Латвийский картофель местных сортов на рынке стоит от 80 центов до 1 евро за кило. Однако буквально «за углом» в самых народных супермаркетах привозная картошка стоит 30 центов и даже меньше. Перспектива не вдохновляет: литовский, польский и голландский картофель с каждым месяцем все быстрее вытесняют в Латвии местные сорта. В 2023 году латвийские крестьяне вырастили примерно в четыре раза меньше картофеля, чем в 2000 году.
Дешевле, но все равно дорого
Встретить латвийских фермеров-картофелеводов проще всего на ночном рынке рижского Центрального рынка. Каждый день после 17.00 сюда приезжают местные фермеры и из багажников машин торгуют дарами природы со своих полей.
Если днем на рижском Центральном рынке у обычных торговцев килограмм латвийского картофеля можно было купить за 0,90 евро, то после 18.00 непосредственно у фермеров цена за кило была ниже – 0,70–0,80 евро.
Дешевле, но все равно дорого по сравнению с привозным картофелем в супермаркетах. Да, на ночном рынке можно сбить цену, но тогда брать надо минимум десять килограммов, а лучше – мешок. Обычные люди столько не покупают, а проходят мимо, уступая место перекупщикам. Тем самым, которые на следующий день будут торговать этим картофелем по цене до 1 евро за кило.
Страшное лето овощевода
Почему же цена за местный картофель так высока, если сравнивать с магазинным? Об этом корреспондент «МК-Латвии» узнал у фермера Екаба Круминьша из небольшого видземского хозяйства «Аули»:
– А чему вы удивляетесь? В супермаркете литовский или польский картофель всегда будет дешевле. Литовцы, поляки и голландцы отдают картофель в торговые сети огромными партиями. Понятно, такие фермеры могут снижать цену до предела, лишь бы сбыть сразу побольше. Потом их картофель продают в том числе и в Латвии. А мы так не можем хотя бы потому, что нет у нас столько картофеля.
– А почему нет?
– Во-первых, в Латвии уже который год плохой урожай картофеля. Два года назад был вообще какой-то кошмар – самый плохой урожай за все время, сколько я занимаюсь фермерством. Да и этим летом погода выдалась не лучшая: конец весны был почти зимним, не на всех полях даже снег полностью сошел. В Интернете можно найти шуточные снимки, как бабушка с лопатой стоит по колено в снегу и говорит: «Ну, вот – пора сажать картошку!» Начало лета, когда крестьяне обычно приступают к работам уже на больших полях, выдалось очень холодным: по утрам температура воздуха иногда опускалась до 6–7 градусов. Ближе к Лиго сразу стало жарко и сухо, а в июле и августе постоянно шли очень сильные ливни. Картошка, которую мы не успели быстро собрать (все ждали и ждали большего урожая!), долго находилась под водой – и сгнила. Да и ту, что все же успели собрать вовремя, насколько мне видно, не будет хорошо храниться. Значит, отпадает вариант отдавать латвийскую картошку на базы международных торговых сетей большими партиями, чтобы ее продавали в магазинах чуть ли не до января.
Во-вторых, в Латвии в этом году было очень много вредителей – не только известного всем колорадского жука, но и других гадостных насекомых, которые выгрызали клубни, говорит Екаб:
– По моим данным, в Литве и Польше урожай картофеля оказался лучше. Значит, тамошние фермеры смело отдают свою продукцию на базы огромными партиями по низким ценам, зная, что овощи смогут там храниться и распространяться месяцами. А у нас, обычных латвийских фермеров (тем более – с малых и средних хозяйств), так не выходит… На данный момент у нашего хозяйства самые большие и относительно выгодные продажи происходят на ночном базаре Центрального или Видземского рынков Риги. Но и здесь мы продавать картофель ниже, чем по 60–70 центов за килограмм, не готовы. Если сбросить цену, вообще пропадет всякий смысл работы фермера.
Цена бывает кусачей
Подробнее о проблемах фермеров и ценах на овощ, который часто называют «вторым хлебом», «МК-Латвии» рассказала председатель правления Латвийской ассоциации картофелеводов Айга Краукле:
– Я в курсе, что на том же рижском Центральном рынке килограмм латвийского картофеля может стоить вплоть до 1 евро. Конечно, это очень дорого. В некоторых супермаркетах привозная картошка из Литвы, Польши или Голландии стоит иногда и 30 центов за килограмм и даже дешевле. Понятно, какой товар выберет рядовой покупатель.
Как руководитель организации, объединяющей почти всех местных картофелеводов, я считаю, что правильная цена на картофель не должна превышать 35–40 центов за килограмм. Это при условии, что вы покупаете товар у производителя на ночном рынке или даже на ферме. Довольно многие рижане охотно покупают там картошку – не всегда мешками, но все равно помногу – и довольно часто.
Да, есть в Латвии и «биологические хозяйства», которые спрашивают за картофель вплоть до 2 евро за килограмм. Но таких в Латвии явно немного (хотя важно признать, что экопродукцию наш народ выбирает с каждым годом чаще).
– А есть реальные причины выбирать экокартофель?
– Вся латвийская картошка хорошего качества, даже если на упаковке нет пометки «эко». Это связано с тем, что наши фермеры на полях используют мало агрессивной химии – не так, как в Литве или Польше.
Это происходит хотя бы потому, что такие минеральные удобрения и пестициды стоят очень дорого. Литовцы себе это могут позволить, а мы – нет.
В итоге мы из-за нехватки средств закупаем и используем минимум сильной и «самой модной» в Европе химии – пусть это и бьет по урожаю, который портят вредители. Традиционно самый чистый и хороший картофель в Латвии всегда рос в Латгалии и Видземе.
Картофель с доставкой на дом
– Нередко у фермеров возникают сложности с торговыми сетями, – продолжает наша собеседница. – Наш овощевод отдает картошку на базы по одной цене, а потом в магазине видит, что цена сильно выросла. Люди не готовы покупать такой дорогой товар, и представители этих сетей говорят местным овощеводам: мол, забирайте свою картошку, ее не покупают, а долго хранить ее в специальных помещениях мы не можем. Когда картофелевод высказывает объективные претензии насчет завышенной цены, то слышит в ответ: «Ничего не знаем, забирайте свое – и точка!»
Некоторые фермеры (обычно со средних и малых хозяйств), как могут, выискивают альтернативные способы сбыть свой товар: ездят по разным районам Риги, где в основном многоэтажные дома, бегают по подъездам, звонят в двери квартир и спрашивают: не желаете ли купить картошку?
Тогда фермеры спрашивают 45–50 центов за килограмм. Пусть это и подороже, чем литовская и польская картошка в супермаркетах, но такая цена оправдана – ведь продукция доставляется на дом.
С каждым годом картошку все чаще и больше вот так развозят по квартирам. И покупают ее у фермеров довольно хорошо, чему они, разумеется, очень рады, – говорит Айга Краукле. – Иногда, правда, бывает так, что в домах люди побаиваются открывать двери незнакомым: мол, какая-такая картошка, а вдруг это воры? Но хочу успокоить читателей вашей газеты: если вам звонят в дверь и говорят, что это картофель продают, то смело открывайте, здесь все честно, скорее всего – это настоящий фермер, а не грабитель. С каждым годом все чаще наши фермеры так работают, к примеру, в Иманте, Плявниеках, Чиекуркалнсе – и им это выгодно, поскольку можно избежать оплаты торгового места на рынке и налогов в супермаркетах, – замечает собеседница.
Покупайте, что вкуснее
– Однако есть и еще проблема, – говорит глава картофелеводов Латвии. – В прошлом местный картофель разных сортов часто в больших городах закупали рестораны и сети общепитов по выгодным для всех ценам.
А сейчас у фермеров спрашивают обычно только сорта «лаура» и «винета», а другие не берут, поскольку не знают, как и для чего их готовить. Ведь картофель одного сорта более рассыпчатый, другой надо подольше варить, и для такого дела нужно понимание.
Здесь опять же нюанс. В Латвии все больше разных точек «фастфуда» международных сетей, где разнообразие тоже не приветствуется. Для них важно, чтобы все было одинаково, готовилось быстро и без лишних заморочек. Если держатели ресторанчиков быстрого питания спрашивают у фермеров картофель только двух сортов, кто же будет выращивать другие?
– Я часто бываю на рынках и слышу, как фермеры и торговцы общаются с клиентами, сами предлагая картошку лишь сортов «лаура» и «винета» (или «венета») – с красной кожурой и обычной желтой, – вздыхает Айга Краукле. – Они не умеют рассказать о преимуществах остальных.
Хотя в Латвии есть и другие, еще более вкусные и интересные сорта картофеля. Например, это «эсме» (или «эсми»), «жуковский», «изора», «брасла», «иманта», «гундега», «гала», «албертине», наконец, «алуэтт» (картошка этого сорта особенно устойчива к плохой погоде и не столь любима вредителями).
Я общаюсь с торговцами и фермерами, доказываю им, что важно уметь убеждать покупателя брать картошку разных сортов, в том числе ради интересных экспериментов на кухне, а не ограничиваться только «лаурой» и «винете». Ведь вовсе не случайно в советские годы в разных республиках Союза были целые институты, где выводили и изучали разные сорта картофеля. А теперь вот в Латвии из-за суровых законов современного рынка и излишней консервативности потребителя пропадает разнообразие латвийских сортов, – подчеркивает Айга Краукле.
В свою очередь руководитель департамента селекции Латвийского министерства земледелия Илга Лидака сказала «МК-Латвии», что должностным лицам министерства хорошо известны проблемы местных картофелеводов:
– Да, из-за самых разных причин латвийские сорта картофеля постепенно вытесняются другими, привезенными из Литвы, Польши, Голландии. Но в нынешнее время все решает рынок. Потребители, конечно, всегда выбирают более дешевый продукт, тем более, когда он не сильно уступает качеством.
Государство должно поддерживать местных фермеров (в том числе – налоговыми льготами), чтобы у них был стимул заниматься своим делом, согласна Илга Лидака:
– У нас в министерстве есть несколько планов помощи местным фермерам, но отдельно системы поддержки именно картофелеводов – нет. Однако мы, разумеется, выступаем за то, чтобы фермеры выращивали картошку разных сортов, а не только двух самых ходовых. Тем более что в Латвии за многие годы собрана достаточно большая селекционная база картофеля.
Фермеры должны, в первую очередь, сами заботиться о том, чтобы покупателям было интересно брать на тех же рынках картофель не только «лаура» и «винета».
Они должны рекламировать овощи и других сортов, тем более что их у нас в республике очень много самых разных.
Как менялась цена на картофель в Латвии? (В евро за килограмм)
1995 год – 0,33
2000 год – 0,19
2005 год – 0,28
2010 год – 0,34
2015 год – 0,36
2020 год – 0,46
2021 год – 0,53
2022 год – 0,66
Сколько картофеля вырастили фермеры Латвии? (В тысячах тонн)
2000 год – 747
2005 год – 658
2010 год – 484
2015 год – 497
2020 год – 377
2021 год – 249
2022 год – 246
2023 год – 199
* По данным Центрального статистического управления
Удивительные превращения латвийской картошки
Ситуацию комментирует Валдис Можвилло, представитель одного из самых больших картофельных хозяйств страны «Тераудини». В районе Алои предприятие выращивает картофель на сотнях гектаров.
– Цена на латвийские овощи на рынках, конечно, выше, чем в самых народных супермаркетах, где продают продукцию из Литвы, Польши, Голландии, – говорит «МК-Латвии» Валдис Можвилло. – Но важно понимать, что картофель, который поступает в наши супермаркеты из той же Польши и Литвы, не всегда литовский и польский. Так уж работают удивительные и малопонятные рядовым потребителям законы общего европейского рынка. Если вы покупаете картофель, расфасованный в Польше и Литве, то среди него запросто может быть и наш местный латвийский.
Дело в том, что поляки, равно как молдаване и литовцы, часто закупают картофель в Латвии, причем – тоннами. Они сбивают цены до максимума, например, забирают у наших фермеров урожай по 0,20 евро за кило, потом уже расфасовывают у себя на родине и сдают на местные базы международных торговых сетей.
А те потом его продают в своих магазинах, например, по 25–30 центов. По такой цене картофель и покупают жители Латвии в тех же литовских супермаркетах. Понимаете, когда речь идет о сбыте продукции в огромных масштабах, то борьба между фермерами и поставщиками идет буквально за каждый цент. Иными словами, если поляки видят, что у своих фермеров картофель изначально стоит 23 цента за килограмм, а у латвийских – по 20, то скорее они купят овощи у нас, что выходит выгоднее даже с учетом всей непростой логистики, расфасовок и хранения продукта.
– Правда ли, что в этом году в Латвии снова плохой урожай картофеля?
– Да, у нас в этом году было меньше картофеля, чем мы планировали – из-за очень плохой, дождливой погоды в конце июля и в августе. Но все равно мы собрали больше продукции, нежели годом ранее. Часть картофеля из-за дождей долго простояла на полях под водой. Похожие проблемы были и у поляков, но, поскольку в той же Польше картофельные поля больше, чем в Латвии, то и убытков там вышло больше. Мне вот уже звонили поляки, готовые покупать картофель тоннами.
Еще есть шанс, что в Латвии будут заказывать картофель украинцы и молдаване, поскольку у них с урожаем в этом году совсем беда. А в октябре у нас нередко покупают картофель Финляндия и Болгария.
Значительная часть латвийского картофеля пойдет не на прямую продажу овощей на рынках и в магазинах, а на переработку, то есть на крахмал, который делают буквально мои соседи на производстве в Алое. Наше хозяйство отвело 205 гектаров на картофель, предназначенный для продажи, и еще 100 гектаров на тот, что будет пущен на крахмал. Причем, если раньше я для крахмала выращивал овощи на 15 гектарах, то этим летом договорился с руководством крахмального завода о больших поставках продукта.
В странах Балтии очень мало аналогичных предприятий. В Литве и Польше крахмал из картофеля сами почти не делают, но могут изготавливать его из кукурузы, гороха, пшеницы. Но пшеницы, гороха и кукурузы в этих странах уродилось значительно меньше картофеля. Поэтому есть шанс, что заказов у соседнего завода в Алое будет много.
Сортовая магия
Валдис Можвилло рассказал «МК-Латвии» подробности, о которых местные фермеры предпочитают молчать.
– Во-первых, латвийцы и правда излишне консервативны в выборе картофеля, поэтому часто ограничиваются только сортами «лаура» и «винета» («красная» и «белая»). Однако не думайте, будто это латвийские сорта, ведь изначально их вывели в Германии. Семена этого картофеля мы покупаем у немецких или голландских компаний. Дело в том, что местные фермеры редко занимаются выращиванием картофеля для получения семян, поскольку это уже совсем другой бизнес – и проще покупать семена у западных концернов.
Мы уже несколько лет подряд сажаем картофель сорта «беллароза», который получился в процессе скрещивания «лауры» и «винеты». «Беллароза» – тоже картофель с красной кожурой, похож на «лауру», но внешне все же немного отличается. Клубни у «белларозы» средние и крупные, причем созревают достаточно рано, что очень выгодно, ведь так мы можем собрать урожай до обильных ливней со второй половины июля и в августе.
Однако потом, когда этот картофель попадает на рынки, то продавцы выкручиваются, выдавая его за «лауру», чтобы консервативный покупатель брал побольше и посмелее.
Когда покупатели спрашивают: мол, а почему «лаура» в этом году какая-то странная, то продавцы придумывают всякие сказки, лишь бы не спугнуть клиента, – говорит Валдис Можвилло.
Игорь МЕЙДЕН