В советское время слава джазовой певицы Ольги Пирагс гремела не только в Латвии, но и по всему Советскому Союзу. Ольга выступала вместе с самыми знаменитыми артистами – Аллой Пугачевой, Софией Ротару, Александром Серовым, Валерием Леонтьевым, Ларисой Долиной. Но сейчас об Ольге ничего не слышно... Чем живет она, настоящее достояние Латвийской Республики, что ее тревожит и радует?

«Я маленький и черненький»

– Ольга, чем вы сейчас занимаетесь?

– Во время пандемии моя творческая деятельность затормозилась, но я продолжаю преподавать. Но вообще-то я – пенсионерка, поэтому большую часть моего времени занимают внуки.

«Впервые я вышла на сцену, когда мне было 13, профессионально пою с 18 лет. А мое знакомство с джазом произошло в летний вечер 1956 года, буквально за пару недель до моего появления на свет, когда мои мама и папа смотрели знаменитый фильм «Серенада солнечной долины».

Это удивительно, но в детстве, не видев этого фильма, я напевала мелодии из него! Они каким-то образом жили во мне».

Из интервью Ольги Пирагс в газете «Суббота», 2016

– А что у вас сейчас на душе?

– На душе, как и у всех, тревога. В обществе обострился раздор, и я этот раздор остро чувствую. Особенно мне тревожно за детей, непонятно, что их ждет в Латвии при такой ситуации. Эта неуверенность в будущем, конечно, сильно влияет на настроение.

При этом я уверена, что наше правительство само ничего не решает, оно лишь выполняет указания сверху. А мы – простые люди – с этим ничего не можем поделать, политики к нам относятся, как шахматисты к пешкам. Моя бабушка про подобные ситуации говорила так: «А я маленький и черненький, ничего не могу сделать». Но мне очень надоело быть «маленькой и черненькой», я устала существовать в таком режиме.

Взять хотя бы снос памятника Освободителям («Памятник Освободителям Советской Латвии и Риги от фашистских захватчиков». – О. В.), это решение властей причинило огромную боль многим латвийцам, но они его проглотили.

Меня расстраивает, что некоторые латвийцы, наоборот, поддержали решение властей о сносе памятника. Возможно, им казалось, что снос памятника изменит жизнь к лучшему, но ведь этого не случилось. От истории убежать нельзя, и исправить свою жизнь ликвидацией важных для других объектов тоже нельзя... Надеюсь, что сторонники сноса поняли, что ничего в лучшую сторону не поменялось.

А политикам хорошо бы начать думать о реальных проблемах избирателей в это тяжелое время, а не набирать баллы за счет ликвидации объектов памяти. Снос памятника еще больше накалил ситуацию в Латвии, но, возможно, политики именно этого и добивались... А я считаю так: раз мы живем в одной стране, значит надо уважать  ценности друг друга.

Я уверена, что люди все равно найдут возможность почтить память дедов и отцов, снос памятника не отменит их память.

К сожалению, дорогие сердцу памятники ликвидируют не только в Риге, но и по всей Латвии. Недавно снесли памятник в Лиепае, моя подруга, которая там живет, очень переживала по этому поводу, и я тоже. (В Лиепае  25 октября снесли памятник «Защитникам Лиепаи. 1941». – О. В.)

Жить в гармонии

– Одна российская певица недавно сказала, что с возрастом научилась жить в гармонии с собой независимо от того, как она выглядит. Как вам кажется: возраст действительно освобождает от забот о внешности?

– Я согласна с тем, что внешность и гармония – независимые друг от друга понятия. Но сказать, что года освобождают женщину от необходимости следить за собой, я все-таки не могу.

Я, например, как ухаживала за своим внешним видом, так и продолжаю это делать. Я в Латвии человек известный, поэтому считаю, что обязана выходить из дома в полном порядке, чтобы никому и в голову не пришла мысль – «Что это с ней, как она подурнела!».

А что касается возраста, так ведь он только в паспорте, а в душе всем женщинам если не 16, то хотя бы 25! Поэтому даже в почтенном (по паспорту) возрасте надо покупать новые наряды, краситься, делать прическу. Все это помогает держать себя в позитивном настроении, а настроение – это самое важное в жизни.

«Когда в 1979 году Раймонд Паулс пригласил меня спеть его песни, причем на латышском языке, я джаз не пела совсем. Услышав мой голос по радио и лично прослушав меня на конкурсе, Паулс принес мне песни, записанные им самим от руки. «Hello, Dolly», «Lady, Be Good», «Summertime», «The Man I Love»… Тогда ведь практически не было джазовых нот, все «снимали» по слуху. И я начала петь джаз...»

Из интервью Ольги Пирагс в «Аргументах и фактах», 2012 год

– Вы думаете о своем возрасте, вас эта тема заботит?

– Нет, не заботит. Когда у человека большая семья, много внуков, как у меня, то о возрасте думать некогда. Надо помогать детям с внуками, а внукам с правнуками. У меня, кстати, уже есть правнук! Когда помогаешь, приходится то туда ходить, то сюда. Вот и стимул хорошо выглядеть. А о возрасте думать некогда, да и незачем.

– Когда люди выходят на пенсию, они часто жалуются на чувство одиночества... Вам оно тоже знакомо?

– Я никогда в жизни не чувствовала себя одинокой. Во-первых, у меня дети и внуки, во-вторых, ученики. Кроме того, я окружена друзьями, в моем возрасте это особенно важно. Мои подруги со мной со школьной скамьи, с годами мы стали друг для друга как сестры. Некоторых моих бывших однокурсниц именно теперь я могу назвать близкими людьми, потому что наша близость пришла уже в зрелом возрасте. Раньше жизнь кипела, мы выходили замуж, рожали детей, строили карьеры и не имели возможности глубоко погрузиться во внутренний мир друг друга. А сейчас эта возможность появилась, и теперь нам всегда есть что обсудить, над чем посмеяться или погрустить.

Время для откровенности

– Несколько лет назад ваша дочь певица Диана Пирагс достаточно откровенно рассказала о своей семейной жизни, в том числе о том, что муж поднимал на нее руку. Как вы относитесь к такой откровенности со стороны известных людей?

– Я поддерживаю решение дочки рассказать о ситуации, с которой она столкнулась. Во-первых, потому что в нашей маленькой Латвии такие вещи не утаить, и лучше самой рассказать о том, что произошло, чем потом слушать выдумки и небылицы.

Во-вторых, своим откровенным интервью Диана показала, что проблему насилия в семье нельзя замалчивать, о ней надо говорить, чтобы другие женщины, на которых мужчины поднимали руки, знали, что они не одиноки. Диана не смирилась с насилием в семье, я это очень поддерживаю. 

«Вы знаете, у меня не было возможности особенно много времени уделять Диане. Тем более заставлять заниматься музыкой. У нас все шло параллельно, она с детских лет видела, как я работаю...

У Дианы замечательный голос широкого диапазона и в октавах больше, чем у меня. Хотя не в октавах дело. Главное – мудрость и жизненный опыт, ведь именно они помогают певцу найти свою ноту, фразу».

Из интервью Ольги Пирагс журналу «Джаз», 2000 год

Школа выживания

– Когда ваши дочери выходили замуж, вы им давали советы относительно супругов или, может быть, отговаривали их от брака с конкретным человеком?

– Ни того, ни другого я никогда не делала. Убеждена, что нельзя вмешиваться в чужую жизнь, даже если это жизнь твоего ребенка. К тому же перед началом семейной жизни невозможно понять, как к твоему ребенку будет относиться супруг, в конфетный-букетный период все другу друга обожают, холят и лелеют.

Потом наступает новый этап, приходится притираться друг к другу, учиться терпеть слабости другого, если, конечно, это не унижения или насилие. Это редкость, когда встречаешь такого спутника жизни, который тебе всю жизнь помогает и не обижает. В основном брак – дело сложное, настоящая школа выживания.

– Вы сейчас состоите в отношениях?

– Нет, 17 лет назад я похоронила мужа. После этого я не рассматривала возможность вновь выйти замуж. На это несколько причин. Во-первых, многие мужчины трусливые, они боятся женщин, которые имеют статус и известность.

Во-вторых, я стала вдовой в 50 лет. Это тот возраст, когда все хорошие мужчины давным-давно заняты, а мужчины из разряда «лишь бы был рядом» мне не нужны. Честно говоря, мужчине сложно мне понравиться, так как я всех сравниваю с моим покойным мужем. Он был очень хорошим, аккуратным, заботливым человеком. Есть ли сейчас такие – неизвестно...

– Может, стоит попытать счастья на сайтах знакомств?

– Ни в коем случае! Я считаю сайты знакомств пошлостью, не хочу ими пользоваться. Судьбоносное знакомство – это воля случая, если со мной такое еще раз произойдет, то буду рада, ну а нет, так и нет. С возрастом у меня расширился список требований к мужчине, поэтому со мной будет сложно.

История жизни

Звездный час Ольги Пирагс пришелся на 1981 год, когда она победила на конкурсе молодых исполнителей Латвии. Затем она поехала на всесоюзный конкурс в Днепропетровск, где поделила второе место с Тамарой Гвердцители. Позже был успех на международном фестивале «Красная гвоздика», проходившем в Сочи, на котором Ольга исполнила песни Раймонда Паулса «Дождевые кольца» и «Два стрижа». После этого конкурса Ольга, как говорится, проснулась знаменитой, а эти две песни вошли в десятку самых популярных песен СССР.

Бабушка и дедушка

– Вы в начале разговора упомянули свою бабушку. Расскажите о ней и о дедушке, пожалуйста.

– Моя бабушка была очень набожной, никогда ни на что не жаловалась и меня учила быть терпеливой и держать себя в руках. Конечно, это сложно, особенно когда эмоции захлестывают. Но я стараюсь все перетерпеть и учу этому уже своих внуков. Важно помнить, что слова, сказанные в запале, могут больно повлиять на другого человека.  Я до сих пор помню слова бабушки, что выплескивать на другого свои эмоции – значит высказывать неуважение.

– На всех фотографиях вы с улыбкой, трудно поверить, что вы тоже умеете сердиться.

– Да, я стараюсь улыбаться в любых обстоятельствах. Это не только в силу моего характера, но и потому, что такими улыбчивыми людьми были мои родители. Я видела, как они себя ведут в разных обстоятельствах, и впитывала это. Правду говорят: роль семьи преувеличить невозможно. Мама и папа давно умерли, но я все хорошо помню.

– В вашей семье кто-то пел или вы первая?

– Мой прадед, дьякон, очень хорошо пел, мама и папа тоже пели. Видимо, все они внесли свою лепту в мои гены и воспитание.

– А кем был ваш дедушка?

– О, это долгая история, и сразу скажу, что своим дедом я горжусь! Он латыш, который уехал на заработки в Воронеж. Во время Первой мировой войны дед служил в Красной армии, в войсках Семена Михайловича Буденного. Так он очутился в Ставрополе, где познакомился с моей бабушкой, о которой я вам только что рассказала. Незадолго до начала Великой Отечественной войны моего деда начали преследовать из-за национальности, в то время всех латышей считали шпионами. Незадолго до предполагаемого ареста первый секретарь обкома партии Ставрополя вызвал его и сказал: «Беги скорее отсюда!» Дед сначала уехал в Сибирь, а затем оттуда вернулся в Латвию и спрятался в районе Балтэзерса.

– Зачем было прятаться?

– В Латвии была советская власть, и находиться на глазах было небезопасно. Когда в Латвию пришли немцы, дед очень хотел защитить родную землю от врагов, но по понятным причинам не смог стать военнослужащим. Он стал партизаном, вел партизанскую деятельность, был ранен несколько раз. Однажды немцы его поймали и повели на расстрел, перед этим выбив зубы. Но деду удалось сбежать. После смерти Сталина его реабилитировали и за заслуги дали звание персонального пенсионера. (Персональная пенсия – пенсия, предоставляемая лицам, имеющим особые заслуги перед государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или за выдающиеся заслуги. – О. В.) Деда похоронили на кладбище Райниса, места там давали только персональным пенсионерам.

«Живите так, чтобы жизнь, пиная вас, сломала ногу!»

– Вы недавно в социальной сети поставили картинку с фразой «Живите так, чтобы жизнь, пиная вас, сломала ногу!». А вы сами живете именно так?

– Надеюсь, что да. Я считаю, что в любой ситуации следует справляться с трудностями, а не раскисать! Я верю: что бы ни произошло, дальнейшее развитие ситуации зависит от самого человека. Ну и последнее. Очень важен тот настрой, с которым человек будет относиться к произошедшему, позволит он событию разрушить себя или нет.

– Я где-то слышала, что музыка и пение благотворно влияют на здоровье. Вы с этим согласны?

– Я уверена, что сочетание некоторых звуков благотворно влияет на организм. Например, доказано, что пение птиц и голоса дельфинов положительно воздействуют на здоровье, поэтому больным рекомендовано слушать запись этих звуков.

Что касается музыки, то это связь человека со Всевышним, я в этом абсолютно уверена. Подтверждением этого служат ситуации, когда одна и та же мелодия приходила на ум разным композиторам практически одновременно. А сколько было случаев, когда мелодия оздоравливала, всех не перечесть! То же самое касается песни. Талантливо и искренне спетая песня служит лекарством, причем не только от душевной боли, но и от физической.

«Слава Богу, который щедро одарил меня вокальными данными, темпераментом, чувством свинга и умом, ведь для успешного пения надо иметь и мозги. Ведь иногда слушаешь молодую певицу и убеждаешься – мозгов нет. Необходимо актерское мастерство, искренность в исполнении, внутренняя свобода. При слиянии всех этих качеств воедино и рождаются настоящие джазовые вокалисты и музыканты».

Из интервью Ольги Пирагс журналу «Джаз», 2000 год

– Вы говорите о певце или о его слушателях?

– Обо всех! У меня нет примеров, которые бы проиллюстрировали мою уверенность, что песня благотворно влияет на слушателя, но есть пример, как песня благотворно повлияла на певца. Когда Раймонду Паулсу было 45 лет, я должна была выступать на нескольких его юбилейных концертах. Когда я проснулась наутро после первого концерта, то с ужасом поняла, что у меня пропал голос. Что я только ни делала, чем ни лечилась, ничего не помогало. Тогда я начала слушать любимые песни и к вечеру поняла, что снова могу петь. Вышла на сцену и спела так, как надо!

Факт

А вы знали, что актриса Елена Цыплакова в культовом фильме «Мы из джаза» поет голосом Ольги Пирагс?

Сама Ольга как-то рассказала журналистам, что попала в кино не случайно: «Меня уже хорошо знали в Москве, я часто в те годы выступала в Театре эстрады, на Всесоюзном радио, пела с ансамблем «Мелодия»... И вот в один прекрасный день меня пригласили на «Мосфильм», где происходило прослушивание певиц с целью записи фонограммы для Цыплаковой. Требовалось звонким и прозрачным голосом спеть две песни: «Старый рояль» в дуэте со Скляром и «Спасибо, музыка, тебе». Аккомпанировал нам оркестр Анатолия Кролла. Я спела, как требовали, и в итоге утвердили меня. Мое исполнение понравилось Кроллу и режиссеру фильма Карену Шахназарову. Кстати, с оркестром Кролла намечалось несколько моих концертов в «Олимпийском», но, к сожалению, состоялся только один. Ушел из жизни Брежнев, в стране объявили траур, и все концерты тогда отменили».

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.