Около 250 тысяч латвийцев сейчас живут за границей. Как прошел для них уходящий год? Не раздумывают ли уехавшие о возвращении в Латвию?
Вести из-под Аликанте
Андрис Б. уехал из Латвии в Испанию год назад, поселился с семьей в небольшом городке под Аликанте. Хотя поначалу было непросто, сейчас ни о чем не жалеет. С тем, чтобы снимать апартаменты на семью из четырех человек, в Латвии пришлось продать трехкомнатную квартиру.
– Андрис, почему решили уехать из Латвии?
– Я – представитель обслуживающей сферы, поэтому благосостояние мое и моей семьи во многом зависит от платежеспособности моих клиентов. Моими услугами консалтинга пользовались зажиточные жители Латвии – в основном люди бизнеса. Первый звоночек прозвенел во время пандемии, когда обслуживающая сфера надолго попала в простой. Мои клиенты один за другим сворачивали бизнес в Латвии, что сразу же резко отразилось на моем финансовом благополучии.
– Почему выбрали именно Испанию?
– Рассматривал разные варианты – и Великобританию, и Германию, другие страны Европы. Остановились на Испании с ее более мягким климатом и активной бизнес-средой. Ковид научил нас работе в удаленном режиме, мы приноровились проводить бизнес-встречи онлайн и давать консультации на расстоянии. В Испанию мы и раньше приезжали на отдых. А теперь мы можем не возвращаться – отпуск у нас постоянный, как я шучу, не отходя от кассы. Общение с испанцами реально поднимает настроение, уже заметил в себе перемены – ты в постоянном тонусе, радуешься жизни, улыбаешься, счастлив, несмотря на какие-то мелкие неудачи. Понурых, чем-то недовольных людей вокруг практически нет, и это большой плюс!
– Удалось ли за этот год достичь своих целей, добиться успеха в своей профессиональной сфере?
– Не буду лукавить, пока нет. В Испании добиться успеха можно лишь если владеешь на хорошем уровне испанским языком. Я им пока еще не владею. А охотно говорить с тобой здесь будут только на испанском, – ни на английском, ни на русском, ни на каком другом языке.
– В чем-то постигло разочарование? Ожидания не оправдались?
– Тем, кто еще планирует перебраться на постоянное проживание в Испанию, могу дать совет из своего опыта – стоит тщательнее и осторожнее подходить к выбору компании или людей, которые оказывают услуги по переселению. От вашего выбора и их профессионализма будет зависеть и то, насколько ваше переселение пойдет удачно. К сожалению, есть довольно много недобросовестных людей на этом рынке, которых заботит лишь нажива.
«Будьте осторожны в выборе квартиры!»
– С выбором жилья проблем не возникло?
– На своем опыте убедился, что торопиться не стоит – поначалу разумнее поселиться в съемной квартире или доме, чтобы понять, подходит ли вам тот район, где вы решили разместиться с семьей. Не советую выбирать жилье по фотографии и покупать его, не пожив там какое-то время. Мы в нашей первой съемной квартире столкнулись с жуткой проблемой с канализацией в окрестном парке, – она омрачала нам жизнь после каждого дождя – парк превращался в настоящую помойку, а канализация источала такое зловоние, что дня четыре от этого жуткого амбре никуда невозможно было укрыться. К счастью, нам удалось отказаться от такого жилья.
– С какими еще минусами и, возможно, плюсами по сравнению с латвийским опытом проживания столкнулись в Испании?
– Это отсутствие централизованного отопления, которое, как известно, в Латвии удовольствие дорогое. Здесь же его нет, даже в декабре. Что является как ощутимым плюсом, так и минусом.
– Как это?
– С одной стороны, на нет и суда нет – за отопление не приходится платить. Ощутимая экономия. С другой – стены здесь тонкие, окна не утеплены – в итоге все тепло очень быстро выдувает, в итоге в декабре мы просто жутко мерзнем. Поэтому, с учетом горького опыта, в ближайших планах у меня утеплить окна, чтобы тепло из квартиры не выдувало ветрами, но это снова серьезные вложения, поэтому деньги придется подкопить.
Иммигрантом легче быть в чужой стране, чем в своей
Эдгар вырос в Риге в смешанной русско-латышской семье, уже пятый год живет в Великобритании, в небольшом провинциальном городке. Признается, что причины отъезда его семьи из Латвии – как экономические, так и политические:
– В Англии мы уже более четырех лет, и я ни на секунду не жалею, что уехал. Как только появляются признаки ностальгии, достаточно прочитать новости из Латвии или созвониться с друзьями, чтоб ностальгия отпустила.
– Довольны ли вы своей жизнью в Туманном Альбионе?
– По общепринятым меркам мы устроились хорошо. Живем в хорошем месте, где живут в основном очень состоятельные англичане, в хорошем доме, о котором я мечтал давно. У нас свой семейный бизнес – организация активного досуга. Не шикуем, но живем вполне прилично, хватает на оплату проживания в доме, у нас два автомобиля, также дом на колесах, поскольку мы любим путешествовать. Также можем позволить себе регулярно ездить по Великобритании и три-четыре раза в год по миру (Европа, Африка).
– Есть то, что не устраивает, с чем сложно смириться?
– Из минусов – чуждый менталитет (хотя Великобритания – многонациональная и мультикультурная страна), но если твоя точка зрения не совпадает с официальной, тебя в Британии преследовать не будут. Из минусов еще могу отметить неродной язык, что иногда затрудняет решение бытовых вопросов, но опять же, в отличие от Латвии, абсолютное большинство британцев относится к иностранцам очень дружелюбно и тем, кто не владеет языком в должной мере, всячески помогает. Даже предоставляют бесплатных переводчиков в обычной поликлинике или экстренных службах!
– Есть еще какие-то минусы, которые омрачают жизнь?
– С выходом Великобритании из ЕС уровень жизни стал снижаться и, честно сказать, сейчас здесь уже живется не так, как прежде. Не скажу, что раньше было прекрасно, но все-таки намного лучше, чем сейчас.
– В чем именно это проявляется?
– К примеру, раньше можно было гораздо больше себе позволить за определенную сумму. Сейчас заметно выросли цены на продукты и услуги. Также ощутим рост цен на аренду жилья и коммунальные услуги.
– А плюсы, по сравнению с латвийским проживанием, в чем?
– Можно отметить социальное обеспечение. Начиная с бесплатной медицины и образования, включая высшее и дополнительное для взрослых (курсы языка, профессии, адаптации). Это и пособия от государства, которые выплачиваются в зависимости от твоих доходов и расходов на коммунальные услуги. Например, лично мне за последний год государство выделило более 600 фунтов помощи на оплату расходов за отопление. К слову, общий счет за отопление и газ в месяц у меня выходит 250 фунтов. Для малоимущих предусмотрена система пособий, причем это очень неплохие пособия, иногда по 1000 фунтов в месяц. Мы, кстати, во время пандемии тоже воспользовались такой поддержкой, и это позволило пережить сложный период без больших финансовых потерь. Хотя в Англии есть определенная прослойка так называемых «бенефитчиков», которые просто годами живут на такие пособия, нигде не работая. Но это уже обратная сторона такой помощи и отдельная тема.
Вообще, мой конкретный случай нельзя назвать типичным для иммигрантов из нашей страны. Ведь мы с супругой ехали сюда с целью открыть свой бизнес. При этом большую часть необходимого для бизнеса оборудования я перевез сюда из Латвии. Кроме того, мы специально приезжали сюда на целый месяц с разведкой за полгода до окончательного переезда, чтобы выяснить многие важные нюансы для нашего бизнеса. В целом же в Англии подавляющая часть иммигрантов работает на низкооплачиваемой работе – на заводах, фабриках, фермах. При этом живут они в отвратительных (по моим меркам) условиях – фактически в коммуналках, когда в одном доме или подъезде живут от трех до семи семей. Что остается этим людям после тяжелой изнурительной работы? Только спать. Разве что в выходные они могут позволить себе устроить пикничок в маленьком дворике, может быть, раз в год съездить в Латвию, и, в лучшем случае, на недельку в теплую страну. Многие наши гастарбайтеры, живя в Англии 10–15 лет, ни разу не побывали даже в Лондоне. Не знают языка, не знают правовых норм, из-за этого их постоянно обманывают, – как владельцы недвижимости, так и работодатели (недоплачивают, неправильно рассчитывают отпуск, больничный, могут уволить, даже если человек заболел).
– После выхода из ЕС что-то для желающих трудоустроиться изменилось?
– С выходом Великобритании из ЕС возможность устроиться там иностранцам на работу легально фактически исчезла. Кроме случаев, когда работодатель сам приглашает сотрудника на работу. К тому же сейчас в Великобритании закрываются некоторые производства, и в результате острой необходимости в рабочей силе нет. Поэтому Великобритания – это не то место, где иммигрантов ждут с распростертыми объятиями. Хотя так было еще лет 10–15 назад.
Главное – не останавливаться в развитии
Янина Брума, мать троих детей, уехала вместе с супругом из Риги в Германию. Делится своим опытом жизни в эмиграции.
– Сын заговорил по-немецки свободно через два года, как только сменили школу. С первой школой был печальный опыт – ребенок столкнулся там с травлей. Со второго семестра 2-го класса мы переехали в другой район маленького городка, сменили школу и теперь нашему счастью нет предела. Лучшего отношения к моему сыну я и не ожидала! Дети приняли Тимура и стали дружить с первого дня обучения.
– Как складывается ваша жизнь?
– Большое достижение – купили дом, это случилось благодаря приличной зарплате мужа на стабильной работе – он имеет специальность сварщика.
Что касается языка, то спустя четыре месяца жизни в Германии я поступила в немецкую школу VHS. Начала изучение немецкого с уровня А1.2.
В пандемию, сидя дома с сыном, по два-три часа учила новый язык. Понимала, что без навыков мы вообще ничего здесь не добьемся, так что училась с утра до вечера.
Ехали за лучшей жизнью
– На вопрос, стоит ли ехать в Германию сейчас, у меня нет 100%-го ответа, – продолжает наша собеседница. – Все зависит от человека и его желания делать что-то для себя и семьи и даже для общества. Прежде чем переехать в Германию, мы все тщательно взвесили. Муж ездил в постоянные командировки по работе, у меня в Латвии была небольшая студия по развитию детей дошкольного возраста, денег не хватало и возможностей особых не было. Нам хотелось приобрести хорошую квартиру или домик, но банки не давали кредиты на обычные зарплаты. И для приобретения дома нашей мечты нужны были другие горизонты. Вот мы и решили уехать.
Мне пришлось научиться планированию и не только. Быть хозяйкой дома, изучать законы и общаться со всеми учреждениями, регулировать счета (иначе влепят перерасчет в конце года на пару тысяч евро). Немцы часто допускают ошибки в свою пользу. Они умеют работать, при этом не напрягаясь. Приходится все контролировать, чтобы деньги не утекали из твоего кармана.
Но дело в том, что с момента пандемии цены настолько возросли, особенно на услуги, стройматериалы, мебель, недвижимость. И ты понимаешь, сколько бы ты не зарабатывал, все равно будет не хватать. Например, на наши цели уже не хватает зарплаты в 3000 евро.
Но есть много плюсов жизни Германии. Если кому-то сложно на начальных этапах, то социальные службы полностью обеспечивают семью жильем, работой, учебой, школьными принадлежностями, едой и даже некоторым удается выпросить автомобиль стоимостью до 3000 евро. Останется только действовать и выходить из-под этого контроля. Так как все твои доходы контролируются государством.
Добилась ли я за рубежом того, чего хотела? Когда я ехала в Германию, у меня были одни планы, а потом они стали меняться, потому как пришло понимание того, что в этой стране совсем все по-другому. И эта страна меняет тебя и соответственно твои планы. Моей первой основной целью было выучить немецкий язык хотя бы до такого уровня, чтобы я могла изъясняться с людьми и понимать их. Вторая моя цель была открыть свою детскую студию. Но на начальных этапах и без опыта можно было про это забыть. Пришлось многому научиться, проконсультироваться, заявить о себе и подтвердить диплом. Прошло пять лет и только сейчас я задумалась о том, что еще год практики и я смогу позволить себе открыть свой кабинет или студию.
Я знаю, что сейчас происходит в мире, и в связи с тяжелой обстановкой в мире многие думают о том, куда переехать? Но могу сказать еще одну важную вещь: наши специалисты всем нужны, в любой стране, потому что латвийцы все делают на совесть, ответственно подходя к каждой детали. При этом мы привыкли делать все быстро и качественно. А немцы очень медлительны по натуре, они пока говорят, наш человек уже все сделает. Это является преимуществом.
Переехать в Турцию стало сложнее
Семья певицы Анны Эстер Николаевской купила квартиру в Анталье еще в 2020 году:
– Планировали жить там только во время отпуска. Но получилось иначе – в 2022 году мы переехали в Турцию на постоянное проживание.
Не скажу, что мы выехали совсем не подготовленными – это не так, мы уже были знакомы с этой страной и ее культурой, много читали о ней, ездили не раз и в саму Турцию, и в город Анталью. То есть для нас ничто не стало сюрпризом. Отмечу, что привлекла не сама Турция с ее горной местностью, а именно этот город – теплым, мягким климатом. Латвийскую сырую погоду я очень плохо переношу, и хотелось пожить в тепле.
Но не обошлось без испытаний: тот район, в который мы переехали, как оказалось, из-за известных событий в 2022 году в числе других закрыли для получения вида на жительство – как раз тогда, когда мы подали документы на ВНЖ. Но, к счастью, удача нам улыбнулась, и все закончилось благополучно. Теперь у нас стабильный ВНЖ, и все эти нелегкие испытания пройдены.
Ребенок поступил в русскую частную школу, таких здесь оказалось целых две, и сейчас он уже учится во втором классе, так что могу подвести первые итоги. Русская среда общения обогащает язык ребенка, и для нас это бесценно.
– Как в Анталье с работой?
– В Турции работу найти можно, но поскольку Анталья город курортный, выбор вакансий здесь очень ограничен – в основном в сфере гостиничного бизнеса, в сфере услуг. И здесь есть один важный нюанс – за работой сюда не едут. В Анталью на жительство приезжают те иностранцы, у кого есть какой-то пассивный доход, поступления извне. Кроме того, те, кто открывает здесь свой бизнес, должны учесть один важный нюанс – в Турции действует закон, по которому на каждого принятого на работу иностранца должно быть трудоустроено пять турецких граждан. Поэтому найти работу в Турции не так-то просто.
– Какова ситуация в социальной сфере? Есть поддержка, льготы?
– Что касается социальной сферы, то здесь очень заботятся о пенсионерах, есть много возможностей, льгот и гарантий, есть даже кафе, где они питаются с очень большими скидками, им многое положено бесплатно. Например, после 65 лет им полагается бесплатный проезд по всей Турции. Иностранцы с видом на жительство с пенсионными удостоверениями тоже могут рассчитывать на такие социальные блага.
– Чем вы занимаетесь в Турции?
– Мой супруг, как и я, по специальности программист, он главный добытчик семьи, работает удаленно, у него есть такая возможность. Я же, помимо своей основной специальности (программирование, по которому пока не работаю), здесь могу позволить себе заниматься творчеством. Я музыкант, в Риге у меня была группа. Здесь я пою в национальном хоре и очень рада такой возможности. Это хор для иностранцев, он полностью на балансе муниципалитета. Таким образом мы, иностранцы, имеем возможность репетировать и выступать на очень серьезных мероприятиях, причем петь не только на турецком, но и на родных языках, это никак не ограничивается и тем более не преследуется. Напротив, лишь приветствуется. Нас знают, любят и регулярно приглашают. Благодаря этому мы можем совершенствоваться не только в музыкальной, но и в языковой практике, что очень здорово.
– Как в Турции относятся к иностранцам?
– Никакой дискриминации по языковому признаку я не ощущаю. Национальные разногласия есть, но касаются они больше курдов.
– Рост цен вы на себе ощутили?
– Да, курс лиры упал, цены сразу взлетели, это сложно не почувствовать. Это не очень приятная экономическая ситуация, пока непонятно, как все это будет развиваться дальше и как это пережить. Второй минус – серьезные ограничения на получение ВНЖ. Это стало еще менее доступно и гораздо дороже.
Виктория СОКОЛОВА