Коллекционеры утверждают, что хобби – сродни страсти, и мало что может сравниться со счастьем найти предмет, который ты давно искал. Радиоведущая Илона Яхимович не понаслышке знает об этих эмоциях. Она много лет коллекционирует зеркальца, ее муж собирает старинные утюги, и они вместе – все, что имеет отношение к их любимому рижскому району Вецаки.
Поиск интереснее покупки
– Когда новые знакомые узнают о моем увлечении зеркалами, то начинают дарить мне зеркала на день рождения. Но на самом деле я ни разу не получала в подарок зеркальце, которым могла бы пополнить свою коллекцию, – рассказывает Илона. – Это только кажется, что найти зеркало легко, на самом деле, чтобы добыть более-менее ценный экземпляр, придется приложить усилия и иметь знания. Без знания предмета хорошей коллекции собрать невозможно.
– С чего возникло желание создать коллекцию?
– Идея «найти» меня всегда увлекала больше, чем возможность «купить». Я всегда что-то собирала, в детстве у меня была солидная коллекция календариков... Я очень ценю это состояние охоты, которое хорошо знакомо грибникам: во время поисков глаз горит, внимание сосредоточено, ты ни о чем не думаешь, кроме предмета поиска.
– Какой предмет положил начало вашей коллекции зеркал?
– Это было маленькое зеркальце с ручкой, его мне подарила мама. Это зеркальце досталось ей от подруги, которая перед отъездом оставила в память о себе любимую вещицу. Зеркальце действительно замечательное: старинное, латунное, очень изящное, на обороте засушенный мотылек и прядка человеческих волос (все по моде в XIX веке).
Поначалу у меня и в мыслях не было собирать похожие зеркала, но так случилось, что через некоторое время в ближайшем антикварном магазине я обнаружила похожее зеркало – тоже с бабочкой, но уже с другой. Конечно, я его купила. И эти две вещицы положили начало моей коллекции.
– Вас интересуют все зеркала?
– Нет, я, как коллекционер, определила границы своей коллекции. Меня интересуют исключительно маленькие, не больше ладони, зеркала, у которых имеется ручка. Это не «будуарное зеркало», которое лежит обычно на трюмо (оно гораздо большего размера). До изобретения пудреницы с зеркалом внутри дамы носили такие зеркальца в сумочках или клали их в карман. В большинстве случаев эти зеркала чем-то были украшены: бисером, жемчугом, камушками, росписью, акварелью, засушенными бабочками и т. д.
Параллельно с зеркалами я началась собирать все то, что имеет к ним отношение. Например, плакаты или открытки со старинной рекламой, изображающей даму, которая любуется собой в зеркальце или приводит себя в порядок. Например, в моей коллекции есть реклама крема Zea в стиле ар-деко, на нем элегантная дама смотрится в зеркало (видимо, крем помог выглядеть молодо). Этот предмет мне особенно дорог, так как крем производился в Риге. Есть в моей коллекции и фарфоровые фигурки, их объединяет одна тема – зеркала.
Главный экспонат
– Какого года выпуска ваши экспонаты?
– К сожалению, клеймить зеркала так, чтобы был виден год выпуска и производитель, не принято. Поэтому у меня нет возможности узнать год производства того или иного предмета, или название его производителя. Но экземпляры, подобные моим зеркальцам, вполне можно найти в разных музеях. Например, у меня есть зеркальца, которые, скорее всего, были произведены в XVII–XVIII веках, когда у юбок и платьев еще не было карманов и женщины носили зеркало, которое крепилось к специальному приспособлению на поясе (оно называется шатлен). К шатлену дамы могли прикрепить скляночку для нюхательных солей, ключи и прочие необходимые ей предметы.
В моей коллекции довольно много зеркал советского времени с фарфоровой вставкой на обороте, которая разрисована художником вручную. Есть и рижские зеркала, на рижском фарфоровом заводе мастера вручную расписывали эти вставочки. Особенно мне дорого зеркало, на обороте которого нарисован пейзаж с соснами. Мне хочется думать, что эти сосны из Вецаки...
Меня радуют также зеркала с гербарием, засушенными бабочками, прядями волос на обороте.
– Какие зеркальца считаются редкостью?
– Безусловно металлические. У фарфоровых есть стеклянное зеркало, а металлические должны отражать самостоятельно, то есть заменять собой зеркальное стекло. А знаете, как и почему было придумано металлическое зеркало? После того, как железные дороги проложили по всей Европе, люди начали активно путешествовать. Возникла потребность в вещах, которые можно взять с собой без риска их разбить, в том числе в дорожных зеркалах. Несколько европейских заводов начали выпускать специальные наборы для путешествий, в которые входило металлическое зеркало. Набор был упакован в кожаный чехольчик, на котором золотом было выбито название города, в котором продавалась эта вещица.
Прекрасное оружие
– Какое зеркало из вашей коллекции вы можете назвать самым необычным?
– Это довольно странное, абсолютно не изящное продолговатое зеркало с грубоватой деревянной ручкой. Когда я его покупала (это было в Риге), продавец сказал, что зеркало не простое, хранит в себе секрет и может быть очень опасным. Оказалось, что в ручке зеркала спрятан острый кинжал. Этот предмет был создан специально для защиты женской чести.
Думаю, что данное зеркало было произведено в Испании. В этой стране ношение с собой кинжала считалось нормой, родители сами дарили дочерям такой подарок.
Есть у меня и другое, тоже весьма необычное зеркальце. Оно очень маленькое, и, глядя на его размер, можно подумать, что, поднеся его к лицу, можно увидеть лишь кусок глаза или кончик своего носа. На самом деле это зеркало обладает способностью уменьшать размер, в результате, смотрясь в него, женщина видит свое лицо целиком. Меня потрясают такого рода изобретения!
Есть у меня и другое зеркало, про которое тоже можно подумать, что это – бесполезная финтифлюшка, так как оно прикреплено к вееру и в него очень неудобно смотреться. Но дело в том, что цель зеркала – не отразить лицо хозяйки, а «рассказать» ей, кто находится за ее спиной или кто с кем танцует.
А еще у меня есть зеркало эпохи ар-деко, оно сделано в виде сумочки, внутри которой находится помада и пудра.
Что у нас в моде?
– Коллекционирование зеркал, кроме всего прочего, несет еще и образовательный момент, – продолжает наша собеседница. – Зеркальца рассказывают, что было в моде у наших бабушек и прабабушек. Если в моде была вышивка, то и оборотная сторона зеркала того времени был украшена вышивкой, если в моде был фарфор – на оборотной стороне зеркала были фарфоровые цветы, если мозаика – то мозаикой было выложено зеркало и т. д.
– Насколько это затратное удовольствие – коллекционировать зеркала?
– У них нет четко определенной цены, поэтому тут как повезет: можно купить дорогую вещь – дешево, а можно и наоборот. Старинное, необычное и очень красивое зеркало может стоить 200, 500 и даже 800 евро. Замечу, что найти зеркала не так-то и легко, это редкая вещица, не на каждой барахолке ее можно увидеть.
– Почему, ведь сейчас винтажные вещицы в моде?
– После того, как пудреницы заменили собой зеркала, женщины начали их выбрасывать. Раньше не было принято хранить подобные вещи, поэтому от них без сожаления избавлялись или неаккуратно куда-то бросали. Зеркало – вещь хрупкая, от неосторожного обращения трескается или даже ломается. Зеркала с дефектами я не покупаю.
«Гляжусь в тебя, как в зеркало...»
– Где вы храните свою коллекцию?
– У себя дома. Так как зеркала маленькие, то она размещается всего в двух коробках. А вот остальные вещицы, которые косвенно относятся к зеркалам (например, рекламные плакаты с изображением зеркала или фарфоровые фигурки) занимают гораздо больше места.
Время от времени представители музеев и галерей Латвии просят выставить у них мою коллекцию. Потом я вновь ее запаковываю, и все хранится в таком виде до следующего «открытия».
– Как же так? Я думала, что коллекционеры регулярно перебирают свои экспонаты.
– К сожалению, на это у меня нет времени.
– Знаете ли вы других коллекционеров зеркал?
– Таких нет не только среди моих знакомых, но я даже и не слышала, что кто-то еще собирает зеркала.
Прессофил и утюжатник
– Я знаю, что ваш муж тоже коллекционер, он обладатель солидной коллекции утюгов. Как он пришел к своей коллекции?
– У мужа есть бизнес, связанный с прачечным делом, в том числе и химчистка на улице Стрелниеку (Рига). Когда он ее открыл, возник вопрос об интерьере, мужу хотелось обставить химчистку таким образом, чтобы это было, с одной стороны, необычно, а с другой – указывало на услуги, которые химчистка предоставляет. Таким образом муж начал покупать и вписывать в интерьер химчистки то, с чем связана ее деятельность – прищепки, утюги, прессы. Так что будьте уверены – все предметы химчистки на ул. Стрелниеку – не бутафория, это то, чем в реальности пользовались наши прабабушки, бабушки и мамы. А некоторые детали интерьера – например приспособление для отжима белья – в химчистке служит в роли стола для приемки и выдачи одежды.
В результате своего хобби мой муж превратился в «прессофила» и «утюжатника». Это – официальные термины, которые характеризуют желание коллекционировать пресс для отжима белья и утюги.
Вы задали мне вопрос, знаю ли я коллекционеров зеркал, и я ответила, что таковых не знаю. А вот прессофилов и утюжатников в мире немало, у многих из них вполне серьезные коллекции. Чаще всего прессофилами и утюжатниками становятся мужчины, а не женщины, так как утюги и прессы демонстрируют достижения цивилизации в области технологий.
Угольный чугунный либо латунный утюг, газовый утюг и, наконец, электрический утюг наглядно показывают, насколько мы ушли от каменных утюгов в виде отшлифованных камней.
У коллекционирования утюгов есть своя специфика. Так как это предмет, производимый металлургическими заводами (а иногда даже военными заводами в качестве побочного продукта), то на них всегда стоит марка производителя. Соответственно, по каталогам можно многое узнать об истории утюга. К слову: завод Liepājas metalurgs тоже выпускал утюги.
Утюг – яйцо, утюг – стрела
– Утюги из каких стран составляют коллекцию?
– Европа, дореволюционная Россия, Советский Союз, Китай, Япония. Замечу, что утюги из Китая и Японии внешне совсем иные, чем те, к которым мы привыкли, они больше похожи на сковородку, чем на привычный нам «корабль».
– Но почему?
– Все просто. В Европе и в России раньше использовали утюг, в который клали горячий уголь, а японский и китайский утюг – это что-то вроде сковородки, которую разогревали и с помощью длинной ручки двигали ею по одежде. Разные технологии глажки, а также предмет, который надо погладить, непосредственно влияют на модель утюга. Поэтому в коллекции мужа есть несколько утюгов странных форм, больше похожие на орудие для пыток, чем на утюг. Например, утюг в виде стрелы.
– Что можно погладить таким вот утюгом?
– Кимоно, этот утюг специально для этого был создан. А еще у нас есть утюг в виде большого чугунного тяжелого яйца на палке. Это – утюг для шляпы. А вообще для каждой вещи, в зависимости от ее размера и формы, нужен свой утюг. Для глажки маленькой вещи нужен маленький утюг, для того, чтобы прогладить кожу, например кожаный тренч, утюг должен быть огромным и тяжелым. В химчистках есть линейка утюгов для разных предметов.
– Какой утюг самый долговечный?
– Угольный утюг из чугуна, в Индии в очень бедных районах до сих пор им пользуются.
Курорт Вецаки
– Кроме того, я исследую и коллекционирую все, что касается места, в котором живу и которое очень люблю – это район Вецаки.
– Что входит в коллекцию?
– Фотографии различных мест Вецаки, моря, пляжа, копии документов из Союза художников Латвии. А также фотографии людей, которые там жили и творили, в том числе фотографии скульптур выдающегося скульптора Игоря Васильева, документы, которые касаются этого места и прочие артефакты. Одной из жемчужин моей коллекции является афиша, которая в 80-х годах прошлого века приглашала на выставку Игоря Васильева. Ее выпустили очень маленьким тиражом, не более 10 штук, мой экземпляр очень хорошо сохранился.
Недавно я организовывала выставку, посвященную творчеству Игоря Васильева, на нее пришел друг детства скульптора. У него хранится одна из его скульптур и он согласился ее показать и рассказать воспоминания о своем друге. Конечно, для меня, как для коллекционера и для поклонницы творчества Игоря Васильева, эта информация бесценна. А еще я коллекционирую историю домов в Вецаки, историю семей, которые там жили и, может быть, до сих пор живут.
– Как можно коллекционировать историю?
– В виде фотографий или, например, в виде воспоминаний тех, кто давно живет в Вецаки. Я их записываю на диктофон. А еще у меня есть афиша – приглашение на танцы на свежем воздухе, которые проходили в бывшей гостинице Alba в тридцатые годы.
Вход на танцы мужчинам стоил 2 лата, а женщины могли пройти бесплатно. Мне дороги даже такие артефакты, как билетики на электричку первой половины ХХ века.
Пляжная мода
– А одежда в вашей коллекции имеется?
– Да, у меня есть небольшая коллекция ретро-вещей пляжной моды. В таких купальниках женщина вполне могла загорать на пляже в Вецаки. Есть фотографии из детских лагерей отдыха, которые находись в Вецаки, на них изображены дети в трогательных штанишках, платьицах, сандаликах, панамках. Все это говорит об атмосфере и моде, которая царила в те времена.
Но основу коллекции все-таки составляют фотографии, а также старинные открытки, редкие путеводители, фото каких-то предметов, характерных для Вецаки.
– Каким образом пополняется эта ваша коллекция?
– Люди, которые читают мои посты в Facebook, знают, что я увлечена Вецаки, и присылают мне то, что может пополнить коллекцию. Один человек прислал мне фотографию, на которой он запечатлен на фоне универмага в Вецаки... Пользуясь случаем, хочу спросить у ваших читателей: может быть, у них есть фотография бывшего кинотеатра в Вецаки? Я нигде ее не могу найти, а мне бы очень хотелось ее иметь. Буду благодарна, если кто-то пришлет мне это фото.
Как я сказала в самом начале, пополнение любой коллекции – это очень важный и приятный момент для того, кто ее собирает.
Ольга ВАХТИНА