Перед празднованием Хеллоуина в социальных сетях Латвии опять распространяются суеверия, связанные с тайными культами и жертвоприношениями животных. Реальных подтверждений эти догадки не находят, в то время как секты, действующие легально или полулегально, наносят своим адептам и их близким вполне ощутимый ущерб. О том, как в Латвии действуют ловцы душ и как не попасться в их сети, рассказывает глава Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами AntiSekt Виктор Елкин.

Только черному коту и не везет

Недавно, в канун Хеллоуина, в группе «Рижский клуб кошатников» в социальной сети Facebook появилась необычная публикация. «Уважаемые владельцы котов, – писала Марина Л. – Если вы раздаете черных котят, то лучше придержите их до ноября». По словам Марины, в октябре черными котятами в Латвии особенно интересуются оккультисты. Есть подозрение, что они используют животных в запрещенных обрядах.

Среди бывалых кошатников Латвии тут же развязалась дискуссия. «Неужели это правда?» – искренне удивлялись одни. «Конечно, правда, – нагнетали в комментариях другие. – Например, в Испании в приютах официально не отдают черных и белых зверей, ни котят, ни щенков в октябре. Вы просто живете в своем удобном мирке, закрывшись от подобной правды и мракобесия. Как будто не помните, как почти 200 миллионов образованных, нерелигиозных граждан воду у телевизора заряжали».

А Марина рассказала, что не сомневается в наличии языческих культов в Латвии: «Мы в этом году ездили на экскурсию в Национальный парк Кемери, так там посреди болот есть камни с высеченными языческими символами. Гид рассказала, что сюда время от времени приезжают странные люди. Что они делают на этих камнях, посреди леса? Не хочу об этом даже знать!»

В ожидании эзотерического бума

Наш собеседник – Виктор Елкин, социальный психолог, основатель движения AntiSekt, которое оказывает профессиональную помощь пострадавшим от сект и культов в Латвии и в других странах постсоветского пространства. Движение занимается психологической реабилитацией жертв, проводит экспертизу, выявляя степень опасности сект и культов.

– Правда ли, что в октябре перед Хеллоуином в Латвии активизируются разные оккультные течения и совершаются жертвоприношения животных, например, черных кошек?

– Группы, которые занимаются жертвоприношениями животных, к счастью, нам не известны. Некоторое время назад этим занимались отдельные молодые представители разных контркультур с садистскими наклонностями, которые могли маскироваться под сатанинские культы. До сих пор подобных личностей можно встретить на просторах Интернета, но это единичные случаи.

– Есть ли в Латвии секты сатанистов?

– О сектах сатанистов не слышал, но в стране есть группы или отдельные личности, занимающиеся магией и эзотерикой. Секта предполагает четкую структуру, иерархию и подчинение. В группах же может оставаться право на свободную дискуссию, это скорее философско-религиозные сообщества.

Как правило, люди, называющие себя сатанистами, выражают протест против догм мироустройства, протест против традиционных религий, но кровавых обрядов они, насколько известно, не проводят.

– Пик увлечения эзотерикой на постсоветском пространстве пришелся на 90-е годы. Можно ли сейчас говорить об эзотерическом буме – в связи с пандемией ковида, войной на Украине, политической нестабильностью?

– Пока мы этого не наблюдаем, хотя действительно ожидали большей активности. Во время пандемии многие группы и личности активно использовали тему антиваксерства.

Некоторые пытались проповедовать, была даже группа, которая «исцеляла» ковид молитвами по видеосвязи и призывала не обращаться к врачам. Но всплеска сектантских движений не было и нет – возможно, это связано с тем, что сектанты не смогли предвидеть столь значимые события, как пандемия и война, хотя и претендуют на связь с абсолютом, на то, чтобы называться пророками. Они понимают, что в глазах общества сейчас выглядят не очень убедительно.

– Разве подобные прогнозы – не прерогатива астрологов и гадалок?

– Не только. Во многих сектах подразумевается присутствие некой высшей силы, которая направляет адептов, подсказывает путь.

– По вашим данным, к астрологам и гадалкам латвийцы сейчас стали чаще обращаться?

– Подобные вещи мы не отслеживаем. Реагируем, когда к нам обращаются родственники или близкие людей, попавших в секты. Смотрим и на статистику Минюста, хотя она мало информативна: большинство сект не зарегистрированы как религиозные организации, их невозможно отследить через регистр предприятий.

Быстрое пробуждение

– Какие жалобы вы получали в последнее время?

– Больше всего жалоб было связано с сектой «Путь человека» Геннадия Гивина, его последователи работают и в Латвии, и в других постсоветских странах. Близкие сектантов жаловались на то, что под влиянием секты распадались их семьи. Обращался человек из Беларуси, у которого один из инструкторов выманил крупную сумму под предлогом развития школы.

– Что эта школа проповедует?

– Некое «пробуждение» через духовные практики. Сама идея пробуждения близка к буддистской. В школе Гивина обещают за большие деньги обучить тому, как быстро и правильно достичь пробуждения. Эта, как и другие нью-эйджевские секты, используют эклектику из разных учений. Что-то берут из буддизма, что-то из христианства и еще откуда-то и смешивают, что-то добавляют от себя. Сейчас уже мало кто пишет свои собственные учения, как когда-то это делали, например, сайентологи.

– Сайентологи в Латвии еще действуют?

– Да, но сейчас они ведут себя довольно спокойно. Все старые секты в последнее время стабилизировались, они уже почувствовали грань, за которую не стоит переходить. Это новым группам приходится действовать агрессивнее, пробиваться на рынке, захватывать паству, применяя определенные техники – обман, сокрытие информации, завлекалочки. Старые секты агитируют менее навязчиво.

Например, я давно не слышал, чтобы «Свидетели Иеговы» ходили по квартирам, хотя раньше делали это регулярно. Сейчас они просто на улицах стоят и агитируют.

Со мной был забавный пример, когда-то «Свидетели Иеговы» предложили мне изучать Библию. Я согласился, но предложил им, что подготовлю мнения разных религиоведов, сделаю обзор, кто, как и что в Библии интерпретировал. Тогда они испугались, заявили, что у них своя трактовка Библии и других они слышать не хотят.

– Были ли в Латвии среди «Свидетелей Иеговы» летальные случаи в связи с отказом от медицинских процедур?

– В Латвии был только один случай в 1996 году, когда умерла девушка, попавшая в аварию, из-за того, что ей запретили переливать кровь. В последнее время, судя по всему, от подобных запретов «Свидетели Иеговы» отступают. Раньше у них были ограничения на прививки. Когда они приехали в страны, где прививки были обязательны, они подчинились требованиям. Любая группа может изменять свои правила.

– Не секрет, что сектанты отдают часть своего дохода в секты. А за вербовку новичков они бонусы получают?

– Да, вербовщики получает бонусы, но скорее духовные. Правда, в коммерческих культах типа Herbalife и Coral Club есть и материальные бонусы, но очень незначительные.

Эти компании нельзя назвать полноценными сектами, но нечто схожее с сектами у них есть, скажем, создатель компании фактически обожествляется, идет и обожествление продукта. Компания наделяет себя спасительной миссией, убеждая, что потребляя ее продукт, люди будут счастливы. Эти компании до сих пор вербуют людей потихоньку, но не в тех масштабах, как раньше.

– Действие сект в Латвии запрещено законом?

– Нет. Они находятся в серой зоне, законом они не запрещены.

Тотальный контроль

– Можно ли кришнаитов назвать сектой?

– Да, они вполне подпадают под это определение и до сих пор активно вербуют людей. Когда я проводил исследование о влиянии сект на жизнь их адептов, то понял, что по многим позициям кришнаиты соответствуют тоталитарной секте, хотя ведут себя на первый взгляд не агрессивно. Например, у них есть право лгать окружающим, чтобы привести их к нужной им цели.

Когда я учился в МГУ, рядом с Красной площадью стоял мужичок, по виду не кришнаит, и предлагал прохожим пожертвовать на строительство православного монастыря в Нижнем Ельце. Я разузнал, что никакой храм там строить не собираются. Когда этого мужика я поймал на вранье, он сказал, что имел в виду ведическое православие и на самом он деле он кришнаит.

– В чем отличие тоталитарной секты от обычной?

– Если честно, само слово «секта» мне не нравится, я ввел другое понятие – тоталитарная религиозная группа. Тоталитаризм (от слова total, всеобщий) предполагает максимальное проникновение и контроль всех сфер жизни человека. При этом тоталитаризм не обязательно подразумевает диктатуру.

При диктатуре граждане должны подчиняться неким навязанным извне правилам (например, обязательно служить в армии), но вольны выбирать образование, спутника жизни, круг общения.

Тоталитаризм – это отчасти власть снизу, когда сосед готов стучать на соседа и ближний – следить за ближним. В подобных сектах адептам говорят, где им лучше учиться, на ком жениться, с кем общаться. И зачастую воздействие происходит не за счет силы и угроз, а за счет того, что люди сами начинают поддаваться влиянию, ощущать себя частью явления и в нем участвовать.

– Какие индуистские секты действуют в Латвии кроме кришнаитов?

– Известность получило, например, индуистское содружество Durgas Templis, его основательница Нора Калмалне (она называла себя Нора Деголд) в свое время выманивала у людей деньги и ценные вещи, квартиры у людей отжимала. Нора объявила себя воплощением богини Кали, учила как избавляться от порчи, энергетических вампиров и т. д. И ей верили.

– Без доказательств?

– А зачем доказательства? Люди и без доказательств верят в такое, что поражаешься.

– Нора понесла наказание?

– Насколько мне известно, уголовного наказания не понесла. Центр защиты прав потребителей наложил на нее штраф.

– Вы упоминали случаи выманивания денег. Они попадали в поле зрения полиции?

– Обращений в полицию было много, не только по поводу сект, но и по поводу нечистых на руку экстрасенсов, но очень мало дел дошло до суда.

– По поводу экстрасенсов к вам тоже обращаются?

– Да, техники их воздействия на умы примерно схожи с сектантскими. Обращались близкие, когда члены семьи подпадали под влияние, экстрасенсы выманивали у них деньги, назначая курс сеансов. Распространенная практика: экстрасенс предписывает клиенту провести кармическую чистку или снять порчу за очень большие деньги, говоря что иначе человека ждет скорая смерть. Люди даже брали кредиты, чтобы подписаться на это.

Сектант или нет?

– Кто становится легкой добычей сектантов?

– Люди во время кризисных ситуаций (это может быть потеря близкого или болезнь, возрастной кризис, чувство одиночества и отсутствия поддержки в обществе).

Особая каста – люди, которые по жизни находятся в духовных поисках. Они рискуют в какой-то момент быть вовлеченными в секты.

– Как отличить сектанта от несектанта?

– Признаков много. Но самое важное – у сектанта отсутствует критическое мышление по отношению к учению и к учителю, он не способен оценивать их адекватно. Для сектанта характерно черно-белое восприятие мира.

Другие признаки секты – абсолютизм власти, претензия на исключительность своей истины и эксклюзивное право пользования ею.

– Чем сектанты отличается от последователей традиционных религий?

– Как правило, в традиционных религиях, принятых обществом, за критику и сомнения никто не будет наказывать. А в сектах критика и сомнения недопустимы.

Если религии дают рекомендации, которые человек волен исполнять или не исполнять, то секты навязывают обязательства и контролируют их исполнение. Там меньше возможностей для осознанного свободного выбора.

– Если человека втянули в секту, это не значит, что он выбрал ее осознанно?

– Его выбор мог быть навязан со стороны. Сектанты хорошо преуспели в манипуляции бессознательными процессами.

– Все члены сект заманивают новичков, или этим занимаются специальные люди?

– Обычно это всем рекомендуется делать, но у кого-то лучше получается и они больше людей привлекают.

– Как в сектах работают с теми, кто сомневается?

– Сначала человеку создают приятную радужную атмосферу, он чувствует поддержку, получает удовлетворение своих потребностей, которые ранее игнорировали окружающие. Если он начинает задавать неправильные вопросы, то поддержку рискует потерять, с ним могут прекратить общение авторитетные для него люди. Сектанты часто используют психологическую технику манипуляции «эмоциональные качели». Человек сначала задабривают, а потом за непослушание обдают холодом и игнорируют. Те, кто поддерживает правильную линию, получают бонусы, кто ведет себя неправильно – холодный душ.

Вернуть критическое мышление

– Какими способами можно вытащить из секты человека?

– Мы даем близким и родственникам, которые к нам обращаются, инструменты, с помощью которых они могут вернуть человека в русло критического мышления. Это делается для того, чтобы человек, получив всю необходимую информацию о группе, мог сделать свой выбор самостоятельно и оценить его критически. Если он согласен оставаться в секте осознанно, тут мы уже не сможем помочь.

– Обращаются ли к вам сами сектанты?

– Если человек обратился сам, он скорее всего готов выйти из секты. Порвав с сектой, люди иногда обращаются за реабилитацией. Процесс этот нелегкий: человек проходит несколько этапов, понимая, что он зашел не туда, ему тяжело принять идею, что он совершил ошибку и выкинул столько лет впустую. Начинаются укоры совести. Рвутся социальные связи, человек задумывается о том, как вернуть прежний круг общения, как он будет выглядеть в глазах друзей.

– Как проходит реабилитация пострадавших от сект?

– У нас есть человек, который помогает бывшим сектантам. Процесс реабилитации эффективно проходит в группах бывших сектантов – есть форумы бывших «Свидетелей Иеговы», бывших кришнаитов. Принципы общения там в чем-то похожи на группы анонимных алкоголиков.

– Кто легче и быстрее освобождается от влияния сект – молодые люди или люди средних лет?

– Молодые освобождаются легче.

– Много говорят о деструктивном влиянии сект. А есть ли позитивное влияние?

– Есть, конечно. Многие благодаря сектам избавляются от тяжелых зависимостей, например, прекращают прием наркотиков. В данном случае происходит замена одной зависимости на другую, которая менее опасна.

Бывшие уголовники начинают вести социально приемлемый образ жизни.

Некоторые люди под влиянием секты начинают работать, чтобы часть дохода отдать собратьям. Во многих группах есть возможности для творческого развития.

– Деструктивное воздействие – в чем оно проявляется кроме отключения критического мышления?

– Оно может проявляться в разных деталях. Секты оказывают большое влияние на социальную сферу – регламентируют, где человеку учиться, где работать, как проводить досуг. Например, «Свидетели Иеговы» не могут тратить досуг на себя или на семью, а должны идти проповедовать – раньше ходили по квартирам, теперь стоят на улицах. В сектах регламентируют, какие книги читать, какие нет, в некоторых сектах только Библию позволено читать.

– Есть ли данные о том, сколько жителей Латвии в процентном отношении состоит в сектах?

– В деструктивных сектах и культах состоит примерно 1 процент населения.

– Какие секты самые страшные по воздействию на психику?

– Смотря что понимать под страшным. Убийствами у нас никто не занимался. Если происходят несчастные случаи (пару лет назад в небольшой протестантской общине погиб при родах ребенок), то не по злой воле сектантов, а скорее по глупости.

Сайентологи раньше занимались шантажом тех, кто хотел покинуть их церковь. Просили их выписать все свои грехи и преступления, совершенные против церкви, которая позиционирует себя как абсолютное благо. Запугивали, что те, кто этого не сделает, быстро умрут. И люди соглашались, даже если ничего плохого не совершали.

Сайентологи собирают много конфиденциальной информации об участниках и потом держат их под контролем.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.