Продолжая вспоминать экранизации литературных произведений, осуществлeнные на Рижской киностудии, расскажем о фильме, основанном на нескольких рассказах Андрея Упита.
Фильм «У богатой госпожи» – последняя и, возможно, лучшая картина Леонида Лейманиса. О нем мы вам рассказывали – мужественный и талантливый человек, в 60-х годах прошлого века – один из ведущих режиссеров Рижской киностудии. В 1967 году с огромным успехом прошел его фильм «Эдгар и Кристина» по Блауманису, с Вией Артмане и Улдисом Пуцитисом в главных ролях. В СССР в том году фильм посмотрели 26 с половиной миллионов зрителей.
На улицах Риги
После этого Лейманис начал искать тему для следующей работы и к весне 1968 года написал сценарий «Улыбающийся лист» – по мотивам этого и других рассказов классика латышской литературы Андрея Упита, который к тому времени был жив. Еще в 30-х годах Лейманис, будучи актером Рабочего театра, играл в пьесах Упита и, конечно, был с ним знаком лично. Принято считать, что тема «буржуазной Латвии» не приветствовалась советскими идеологами, однако фильмов на эту тему снято немало. И уже тем более не могли отказать такому человеку, как Лейманис. Который не просто жил в то время, а еще и был связан с подпольщиками.
Поскольку режиссер занимал левые политические позиции, у него был свой взгляд на довоенную республику. Хорошего он там видел мало. Вот и сценарий рассказывает об интеллигентном безработном Ольгерте Курмисе и его любви к девушке Эмме, получившей небольшой срок за мелкую кражу и недавно вышедшей из тюрьмы. Она работает прислугой в доме богачей Калнкайсов, отсюда и название. Общая атмосфера – безнадежность поиска работы, лицемерие богачей и представителей власти, политические репрессии, нарастающее напряжение в обществе.
Работа над фильмом началась уже осенью 1968 года. Действие происходит в Риге в разное время года и все места съемок узнаваемы и сегодня. «Оживленно в эти осенние дни на улочках и площадях Старой Риги. Извозчики, реклама частных предпринимателей, полицейские и буржуа – одним словом – типичная картина для 30-х годов нашего столетия. Именно это время выбрал режиссер и сценарист новой ленты Рижской киностудии Леонид Лейманис для создания сатирической комедии о быте и нравах буржуазной Латвии на фоне выборов в сейм», – писала «Советская молодежь».
Сначала снимали уходящую натуру, в том числе сцену на мосту через Даугаву, когда Эмма в белом платье стоит на конце доски. Это самый узнаваемый кадр фильма. Говорят, что режиссер сам проверял, можно ли стоять на этой доске и даже упал с неe. Зимой снимали заснеженную Домскую площадь, это была одна из последних снежных зим перед длинным периодом дождливых. Съемки продолжались до марта 1969 года. Оператором фильма стал Мартиньш Клейн, работавший с Лейманисом на предыдущей картине. Фильм черно-белый, в традициях итальянского неореализма. Звукооператор Глеб Коротеев впервые на Рижской киностудии использовал синхронный звук – всe записывалось прямо на съемочной площадке. Сцены в магазине и дома у госпожи снимались в декорациях.
Полководец и солдаты
В главной мужской роли – звезда латвийского кино и театра Эдуард Павулс. А вот в женской – Лига Лиепиня. В прессе ее именуют дебютанткой, но все знают, что ее первой работой в кино стала многострадальная картина «Дышите глубже», она же «Четыре белых рубашки», положенная на полку советской цензурой и позже объявленная культовой.
Лиге Лиепине на съемках пришлось нелегко. Она позже жаловалась: «Лиепиня, сделай это!» – это все, что говорил режиссер перед съемками очередной сцены. Но почему именно так, а не иначе? «Не надо думать, а надо делать!» Я же должна ясно знать мотивы поступков героини. Однако не всегда удавалось во всем разобраться самостоятельно, и съемки были крайне болезненными. Режиссер ничего не объяснял, только требовал и притом не показывал отснятый материал! Когда я наконец посмотрела его, то подумала, что там много моментов, которые не были отыграны до конца». Отснятые кадры Лейманис не показывал, потому что смотрел на актрису только с одной точки зрения – насколько красиво или не красиво она выглядит на экране.
Роль безработного Фридиса – друга главных героев – досталась Карлису Себрису. «Всякий раз, когда я встречаюсь со зрителями, я вспоминаю эту роль с самыми теплыми чувствами, – рассказывал актeр. – Коллеги по театру смеялись: как можно играть безработного, если ты такой толстый? Тогда я ответил:
– А может, безработный от голода раздулся?». Мой Фридис был маленьким человечком Чарли Чаплина, тем оптимистом, который никогда не теряет интереса к жизни, как бы тяжело ему ни приходилось. У Леонида Лейманиса было качество, которое обычно есть у старых режиссеров и которого часто не хватает молодым – да простят они меня! – ясность в отношении того, чего хочет художник. Режиссер – полководец, актер – солдат. И если полководец не знает, переходить тот ров или нет, брать или не брать ту высоту, если он начинает сомневаться, то битва проиграна».
Также в фильме мы видим других знаменитых латышских актеров, а на роль самого трагического персонажа – маленькой Юзы, которая умирает от туберкулеза – худощавую девочку Дзидру Знот нашли по объявлению в «Ригас Балсс».
Разоблачение рая
30 января 1969 года отснятый материал был показан на худсовете студии. Возражений было мало. Кому-то показалось, что Эмма слишком быстро пьянеет от коньяка, Вии Артмане не нравился голос Лиепини, глава производственного отдела сетовал, что декораций построили больше, чем надо было. Были сомнения по поводу названия фильма. Но в целом всe одобрили.
Фильм готовили к VI Московскому международному кинофестивалю, 27 августа 1969 года его начали показывать в московском кинотеатре «Рига», для чего фильм был озвучен на русском языке актерами театра им. Гоголя. И только 8 сентября состоялась премьера в Рижском доме кино. На II съезде Союза кинематографистов СССР его председатель Лев Кулиджанов назвал фильм одной из самых успешных экранизаций классики последних лет, наряду с «Гамлетом», «Королем Лиром», «Братьями Карамазовыми» и «Войной и миром».
В Латвии картину тоже оценили высоко. Режиссер Ольгерт Дункерс, будущий депутат Сейма, писал, что фильм вбирает в себя мысль Ленина: государство – это машина, позволяющая одному классу угнетать другой.
Критики уверяли: «Впервые с художественного экрана в полный голос зазвучала тема разоблачения «буржуазного рая». Разоблачения страстного, талантливого, неопровержимого. Это – голос художника гражданина воочию, в лицо видавшего изнанку «свободного мира» и искренне, горячо ненавидящего его» («Ригас Балсс»).
«Ирония выбрана в качестве основного ключа к изображению «партийного времени» буржуазной Латвии. Множество ярких, метких деталей, темпераментное и остроумное изображение предвыборной суматохи выражают очень современное, мощное сознание превосходства, основанное на логике истории», – писал Михаил Сависко в журнале «Максла».
Заслуженно хвалили музыку: «Состояние тревожной напряженности, беспокойства, смутных надежд, столь характерное для общей атмосферы рубежа 20-30-х годов, очень хорошо передает музыка Маргера Зариня. Именно это грустное танго, незатейливый уличный мотив в сочетании с тихими, уютными улочками старого города, за которыми скрываются нищета и убогость, создает общий эмоциональный настрой картины, раскрывает печаль и безысходность маленького человека в большом и чуждом ему буржуазном городе» («Советская молодежь»).
Подмечали и недостатки, не портящие картину – некоторую затянутость, переигрывание отдельных актеров. И нелогичные моменты сюжета. Например, как ловко Эмма крадет брошь в ювелирном магазине, хотя по сюжету она вовсе не опытная воровка. Самый нелогичный момент, по мнению критиков, в том числе и нынешних, связан с темой выборов в сейм. Герои расклеивают листовки с номером своей партии в избирательном списке тайно от полиции. За это же арестовывают Эмму. Но если есть номер, то партия официально зарегистрирована и разрешена! В этом видят нарушение логики, но это довольно наивный взгляд. Даже в наше время официальная регистрация оппозиционной партии вовсе не защищает ее от проблем.
Послесловие
Сейчас многие тогдашние оценки фильма выглядят идеологическими и, возможно, впоследствии их авторы считали иначе. И сама картина, конечно, продукт своего времени и принятых в обществе установок. Но Леонид Янович Лейманис, по свидетельствам его современников, всегда хорошо знал то, о чем снимал. В конце концов, он жил в ту эпоху и у него было к ней свое выстраданное отношение. Недаром «У богатой госпожи» и сейчас показывают по телевизору перед очередными выборами. Это очень хорошее кино. К сожалению, последняя работа режиссера. Он тяжело болел и скончался 6 июля 1974 года, в возрасте 64 лет.