»
Зачем нужна реорганизация?
В Министерстве образования и науки (МОН) нам рассказали о том, чем руководствовались, разрабатывая концепцию о реорганизации школ, которой должны будут придерживаться самоуправления.
Наша цель – качество образования
Наш собеседник – Мартиньш Лангратс, представитель МОН.
– С чем связана необходимость в реорганизации сети латвийских школ?
– В большинстве случаев изменения связаны с демографическими тенденциями, с уменьшением или увеличением численности населения в регионе. Также они обусловлены перспективами развития регионов, возможностью появления там новых производств и новых рабочих мест.
– Каковы цели реорганизации сети школ?
– Государство устанавливает критерии, которым должны соответствовать школы самоуправлений, чтобы получить 100% или частичное финансирование на оплату труда учителей, администрации школы и вспомогательного персонала. Единые критерии, по которым школам выделяется государственное финансирование, нужны, чтобы дети имели возможность получать одинаково качественное образование, независимо от местонахождения школы, а учителя и маленьких и больших школ, и городских и сельских школ имели одинаковую зарплату.
Расходы на существующую сеть школ высоки и постоянно растут, особенно в местах с низким уровнем заселения. Поэтому грамотное планирование экосистемы образования позволит более эффективно распределять человеческие ресурсы и высвободить финансовые ресурсы, которые в дальнейшем можно направить на оплату труда учителей.
Число имеет значение
– Почему такую важность приобрело количество детей в школах? Разве оно так влияет на качество образования?
– Оптимальное количество учеников в классе варьируется от 12 до 36 в зависимости от ступени образования.
В группе 1–6-х классов критерии носят рекомендательный характер, на этой ступени образования не допускается организация объединенных классов. В группе 7–12-х классов критерии обязательны для всех самоуправлений. В целом критерии МОН – отправной пункт для анализа экосистемы образования и переговоров с самоуправлениями. Если посмотреть на данные и результаты исследований, успеваемость учащихся сильно зависит от профессионализма учителей, от учебной среды и образовательной инфраструктуры. Учителей мотивируют лучше работать такие факторы, как стабильность, занятость полный рабочий день и достойное вознаграждение. В школах с небольшим количеством учеников и с тенденцией к их сокращению эти факторы учителям сложно гарантировать.
Если мы не улучшим условия труда учителей и не повысим привлекательность профессии, существует высокий риск того, что нехватка учителей не позволит школам обеспечить доступ к обязательному образованию.
– Что будет со школами, которые не соответствуют критериям МОН?
– Если школа не соответствует критериям, самоуправлениям придется решить, смогут ли они самостоятельно, без помощи государства, обеспечить необходимое финансирование зарплат учителей и персонала школ.
Статус доступности
– Что подразумевается под школами со статусом доступности?
– Некоторые школы, в которых обучается небольшое количество учеников (менее 60 в средней школе), будут полностью финансироваться из госбюджета из соображений территориальной доступности для учеников. Например, такое будет практиковаться, если школьники не смогут доехать до другой школы за 40 минут или расстояние до другой школы составит более 25 км. Такой статус доступности будет установлен, например, в средних школах Дундаги и Яунпиебалги.
– В какие сроки должны быть приняты решения об изменении сети школ?
– Самоуправления должны принять решения о реорганизации школ до 1 марта (в исключительных случаях до 31 мая) и представить эти решения в МОН для утверждения.
– Касается ли реорганизация/ликвидация только муниципальных школ или частных школ также?
– Критерии государственного финансирования зарплат учителей распространяются и на частные школы.
– Будут ли при реорганизации школ учитываться мнения администрации школ, учителей, учеников, их родителей?
– При принятии решений о школьной сети местные власти учтут множество факторов, в том числе потребности и интересы населения.
Критерии мобильности
Согласно концепции МОН в1–6-х классах будет действовать принцип «Образование ближе к дому»: ребенок должен тратить на дорогу до школы на транспорте самоуправления не более 40 минут.
В группах 7–9-х и 10–12-х классов расстояние между школами не должно будет превышать 50 км, а время на дорогу в одну сторону не должно занимать более 55–60 минут.
На этапе среднего образования (10–12-е классы) самоуправлениям придется обеспечить доступность обучения по крайней мере в одной средней школе на своей территории, а если количество учащихся в этой школе не достигает минимального количества, то обеспечить доступность образования для учеников в соседнем самоуправлении.
Критерий количества учеников
Минимальная численность учащихся в классах будет определяться в зависимости от места расположения школы, с учетом плотности населения и распределения детей в регионе.
По концепции МОН, в Риге, Даугавпилсе, густонаселенных регионах, городах государственного значения и некоторых самоуправлениях столичного региона минимальное количество учащихся в школах (во всех группах классов) должно составлять не менее 120 человек. В Добеле, Гулбене, Кулдиге, Лимбажи, Ливаны, Мадоне, Икшкиле, Лиелварде, Прейли, Салдусе и Талси количество учащихся в группах 1–9-х классов должно составлять 60 человек, а в группах 10–12-х классов – 120 человек.
В пригородах и поселках минимальное число учащихся в группах 1–3-х и 4–6-х классов должно составлять 30 человек, в 7–9-х классах – 45 человек, в 10–12-х – 60 человек.
В сельских и малонаселенных районах число учащихся во всех группах классов до 9-го класса должно составлять 30 человек, а в средней школе – 60. В приграничных с Россией самоуправлениях число учащихся в классах до 9-го класса сможет автономно определять само самоуправление, а в 10–12-х классах должно быть не менее 60 учеников.
Концепцию МОН о развитии сети школ критикуют представители ряда самоуправлений. Наибольшую критику вызывают критерии для 7–9-х классов – требование к минимальному количеству учеников может привести к тому, что ряд основных и средних школ будут реорганизованы в начальные, поскольку не смогут выполнить критерии министерства.
Большой вызов для самоуправлений
Перед самоуправлениями до 1 марта стоит нелегкая задача – принять решение о судьбе своих школ. Как это будет происходить, рассказывает Рита Вецтиране, председатель Комитета по образованию и культуре Латвийского союза самоуправлений.
– Сколько школ в этом году будет реорганизовано или закрыто – никто не знает, каждое самоуправление будет самостоятельно принимать решение, – говорит Рита Вецтиране. – Учитывая ситуацию и критерии МОН, самоуправления анализируют данные, оценивают школьную сеть, чтобы принять решения на следующий учебный год. Пока нет общего прогноза, какой должна быть школьная сеть по всей стране.
– Какой будет модель финансирования школ со стороны самоуправлений?
– На уровне основной школы: если там не хватает учеников, государство продолжит выделять часть финансирования, при условии, что самоуправление будет софинансировать школу. На уровне средних школ: если учеников значительно меньше, чем предполагают критерии МОН, госфинансирование прекращается полностью, самоуправление, чтобы сохранить школу, должно само ее финансировать из своего бюджета.
Критерии выполнить сложно
– Вам не кажется, что критерии Министерства образования по поводу количества учеников в классах трудновыполнимы для многих школ?
– Да, это так, в первую очередь в группе риска находятся ученики 7–9-х классов. Ведь после 6-го класса число детей в школе не может увеличиться! Этой группе стоит уделить особое внимание, надо отслеживать каждого ребенка до 9-го класса – где он учится, надо понять, доступно ли ему школьное образование. Оно должно быть доступно за счет государства, при этом школа не должна находиться далеко от дома – все это в нормативах нужно четко прописать. Такие вопросы нельзя перекладывать на плечи родителей.
– Правда ли, что под угрозой ликвидации в первую очередь окажутся маленькие сельские и провинциальные школы, в которых учится немного детей?
– Нельзя сказать однозначно, что проблема касается в первую очередь этих школ. Зачастую в городских и столичных средних школах не хватает учеников, в то время как во многих сельских школах число учеников достаточно. Все зависит от того, какими были решения самоуправлений по поводу школьной сети в прошлые годы. Если они были разумными, возможно, и реорганизация не потребуется.
– Как будет решаться проблема с доступностью школ?
– Это главный вызов для самоуправлений, эту тему будут обсуждать МОН, Министерство защиты среды и регионального развития и Министерство сообщения. Возможно, где-то надо будет построить дороги, где-то – пустить дополнительный транспорт или развить новую транспортную сеть.
Как оценят качество
– Что, кроме критериев МОН самоуправления будут учитывать, принимая решения о судьбе школ? Прислушаются ли они к мнению учителей и учеников?
– Думаю, что их выслушают. В первую очередь самоуправления должны оценить качество преподавания, понять, есть ли в школе необходимое количество педагогов и вспомогательного персонала, какова динамика учебного процесса. Примут во внимание, есть ли неподалеку другие школы, оценят и демографические данные по региону.
– Каким образом самоуправления будут оценивать качество образования в той или иной школе?
– По результатам обязательных проверочных работ в основной школе. По результатам централизованных экзаменов в девятых классах и в средней школе. Примут во внимание, хватает ли в школе учителей, обеспечены ли школьникам все учебные часы.
– В каких регионах сейчас не хватает школ?
– Не хватает школ в Рижском районе и многим детям приходится ездить в Ригу на учебу.
Марина СИУНОВА